Из-за чего может появиться дисграфия?

Причины дисграфииИз-за чего может появиться дисграфия — материал информационного стенда для родителей. В настоящее время в начальной школе большое количество детей с нарушением письма. Это, естественно, беспокоит родителей будущих первоклассников. В статье рассказывается о причинах  появления дисграфии.

Нарушения письма (дисграфия) у младших школьников с нормальным интеллектом могут появиться по следующим причинам:

1. Если у ребенка недостаточно сформирована произвольность устной речи.

  1. К 7 годам (началу школьного обучения) Ваш ребенок еще путает звуки и переставляет слоги в «трудных» словах («пуСыШтый» вместо «пушистый»),
  2. Не может связно рассказать о каком-либо событии своей жизни (например, посещении зоопарка),
  3. Плохо запоминает стихи.

Такое состояние устной речи, скорей всего, говорит о ее недостаточной произвольности (осмысленности).

Достаточная, для успешного овладения грамотой, произвольность речи позволяет ребенку легко выполнить следующие примерные задания:

  • Назови по порядку все звуки в слове «ЛИСА» (ль, и, с, а). Сколько всего звуков в этом слове?
  • Сам вспомни слово, в котором 4 звука.
  • Назови по порядку все слова в предложении «Лиса бежит за зайцем». Сколько всего слов?
  • Сам придумай предложение, в котором 4 слова.

2.  Если имеет место раннее обучение чтению.

Лучше не спешить с обучением дошкольников чтению,так как морфологические, грамматические и лексические обобщения (то, что в дальнейшем обеспечивает грамотное письмо) формируются только с опорой на слух.

Раннее обучение чтению тормозит формирование этих обобщений, так как подключается зрительный анализатор и «мешает» слуховому.

3.​ Если имеет место неправильное обучение чтению и письму.

Школьная методика обучения грамоте предполагает, что ребенок уже владеет такими понятиями, как «звук», «буква», «слово», «предложение», умеет их различать, может подобрать слово с заданным звуком, придумать предложение с заданным словом, то есть обладает определенной базой навыков и умений.

Задача педагогов дошкольного образовательного учреждения — эту базу создать.

Таким образом, школьная и дошкольная методики различны. Каждая из них опирается на возрастные особенности детей.

Иными словами: дети разные и учить их надо по-разному.

Огромное число детей с нарушением письма (более 10 человек в классе, против 0-1-2 ранее) появилось в наших школах именно после организации школьных подготовительных курсов. Я это точно знаю, как логопед с более чем 30-летним стажем работы, в том числе и на школьном логопедическом пункте.

Лучше, если Ваш ребенок готовится к школе с педагогом, владеющим дошкольной методикой.

4.​ Если ребенок пошел в школу раньше, чем в 7 лет.

Школьная методика обучения грамоте рассчитана на детей, у которых осмысленность (произвольность) психических процессов уже сформировалась. В норме это происходит к семи годам.

Кстати, дизорфография (ошибки на правила) тоже бывает вызвана несоответствием возраста ребенка классу, в котором он учится, так как правило дается тогда, когда способность в языке уже созрела.

5.​ Если используются неподходящие методики обучения чтению.

Дисграфию могут спровоцировать методики обучения чтению, не опирающиеся на аналитико-синтетический метод, принятый в нашей школе. Это «Кубики Зайцева», обучение чтению «целым» словом и т.п.

Научить читать можно, а с письмом будут трудности.

Помните: сначала — письмо, потом — чтение!

6.​ Раннее обучение иностранным языкам.

Дисграфию может спровоцировать раннее,  до того, как сформировался родной язык, обучение иностранному.

Свой язык «встает» между 6 и 8 годами, поэтому обучение иностранному языку обычно начинается со второго класса.

Помните: дисграфию можно и нужно предотвратить, а уже появившуюся исправить сложно, иногда невозможно!

Соболева Наталья Владимировна
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ №73 Кировского района
г.Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: ,

Сейчас читают:

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»
Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или ранняя абилитация Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или ранняя абилитация
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей) Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей)
Нарушения письменной речи младших школьников Нарушения письменной речи младших школьников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.