Приемы постановки звука [Р]

Как поставить, вызвать звук [Р]?

Работа по формированию правильного произношения звуков [Р] и [Р’] должна включать подготовительный этап, собственно постановку звука и этап закрепления – автоматизации – правильной артикуляции.

В случае параротацизма (когда ребенок не может произносить звук Р и заменяет его на другие звуки (Л, Г, Ы, Н и др.) необходимо проведение  дифференциации – различения – поставленного звука и звука – субститута.

Итак, после того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, попробуем вызвать звук «Р».

Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук [Р], так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение.

Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску.

Можно предложить малышу «завести моторчик»,
подражая рокоту самолета или рычанью собаки – «ррррр…», или карканью вороны – «карррр…».

Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.

Постановка звука [Р] может осуществляться разными способами.
Остановимся на наиболее распространенных приемах.

Поэтапная постановка звука [Р].

  • На первом этапе ставится фрикативный (щелевой, или проторный) звук без вибрации.

(Фрикативный — образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи) .
Этот звук образуется при длительном произнесении за верхними зубами звука [З], близкого к [Ж]; широкий передний край языка при этом должен находиться непосредственно у альвеол (бугорков за верхними зубами).

Сильная воздушная струя проходит в щель между передним краем языка и деснами, задевая кончик языка.

Полученный таким способом звук следует сразу вводить  в слоги, чтобы формировать новый стереотип произнесения и закреплять положение кончика языка за верхними зубами для дальнейшей работы над артикуляционным укладом столь сложного звука.

  • Второй этап постановки звука [Р] нацелен на выработку вибрации с механической помощью.

Для этого в дело пускается предназначенный для постановки звука [Р] зонд с шариком на конце.

Однако подойдет и чисто вымытый указательный палец или резиновая сосочка, набитая ватой.

На худой конец, можно попросить у бабушки пластмассовый вязальный крючок, по возможности, толстенький и округлый по форме.

В любом случае, манипуляции идентичны: во время произнесения проторного звука [Р] следует проводить под языком, прикасаясь пальцем или зондом, вправо и влево для вызывания колебаний передней части языка.

Сильная выдыхаемая струя, направляемая на кончик языка, вызывает легкую вибрацию.

Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук [Р] ребенок не произносил.

Добавив к проторному звуку [Р] гласные «а», «э», «ы» – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком:

РА, РЭ, РЫ.

Первый способ постановки звука Р

Постановка звука [Р] от звукосочетания [ЗА]. Выполняем действия, сходные с вышеописанными.

Второй способ постановки звука Р

Постановка от звука [Д].

В этом варианте постановки при широко открытом рте и положении кончика языка за верхними зубами (у самых альвеол), следует произносить звук [Д] – сначала медленно, затем в более быстром темпе.

В момент произнесения «дддд…» с помощью подложенного под язык пальца или зонда совершать колебательные движения из стороны в сторону, тем самым способствуя выработке вибрации.

 

Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма существуют нюансы  в подходе к исправлению дефекта.

Следует заметить, что приступать к работе над правильной артикуляцией звука [Р] надо с большой осторожностью, так как особенностью данного звука является упоминаемая выше своеобразная «неразборчивость»: если не удается вызвать вибрацию кончика языка, роль вибратора берет на себя мягкое небо или небная занавеска.

В результате, приобретенный звук не будет соответствовать произносительной норме, и потребуется коррекция уже нового звука.

Чтобы избежать осложнений, желательно обратиться к логопеду и получить его рекомендации.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (22 понравилось, средний балл: 4,55 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов
Тренажер для развития речевого дыхания «Новогодний венок» — мастер класс Тренажер для развития речевого дыхания «Новогодний венок» — мастер класс
Индивидуальное занятие на тему: Дифференциация звуков [с]-[ш] Индивидуальное занятие на тему: Дифференциация звуков [с]-[ш]
Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях — конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях — конспект индивидуального логопедического занятия

Отзывы к материалу: "Приемы постановки звука [Р]"

  1. варвара:

    Здравствуйте,уважаемые коллеги! Срочно нужен совет. При звуке Р у ребенка вибрирует только одна половина языка. Звук при этом довольно чистый. На при автоматизации ребенок стал сдвигать язык в одну сторону (в сторону той половины, которая не вибрирует). Особенно это заметно при произнесении слов со звуком Рь. ЧТО ДЕЛАТЬ???

  2. Fly:

    Попробуйте поделать массаж языка.

  3. Ольга:

    Мы наконец-то добились звука Р!!! Но звук появился с зажатыми зубами: трррр и все, дальше никак. Язык поднимается с трудом. Подскажите, как быть дальше. Кто ставит звук с зажатым ртом, поделитесь, пожалуйста!

  4. Fly:

    Предложите ребёнку рот широко открыть (это важно! Пусть подложит свой указательный палец между зубами), а язык прижать (присосать) к альвеолам (можно поддержать его пальцем, шпателем или ватной палочкой).

    И от этого положения, положения «Грибок», сильно подуть на кончик языка. Многократно повторяйте это упражнение и у вас всё получится.

  5. Ольга:

    Ой, спасибо большое!!!

  6. Вадим:

    что сделать, чтобы убрать дрожанье губ при рычанье?

  7. Ольг@:

    Здравствуйте, у моего сына, ему 5,5 лет, при произношении «р» трясется левая щека и говорит ее протяжно, как переучить ребенка, чтобы он говорил правильно и красиво?

  8. Симонова М.:

    Вадим и Ольга, невозможно назначать лекарство, не видя больного. Обязательно обратитесь к логопеду!

    А для начала поделайте с ребёнком артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, язычка, щёк). Это поможет ребёнку прочувствовать свою артикуляцию и научиться управлять ею.

  9. Екатерина:

    Здравствуйте! Помогите ребенок научился говорить тр и др и теперь делает акцент во всех словах. Речь становится скандированной. Например слово карман произносит ка—-др—ман. Что делать?

  10. Алия:

    Скажите, мы звук р наконец-то произнесли , но как-то не четко, звучит как нрр и произносит его ребенок внапряг и в слове тяжело проговаривает, как нам быть? спасибо заранее!

  11. Тимур:

    Здравствуйте, мне 16 лет у меня гортанное произношение звука «Р». После 1 занятия с логопедом научился выговаривать «Р» от буквы «Д», то есть Д, а дальше рычу. Но чем больше рычал тем чаще звук стал начинаться с буквы «Г» — «гРРРР». Скорее всего из-за привычки произносить гортанью, у меня 2 вопроса:
    1) Как избавиться от буквы назойливого звука «Г»?
    2) Как добиться чистого звука «Р», потому что мой звук «Р» сильный рык с примесью «Г», «Х»?

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.