Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников

В статье раскрывается практическое применение дидактических игр, как средства развития умения узнавать неречевые звуки, различать звуки речи, слоги, формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, количество звуков в слове, место звука в слове.

Прямо с рождения ребёнка окружает множество самых разных звуков, но слова – речевые звуки – в этой массе наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. В этом случае большое значение имеет процесс формирования фонематического слуха и восприятия ребенка.

Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Дети, имеющие нарушение фонематического слуха и восприятия имеют свои особенности:

  • Ребенок недостаточно хорошо воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков;
  • С трудом различает неречевые звуки (скрипы, хлопки, транспортные и предметные шумы);
  • Слабо узнает голоса знакомых детей, родных;
  • Сложно запоминает и узнает мелодию, не воспроизводит простой ритм;
  • Допускает ошибки при передаче ритмического рисунка на уровне слова;
  • Имеются трудности в слиянии звуков, слогов, в прочтении слов, фраз, в проведении элементарного звуко — слогового анализа.

Для преодоления этих трудностей свою работу простаиваю в следующей последовательности:

  1. Узнавание неречевых звуков, то есть тех, которые мы слышим, но не умеем произносить.
  2. Различение звуков речи, слов, фраз по тембру, силе и высоте.
  3. Различение сходных по звучанию слов.
  4. Различение слогов.
  5. Опознание и различение звуков (фонем).
  6. Научение звуко-слоговой анализа: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять количество звуков в слове, место звука в слове.

Для того, чтобы работа по формированию фонематических процессов была детям интересна и занимательна, я использую различные дидактические игры.

Дидактическая игра «Шумящие бочоночки»

Цель: развитие умения различать неречевые звуки.

Вместо бочоночков можно использовать футляры от фотоплёнки, «киндер-яйца» или спичечные коробки. Наполните их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки.

Шумящие бочоночки

Можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и так далее. Ребёнок по звучанию должен догадаться, что внутри бочоночка. Можно сделать пары бочонков с одинаковым наполнением: ребенку предлагается найти бочоночки, которые звучат одинаково.

Дидактическая игра «Найди свой кармашек»

Цель: различение слов со сходными по звучанию звуками.

На игровом поле пары кармашков со сходными звуками (например: т – д, с – сь, з – ж, л – р и так далее).

Пары кармашков со сходными звуками

Ребёнку предлагаются картинки с заданными звуками в начале слова, ему нужно «расселить» картинки по кармашкам.

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель: определение количества слогов в слове.

Ребёнку предлагается четыре домика с разным количеством окон.

Дидактическая игра Рассели жильцов

В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами, в домик с четырьмя окнами – с четырьмя слогами.

Дидактическая игра «Грибок»

Цель: определение места звука в слове.

На грибок наклеиваются три квадрата, ребёнку предлагается набор картинок с заданным звуком. Необходимо найти этот звук в словах.

определение места звука в слове

Если звук в начале слова, то ребёнок фишку ставит в первый квадрат, если в середине — во второй квадрат, если в конце – в третий квадрат. Например, ищем звук Л в словах Лампа, Палка, Стул.

Дидактическая игра «Засели звук в домик»

Цель: определение места звука в слове.

В окошке домика натянута нитка, в неё вставлена пуговка.

Засели звук в домик

По примеру предыдущей игры, пуговка движется в зависимости от положения звука (начало – середина – конец слова).

Дидактическая игра «Звуковой жучок»

Цель: различение звуков по твёрдости — мягкости.

Ребёнку предлагается игрушка – жук. Спина у него наполовину зелёная, наполовину – синяя. На синюю половину нужно наклеить картинки в которых заданный звук твёрдый, а на зелёную картинки, в которых – мягкий.

Дидактическая игра Звуковой жучок

На примере звуков Р и Рь. Гармонь: Р – твёрдый, на синюю половинку; орех: Рь – мягкий, на зелёную половину. И так далее.

Дидактическая игра «Сажаем цветы в клумбу»

Цель: звуковой анализ слова.

Данное пособие вяжется крючком, на него нашиваются пуговицы, и отдельно вывязываются цветы (красные, синие, зелёные) с отверстием в центре, чтобы они могли застёгиваться на пуговички.

Дидактическая игра на звуковой анализ слова

Ребёнку даётся слово, он должен сделать звуковой анализ. Если звук согласный твёрдый, то ребенок пристёгивает синий цветок, если согласный мягкий – зелёный цветок, если гласный – красный цветок.

Дидактическая игра «Расставь игрушки по местам»

Цель: составление слов из заданных звуков.

Ребёнку предлагается сначала игровое поле с игрушками, на которых написаны буквы.

составление слов из заданных звуков

Далее предлагаются полки с игрушками, в определённом порядке. Ребёнок должен прочитать получившиеся слова.

Нос Сок Коса

Дидактическая игра «Найди слово»

Цель: составление слов по первым буквам картинок.

Ребёнку даётся карточка с картинками, он из первых звуков составляет слово.

составление слов по первым буквам картинок

санки – С
мимоза – М
ели – Е
хобот – Х

СМЕХ

Самолёт – С
Компьютер – К
Облако – О
Топор – Т

СКОТ

Ионова Светлана Александровна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад №41»,
г. Ачинск, Красноярский край, Россия

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 4,33 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.