Приёмы активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР

Речевое высказывание у детейМатериал раскрывает приёмы работы, отражающие подход к проблеме формирования и развития репродуктивных форм связной речи у дошкольников. Он предназначен для совместной работы логопеда, воспитателя и родителей.

Несформированность связной речи у логопатов отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.

Поэтому владение учителем-логопедом методическими путями и средствами формирования связной речи, имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания детей.

Формирование у логопатов осознанных умений и навыков связных сообщений предполагает обязательное знакомство их с правилами, по которым строится такое сообщение, практическое усвоение правил смысловой, содержательной и лексико-синтаксической, языковой организации текстового высказывания.

По словам Л.В.Щербы,

«упражнять можно только в чем-либо известном. Если же правила неизвестны, то и упражнять не в чем».

На первых порах необходимо обучать практическими методами овладения основными видами рассказывания.

На этом этапе необходимо основное внимание уделять:

  • активизации мотивации,
  • развитию мотивационно-побудительной сферы,
  • потребности в создании относительно длительного рассказа.

Следовательно, не предъявлять особого требования к качеству речевой продукции, к её фонетическому и грамматическому оформлению.

При решении вопросов развития мотивационной сферы речи следует исходить из общепринятого в психолингвистике положения о зависимости речевого поведения человека от системы мотивов. А также опираюсь на положение о том, что роль мотивации в деятельности человека не сводится к функции «запуска» активизации, т.е. психологического побудителя речи: мотив влияет на операционную структуру деятельности, на количественные и качественные её показатели.

Приемы активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания

Для активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания могут быть использованы следующие приемы:

1. Отобрать из ряда предложенных сюжетных картин те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ, расположить их в последовательности протекания событий.

2. Восстановить заданный порядок картинок – событий по ранее прочитанному рассказу, т.е. по памяти.

3. Найти место «пропавшей» картинке в ряде других.

4. Найти «ошибку» логопеда и восстановить деформированный порядок в серии картинок. Этот вид работы развивает соревновательные мотивы.

5. Найти лишнюю картинку среди заданных картинок в соответствии с логикой событий.

6. Найти «ошибки» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок.

7. Выстроить в правильной последовательности события по одной заданной картинке.

8. «Распутать» две сюжетные канвы, состоящие из 2-х наборов картинок (вначале содержание картин должно носить контрастное содержание):

«Делают снежную горку – ловят рыбу»; затем сюжеты близких ситуаций: «ловят рыбу» — случай на реке.

9. Подобрать к картинке (тексту) отдельные предметные изображения и расположить их в последовательности изложения.

10. Найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему. Эта игра подготавливает к развитию поисковой деятельности, направляет внимание на поиск языковых средств.

11. Игра со стихами «Нарисуй стихотворение».

- Сейчас я прочитаю стихотворение один раз.

Посмотри-ка на бобрят:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину-
Строит в заводи платину
Зубы крепкие бобра
Поострее топора

- Что делает бобр? Зачем он это делает?

- Можно ли нарисовать то, о чём говорится в стихотворении?

Во время рисования, можно обсудить любую тему, связанную со стихотворением.

Когда рисунок будет закончен, спросить:

- Что нарисовал?

- Зачем строит плотину?

- Почему бобра и плотину нарисовал так, а не иначе?

12. Игра «Самый наблюдательный»

Вывешивается 2 картины, дети 5 минут рассматривают, запоминают. По фрагменту, который видят через круглое отверстие 2 см (лист свернутой бумаги) должны узнать картину и рассказать о её содержании.

При рассказывании по картине, пересказе подробно объяснить – что положительного и что отрицательного в названных явлениях.

Цель: установление эмоционально – духовной связи и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо – плохо»; управление в использовании предложений со сложноподчиненной связью.

13. Разложить серии сюжетных картинок на столе. Познакомить с содержанием.

Каждому ребенку раздается по 1-ой картине – эпизоду. Логопед должен повторить рассказ, а ребенок должен показать соответствующую картину. А потом рассказать свой фрагмент.

14. Раздать предметные картинки, затем показать эпизоды из серии картин, сопровождая показ рассказом. Дети должны подобрать к этой серии предметные картинки.

15. Разложить сюжетные картинки в нужном порядке, потом перевернуть и рассказывать их содержание по памяти.

16. Игра «Живые картинки».

Каждый ребенок «превращается» в одного из объектов на картине и потом разыгрывает сюжет картины.

17. Выборочный рассказ по картине или пересказ (выделить из сюжета картины (текста) только то, что относится к данному поступку, объекту…)

18. Рассказать по картине (пересказать текст) и продолжить с добавлением фактов, событий из жизни героев.

19. Составление рассказа по нескольким картинам (текстам) на данную тему.

20. Составление рассказа на основе личного опыта по аналогии с сюжетом картины (с услышанным текстом).

21. Игра «Путешествие на машине времени».

Описать, что наблюдал, делал до момента рассказа персонаж картины или после.

Развитие мотивационной основы связной речи предполагает хорошее знание учителем-логопедом ведущих мотивов, свойственных как группе детей, так и каждому ребенку в отдельности.

Такое знание помогает строить фронтальную работу более успешно, поскольку широко применяется принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, имеющему нарушение речи.

Панкова Наталья Владимировна
учитель-логопед,
Детский сад №208 ОАО «РЖД»,
г. Нижнеудинск Иркутской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.