Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста

В данной статье приведен анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме развития моторной сферы у детей. Рассматриваются разные точки зрения на данную проблему. Четко даны характеристики каждого периода развития мелкой моторики пальцев рук детей первого года жизни. Доказана и дальнейшая зависимость развития эмоциональной, волевой, интеллектуальной, речевой сфер ребенка от уровня развития как общей моторики, так и мелкой моторики пальцев рук.

Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста в общей и специальной психолого-педагогической литературе

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов (1951); А.Р. Лурия (1973); А.А. Леонтьев (1999) и др.).

Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Такими исследователями, как М.М. Кольцова (1973), А.В. Антакова – Фомина (1975), М. Аксенова (1990) и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук.

Таким образом, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Огромное значение для развития устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики.

Именно в старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, что неразрывно связано с развитием мозга, с совершенствованием его нервной системы и обнаруживается в растущей возможности дошкольника управлять своими движениями, контроле развивать их В.С. Мухина (1975).

Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка. Ученые (М.М. Кольцова (1995) и Е.В. Новикова (2000)) отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.

Многие явления, происходящие в окружающем нас мире и в нашем организме, но могут быть познаны только в результате двигательной активности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических  характеристиках движений.

Развития движений оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта: внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации), мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т.д.) (О.С. Бот (1982), Е.В. Новикова (2000), И.С. Лопухина (1997)).

Установлена связь между двигательной и интеллектуальной одаренностью. Дети с активным двигательным режимом имеют, как правило, более высокую и устойчивую академическую успеваемостью Дети с нарушением интеллекта плохо координированы и с большим трудом овладевают двигательными навыками (В.М. Коврыгин (1968), В.Э. Нагорный (1981), И.Ф. Терехова (1983), Е.Е. Шецольд (1974) и др.

М.М. Кольцова (1995) отмечала, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи у ребенка, чем тренировка общей моторики.

Уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки.

Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции оставалась не затронутой.

Развитие речевых зон в правом или левом полушарии, в зависимости от того, является человек правшой или левшой, особенно убедительно показывает связь функции речи и руки.

В чем же заключается связь движений пальцев  рук и речи?

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь роль руки – она дала возможность путем указывающих, ограничивающих, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами и выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоить в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев.

В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при охватывании предмета, на 6-м месяце движения захвата становятся более точными. На 7-м месяце появляется артикуляция слогов. В 8-9 месяцев малыш берет предметы двумя пальцами, вслед за этим начинается произношение первых слов.

Исследования Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой (1980) указывают на то, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

С 10 месячного возраста необходимо начинать активную тренировку пальцев ребенка, а до этого полезно делать массаж рук. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно эффективными.

Проведены важные исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики. Исследования по физиологии движений и физиологии активности И.А. Бернштейна (1948) показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи.

И.П. Павлов (1951) рассматривал речь как кинестетическое раздражение, идущее в кору от речевых органов. И.А. Бернштейн (1948) отнес речь к высшему уровню организации движений кортикальному речедвигательному уровню символических координаций и психологической организации движений.

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности.

Связь движений руки с речью была отмечена еще В.М. Бехтеревым (1928), который высказал предположение, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Психологи М.О. Гуревич (1960), А.А. Леонтьев (1962) указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Особенно важны данные о связи между развитием тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.

По мнению М.М. Кольцовой (1973) есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Ученые указывают, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста (С.Е. Гаврина (1997), Н.П. Кутявина (1998) И.Г. Топоркова (1997) и др.)

Уже в младшем возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения пальчиковой гимнастики, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и растегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Очень важно для овладения грамотой развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение  всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.

В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. В этом возрасте у ребенка появляется зрительный, хотя и не достаточно совершенный контроль за движением карандаша в процессе рисования.

В это же время при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, словесного объяснения. В случае недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми.

Интересен онтогенез развития действий рук ребенка.

И.М. Сеченов (1866) был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Формирование движений рук начинается постепенно на протяжении уже 1-го полугодия жизни. Первая двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс.

В 4-4,5 месяца у ребенка проявляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом, однако действия рук носят случайный характер.

В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка в развитии с предметами наступает следующий этап простого «результативного» действия.

Хватание совершенствуется в 2-х отношениях.

Во-первых, к восьми месяцам ребенок научится приближать руку к предмету без возвратных движений, последовательно.

Во-вторых, малыш научится удерживать предметы пальцами.

Итак, на протяжении первого года младенец овладевает значительным числом действий и движений.

В период от года до трех лет у детей развиваются четыре основных умения – ходьба, бег, лазание, метание. Попутно развиваются и другие полезные движения, особенно кистью и пальцами, совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.

Движения детей часто хаотичны и нецелесообразны: неокрепший и плохо координированный аппарат движений еще просто не может обеспечить всех устремлений ребенка.

У детей с нарушением речи может отмечаться небольшое отставание в развитии тех или иных двигательных умений.

С возрастом характер движений у школьников значительно усложняется, но даже в возрасте 5-6 месяцев дети еще не совсем хорошо владеют своим телом. Ребенок не всегда может двигаться свободно, легко, как требует того ситуация. У него еще нет необходимых двигательных навыков, он пока не умеет рассчитывать свои усилия, управлять своими движениями.

Движения детей, имеющих общее недоразвитие речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, в неточном удержании позы. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.

К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, отвечающих за развитие мелких мышц кисти. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке — стека). У ребенка развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

У большинства детей с общим недоразвитием речи недостаточно развита ручная умелость. Эти дети, как правило, затрудняются в рисовании и письме, в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании.

Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, излишне подвижные дети. Из-за особенностей их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются  и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений. Их пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Так, В.В. Цвынтарный (1999) предложил занятия, способствующие развитию мелкой моторики рук параллельно с развитием высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения). Также, развивая мелкую моторику рук, мы знакомим детей с геометрическими фигурами и счетом. Е. Щепковский (2000) предлагает игры, дающие возможность ограничено сочетать движения пальцев рук с упражнениями в дифференциации звуков.

В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко (1999) разработали примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики, а также подобрали упражнения для само массажа кистей и пальцев рук детьми.

Таким образом, анализ уровня развития речи детей  находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Этот факт, должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка речевого развития.

Таким образом, деятельность ребенка выражаются, прежде всего, в движениях.

Первые представления о мире приходят к ребенку через органы чувств, через перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие ребенка.

Для каждого возрастного периода дошкольного детства характерны свои проявления двигательной активности. Дети 4-5 лет приобретают определенные двигательные навыки и умения: их движения более координированы, чем у детей раннего возраста, они владеют основными умениями, такими как бег, прыжки, лазание и др., у них достаточно хорошо развита мелкая моторика рук.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие общей и мелкой моторики, что указывает на необходимость уделять внимание развитию данных умений, причем работа должна проводиться регулярно.

Речь и движения ребенка тесно взаимосвязаны. Речевое развитие напрямую зависит от развития общей и мелкой моторики ребенка.  Поэтому, развивая руку ребенка, мы развиваем его речь.

Иванова Оксана Николаевна,
учитель-логопед, МБДОУ детский сад
комбинированного вида №153, Ульяновск

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1.    Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990, № 8. – С. 62-65.
2.    Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1983, № 1. – С. 3-5.
3.    Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с ЗПР. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1982. – 72 с.
4.    Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 185с.
5.    Как подготовить руку ребенка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц руки. / Под ред. Е.В. Новиковой. – М.: Тандем, 2000. – 18с.
6.    Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973. – 156 с.
7.    Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. – С-Пб.: Дельта, 1999. – 57 с.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.