Профессия «Логопед»

Профессия Логопед«Хочу получить специальность «логопед».  Стоит ли?  Будет ли востребована эта профессия в ближайшие 10 лет?»

Говорить чисто и правильно — это острая необходимость.

Раньше специальности логопед вообще не существовало. Люди говорили так, как могли, и никто, в общем-то, не обращал внимание на дефекты речи. Это не воспринималось как сильное отклонение от нормы.

Впервые исправлять звуки пытались еще в Европе в XVII веке. Это были педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то, по-видимому, это  считали нормой. Дефекты речи раньше считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами.

Почти у всех детей в раннем возрасте присутствуют те или иные недостатки в звукопроизношении. У большинства такие проблемы проходят сами по себе годам к пяти. Остальным приходится обращаться к специалисту.

Когда человек неправильно выговаривает звуки — это может быть серьезной предпосылкой для комплекса неполноценности. Человек — существо социальное и общение с другими является очень важным аспектом в жизни.  Много счастливых и компанейских людей, которые окружают нас, могли вполне бы быть стеснительными неудачниками, если бы их когда-то вовремя не отвели к логопеду.

Конечно же, логопеды делают огромную услугу пациенту и его близким, приводя речь в норму. Неправильно выговаривая звуки, дети не могут хорошо учиться в школе, пишут и читают с ошибками. Многие взрослые люди, имея дефекты речи,  не могли бы даже устроиться на престижную работу.

Итак, специальность «логопед»…

Казалось бы, показать правильное положение языка, дать домашнее задание на отработку скороговорок — что может быть проще?

На первый взгляд, работа логопеда не кажется сложной. Но если вы сами попытаетесь научить человека, например, правильно произносить звук Р, ваше отношение к профессии логопеда сразу изменится. Такая работа требует серьезной теоретической подготовки, отличных знаний механизмов голоса, речи, психологии и патофизиологии. Отрабатывать часами каждый звук с пациентами изо дня в  день готовы только очень настойчивые специалисты. В противном случае лечение может длиться годами, если, конечно, логопат (человек с недостатками речи) не убежит раньше.

В чём заключается работа логопеда?

Для каждого клиента логопед ищет индивидуальный подход.

Перед началом коррекционной работы специалисту нужно установить контакт с клиентом. Ведь люди с дефектами произношения часто имеют страх речи — стесняются своих недостатков и боятся говорить с другими. Из-за таких особенностей  клиентов у логопедов вырабатывается привычка, даже в нерабочее время, говорить мягко, сочувственно.

Работа начинается со специально отобранных, в зависимости от проблемы, артикуляционных упражнений. И, конечно, логопед, прежде чем учить других, должен уметь сам идеально их выполнять. Например, показать пациенту, в каком положении удерживать язык, чтобы достичь желаемого звука.

После артикуляционной гимнастики начинается постепенная постановка звука. Затем этот звук  начинает вводиться в слоги, слова, предложения.

Параллельно даются упражнения на развитие слухового внимания, мелкой моторики и прочие упражнения, казалось бы, непосредственно не связанные с речью. Все задания для  детей даются в игровой форме.

И так в течение длительного времени. Весь процесс от постановки звука до введения его в речь обычно занимает около 3 месяцев (при двух занятиях в неделю), но иногда, со сложными пациентами, он растягивается на год или больше.

Кто же логопед? Врач? Психолог? Учитель?

Логопедия — часть дефектологии, науки, расположенной на пересечении медицины, педагогики и психологии. Очень часто пациент с, казалось бы, банальным нарушением речи, имеет серьезные психологические проблемы.

Заикание, в большинстве случаев, не только дефект речи, а проявление общего невроза и вылечить эту болезнь под силу не каждому логопеду.

К такого рода трудностям логопеды должны быть готовы все время.

Часто логопеду приходится работать с проблемными детьми: имеющими умственную отсталость, страдающими церебральным параличом, аутизмом. Поэтому так необходимо владеть знанием  дефектологии.

Нагрузка логопеда.

Надо отметить, что работа логопеда состоит не только в том, чтобы заниматься с пациентами. Он должен успевать вести огромное количество документации: речевую карту на каждого ребенка, планы индивидуальной работы, разного рода журналы учета и динамики, календарные и тематические планы и многое-многое другое. И вся эта документация просто необходима в государственных учреждениях. В любой момент может придти проверка и пострадает не только «нерадивый» логопед, но и его руководитель. Часто от заполнения бумаг логопед устает больше, чем от занятий с детьми.

Что говорить, работа  логопеда  порой каторжный труд. В детских садах — это не только подгрупповые и индивидуальные занятия, но и контроль отработки заданий воспитателями. Если сад логопедический и специалист закреплен за одной группой, то работает он только с ней. В обычном ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) — занимается со всеми детьми, имеющими нарушения речи.

Работают  логопеды-дефектологи  и в медицинских учреждениях: поликлиниках, больницах, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи.

Обязанности логопеда: прием пациентов, индивидуальные и групповые занятия с больными, консультации родственников по коррекции речи в домашних условиях.

Логопеды  детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.

В больницах специалисты работают с пациентами, страдающими дефектами речи из-за перенесенных травм, инсульта, нейроинфекционных заболеваний, операций на головном мозге.

Наконец, вариант для профессионалов — открытие собственного логопедического кабинета. Можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, или в качестве организации,  получить лицензию, разрешающую подобный вид деятельности. Но это только кажется очень выгодным делом. Предстоят многочисленные расходы: на аренду, рекламу, налоги.

Поэтому, в большинстве случаев,  логопеды  предпочитают вести частный прием нелегально, в собственных квартирах. Некоторые договариваются с муниципальными учреждениями, теми же детскими садами: часть дня ведут занятия в группах, часть проводят на коммерческой основе. (Скачать договор о сотрудничестве с образовательным учреждением).

С накоплением опыта, клиентской базы и репутации, работа  частного логопеда  может  стать  очень даже прибыльным делом.

Будет ли востребована профессия «логопед»?

По статистике, в последнее десятилетие наблюдается печальная тенденция: год от года растет количество детей, имеющих те или иные проблемы с речью. Причем это касается не только устной речи, но и письменной. Дети все хуже читают и пишут. Речь идет о дисграфии и дислексии.

Сами речевые нарушения становятся все более сложными, комплексными, системными, труднее поддаются коррекции.

Основной причиной этого явления считается ухудшение экологии. Заводские выбросы, инсектициды и гербициды, обилие бытовой химии, доступность и неадекватное использование лекарственных препаратов, электромагнитные излучения, вибрации…. Действительно, все это сказывается на нашем здоровье и на здоровье наших детей.

Кроме того, в большинстве семей ребенок с самого раннего возраста сидит у телевизора, который не выключается в течение всего дня. И это тоже сказывается пагубным образом на речевом развитии.

Очевидно, что специальность логопеда еще долгое время будет очень и очень востребована.

Вы по-прежнему собираетесь  стать   логопедом , несмотря на все трудности? Тогда читайте, какие вузы вам нужны.

Мифы и факты про логопедов.

Плюсы и минусы в работе логопеда.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (17 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Начинающим Метки: 

Сейчас читают:

Задания логопеда по лексической теме «Рыбы» Задания логопеда по лексической теме «Рыбы»
Тренинг для молодых педагогов «Искусство говорить» Тренинг для молодых педагогов «Искусство говорить»
Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК
Опыт работы логопеда Опыт работы логопеда

Отзывы к статье: "Профессия «Логопед»"

  1. Uno:

    Да, вот и я тоже хочу логопедом стать. Думаю что всегда нужна эта специальность будет! А догло учиться?

  2. kot-17:

    4-5 лет. А потом всю жизнь квалификацию повышать))

  3. Mia77:

    А как устроиться работать по специальности,если без опыта никуда не берут? Невозможно.И зачем институт заканчивать?

  4. Васильевна:

    Это точно.Так еще эти сокращения логопедов у нас в городе.Со стажем многолетним не могут устроиться на работу, а что уж говорить о молодых специалистах.

  5. Inna:

    А это извечный вопрос нашего и вашего государств!

  6. Елена:

    Не хочу никого обидеть, но сейчас логопедами становятся все, кому не лень)
    Из личного опыта: 50 % воспитателей переучиваются на логопедов, считая, что работа легче и денег больше. И что? Годичные курсы и огромный гонор: Я-логопед! И лишь половина от них становится действительно логопедами, хорошими логопедами. А другая половина даже не слышит боковых свистящих у себя, не то что у детей!

  7. Таисия:

    Моя дочь решила стать логопедом, окончив ин.яз. уехала в Австралию, а теперь хочет отучиться на логопеда. Я даже не представляю, как будет трудно сначала отучиться, а потом еще работать в чужой стране.

  8. Аля:

    Интересное решение. Она планирует быть англоязычным логопедом?!?

  9. Алина:

    Здравствуйте!
    Я студентка 2 курса (бакалавр), будущий логопед (надеюсь).
    Меня интересует такой вопрос: как отличать виды нарушений у детей? Так как мне немного сложно различать виды нарушений.
    Можно, пожалуйста, написать статью для студентов, которые недопонимают полученную от преподавателей информацию. Например: я запоминаю легко, но вот не могу понять, где та тонкая грань между нарушениями.
    За ранее спасибо

  10. Таисия Михайловна:

    Алина, здравствуйте.
    Ничего страшного, что вам пока сложно различать различные нарушения, т.к. вы только еще на втором курсе, всё прийдет со временем и с опытом. Но, самое главное, читайте научную литературу по специальности, которая поможет рассширить представление о профессии, методическую литературу, которая заложит алгоритм действий и, САМОЕ ГЛАВНОЕ, не бойтесь детей и их нарушений. Чем больше вы будете иметь практический опыт общения с логопатами, сравнивать поставленный логопедом диагноз с собственным представлением о диагнозе (ФНР, ФФНР, ОНР, заикание), своими знаниями и АНАЛИЗИРОВАТЬ полученные результаты, тем быстрее прийдет опыт, и работа по вашей профессии станет увлекательной и захватывающей. Вы спрашиваете о литературе. Назову основное, а дальше будете пополнять свой багаж. Во-первых, ЛЕКЦИИ и то, что рекомендуется преподавателем,
    2. Каждый диагноз, нарушения изучались учеными, значит, выписывайте их ФИО и знакомьтесь с источниками.
    3. Хрестоматия по логопедии под редакцией Л.С.Волковой и В.И. Селеверстова.
    4. Логопедия О.В. Правдиной
    5. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева Логопедическая работа в специальном детском саду,
    6. Нарушения речи у дошкольников. Сост. Р.А. Белова- Давид.

  11. лариса:

    если я не имею пед. образования, но первое высшее имеется, теперь хочу получить второе высшее образования на факультете логопедия. такое возможно или нужно обязательно быть педологом?

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.