Профилактика оптической дислексии у детей дошкольного возраста

Профилактика оптической дислексииПроблема дислексии заслуживает особого пристального внимания потому, что именно чтение является необходимой базой для овладения знаниями в любых областях.

Даже в наш век «телевизоров и компьютеров» все по-настоящему глубокие знания мы всё же продолжаем получать с помощью очень важного процесса — чтения.

Поэтому ученик, не владеющий свободно этим навыком, оказывается резко ограниченным в возможностях приобретения знаний по любым школьным предметам, что не может не отражаться на его успеваемости.

У многих учащихся с дислексией появляется непреодолимый страх перед чтением и возникают другие невротические расстройства, которые могут приводить к отклонениям и в поведенческом плане.

Актуальность проблемы «Профилактика оптической дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР» вызвана тем, что среди детей с речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент детей, имеющих в дальнейшем нарушение письменной речи (90-95%).

Поэтому поиск профилактических методов и приёмов коррекционного воздействия необходим для успешной подготовки к обучению в школе дошкольников с ОНР.

Цели и задачи:

- подобрать упражнения на развитие зрительно- пространственных представлений;

- из заданий, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;

- расположить задания в порядке нарастания сложности;

- подобрать картинный и иллюстрационный материал;

- составить консультационные рекомендации для родителей, позволяющие им включиться в коррекционную работу по профилактике нарушений письменной речи.

Практическая значимость темы:

Выбранные, систематизированные и составленные самостоятельно задания на формирование навыка чтения у дошкольников с ОНР могут быть использованы на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, а так же занятиях родителей с детьми.

Принципы коррекционной работы:

1) Коммуникативная направленность высказывания ребёнка на занятии.

2) Эффективность игровой мотивации.

3) Создание проблемных ситуаций (что пробуждает детей к самостоятельному поиску решений и обоснований своих выводов и суждений).

4) Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

5) Сотрудничество логопеда с детьми и детей друг с другом.

6) Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Виды дислексии

1. Фонематическая.
2. Оптическая.
3. Семантическая.

Так как в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР уделяется особое внимание формированию фонематической, грамматической и лексической сторонам речи, что и является профилактическими мерами предупреждения фонематической и семантической дислексии, то хотелось бы остановиться на профилактике оптической дислексии, основывающейся на специфических приёмах и методах.

У детей с отставанием в речевом развитии пространственные представления, зрительный анализ и синтез формируются значительно позднее, чем в норме, что во многом связано с трудностью усвоения этими детьми их словесных обозначений, это говорит о необходимости специальной и целенаправленной работы с детьми с ОНР в этом направлении.

Этапы профилактической работы по предупреждению оптической дислексии

I. Предварительный.
II. Основной.
III. Заключительный.

I. Предварительный этап.

Цель: Усвоение ребёнком словесных обозначений различных пространственных признаков, умение обобщить эти признаки и абстрагировать их от конкретных предметов. Развитие представлений о форме и величине предметов.

Дидактические упражнения:

  • «Найди такую же фигуру»,
  • «Покажи большой, средний и маленький по величине мяч…»,
  • «Покажи высокое (низкое) дерево; короткий (длинный) карандаш; широкую(узкую) ленточку и т.д.»;
  • «Найди отличие»;
  • «Придумай, что бывает круглым (квадратным…), толстым, узким…?»;
  • «Что на что похоже»;
  • «Чья тень» и т.д.

Работа над усвоением пространственных предлогов:

- Выполнение действий с предметами по заданию педагога («положи книгу на…  (в,под, около… стол (а)»).

Формирование понимания заданий по ориентации в пространстве.

- Называние ребёнком всех выполняемых действий.

Формирование умения правильного употребления предлогов в самостоятельной речи.

- Выполнение многоступенчатых заданий («положи фломастер между кисточкой икарандашом, а линейку справа от кисточки»…).

Работа над глагольными приставками с пространственным значением:

- Формирование понимания смыслового значения приставок ребёнком («покажи, где дверь открыта, а где закрыта»…).

- Самостоятельное называние ребёнком соответствующих действий.

Развитие ориентировки в правой и левой сторонах пространства.

Только после проведения предварительной работы можно приступать непосредственно к знакомству с зрительным образом букв.

II. Основной этап

Цель: Знакомство со зрительным образом букв, расположение их в пространстве, акцентирование внимания на элементах букв.

Дидактические упражнения:

  • «Куда буква повернулась» (формирование представления о положении буквы в пространстве).
  • «Какая буква спряталась?» (развитие зрительного гнозиса и зрительного образа букв).
  • «Какая буква спряталась?» (развитие зрительного образа букв).
  • «Найди знакомую букву» (развитие внимания, пространственного представления, зрительного образа букв).
  • «Какая буква пришла в гости?» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей).
  • «Составь букву из деталей» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей).
  • «Какая буква получится?» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей).
  •  «Найди правильные буквы» (формирование зрительного образа букв, пространственной ориентации).
  • «Буквы на берегу» (формирование зрительного образа букв, пространственной ориентации).
  • «Какие буквы танцуют?» (формирование зрительного образа букв, зрительного гнозиса).
  • «Найди нужные буквы» (развитие внимания и зрительного образа букв). Букву М обведи красным цветом; Букву Б обведи синим цветом; Букву Т обведи зеленым цветом.
  • «Найди нужные буквы» (развитие зрительного образа букв пространственной ориентации).

III. Заключительный этап

Цель: Формирование навыка слогового чтения в процессе закрепления зрительного образа букв.

Дидактические упражнения:

  • «Узнай буквы и составь слово» (формирование зрительного образа букв и навыка чтения).
  • «Собери буквы и составь слово» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей, формирование навыка чтения).
  • «Назови нарисованные буквы и составь из них слово» (развитие зрительного образа букв и навыка слогового чтения).
  • «Раскрась только те буквы, которые есть в слове …» (развитие внимания, мышления, зрительного образа букв).
  • «Секретное письмо» (развитие внимания, формирование зрительного образа букв и навыка слогового чтения).

Если ребёнок ещё в дошкольном возрасте будет выполнять подобные задания, предложенные ему в игровой форме, то как пространственные представления, так и зрительный анализ и синтез к началу школьного обучения будут у него достаточно сформированными, что различение даже самых похожих по начертанию букв уже не составит никакого труда.

А это значит, что об оптической дислексии речи уже не пойдёт. И, конечно, только при целенаправленной коррекционной работе с детьми с ОНР в процессе профилактики всех видов дислексии, можно достичь положительных результатов и дать возможность ребёнку успешно обучаться в школе.

Зуева Ирина Александровна,
учитель-логопед, г. Дзержинск, МО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дислексия, Логопедам, Нарушения речи, Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево» Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево»
Логопедический самомассаж — основные приемы и техника проведения Логопедический самомассаж — основные приемы и техника проведения
Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство развития речи Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство развития речи

Один комментарий к материалу: "Профилактика оптической дислексии у детей дошкольного возраста"

  1. Елена:

    отличная статья!! это, честно говоря, все мы применяем на практике, но иногда и стадии разные), и организмы у людей тоже, так что не шутите, это все может дать осложнения на разные органы, идите ко врачам, мои хорошие, могу даже дать где можно прямо из дома записаться на прием

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.