Профилактика оптической дислексии у детей дошкольного возраста

Профилактика оптической дислексииПроблема дислексии заслуживает особого пристального внимания потому, что именно чтение является необходимой базой для овладения знаниями в любых областях.

Даже в наш век «телевизоров и компьютеров» все по-настоящему глубокие знания мы всё же продолжаем получать с помощью очень важного процесса — чтения.

Поэтому ученик, не владеющий свободно этим навыком, оказывается резко ограниченным в возможностях приобретения знаний по любым школьным предметам, что не может не отражаться на его успеваемости.

У многих учащихся с дислексией появляется непреодолимый страх перед чтением и возникают другие невротические расстройства, которые могут приводить к отклонениям и в поведенческом плане.

Актуальность проблемы «Профилактика оптической дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР» вызвана тем, что среди детей с речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент детей, имеющих в дальнейшем нарушение письменной речи (90-95%).

Поэтому поиск профилактических методов и приёмов коррекционного воздействия необходим для успешной подготовки к обучению в школе дошкольников с ОНР.

Цели и задачи:

- подобрать упражнения на развитие зрительно- пространственных представлений;

- из заданий, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;

- расположить задания в порядке нарастания сложности;

- подобрать картинный и иллюстрационный материал;

- составить консультационные рекомендации для родителей, позволяющие им включиться в коррекционную работу по профилактике нарушений письменной речи.

Практическая значимость темы:

Выбранные, систематизированные и составленные самостоятельно задания на формирование навыка чтения у дошкольников с ОНР могут быть использованы на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, а так же занятиях родителей с детьми.

Принципы коррекционной работы:

1) Коммуникативная направленность высказывания ребёнка на занятии.

2) Эффективность игровой мотивации.

3) Создание проблемных ситуаций (что пробуждает детей к самостоятельному поиску решений и обоснований своих выводов и суждений).

4) Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

5) Сотрудничество логопеда с детьми и детей друг с другом.

6) Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Виды дислексии

1. Фонематическая.
2. Оптическая.
3. Семантическая.

Так как в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР уделяется особое внимание формированию фонематической, грамматической и лексической сторонам речи, что и является профилактическими мерами предупреждения фонематической и семантической дислексии, то хотелось бы остановиться на профилактике оптической дислексии, основывающейся на специфических приёмах и методах.

У детей с отставанием в речевом развитии пространственные представления, зрительный анализ и синтез формируются значительно позднее, чем в норме, что во многом связано с трудностью усвоения этими детьми их словесных обозначений, это говорит о необходимости специальной и целенаправленной работы с детьми с ОНР в этом направлении.

Этапы профилактической работы по предупреждению оптической дислексии

I. Предварительный.
II. Основной.
III. Заключительный.

I. Предварительный этап.

Цель: Усвоение ребёнком словесных обозначений различных пространственных признаков, умение обобщить эти признаки и абстрагировать их от конкретных предметов. Развитие представлений о форме и величине предметов.

Дидактические упражнения:

  • «Найди такую же фигуру»,
  • «Покажи большой, средний и маленький по величине мяч…»,
  • «Покажи высокое (низкое) дерево; короткий (длинный) карандаш; широкую(узкую) ленточку и т.д.»;
  • «Найди отличие»;
  • «Придумай, что бывает круглым (квадратным…), толстым, узким…?»;
  • «Что на что похоже»;
  • «Чья тень» и т.д.

Работа над усвоением пространственных предлогов:

- Выполнение действий с предметами по заданию педагога («положи книгу на…  (в,под, около… стол (а)»).

Формирование понимания заданий по ориентации в пространстве.

- Называние ребёнком всех выполняемых действий.

Формирование умения правильного употребления предлогов в самостоятельной речи.

- Выполнение многоступенчатых заданий («положи фломастер между кисточкой икарандашом, а линейку справа от кисточки»…).

Работа над глагольными приставками с пространственным значением:

- Формирование понимания смыслового значения приставок ребёнком («покажи, где дверь открыта, а где закрыта»…).

- Самостоятельное называние ребёнком соответствующих действий.

Развитие ориентировки в правой и левой сторонах пространства.

Только после проведения предварительной работы можно приступать непосредственно к знакомству с зрительным образом букв.

II. Основной этап

Цель: Знакомство со зрительным образом букв, расположение их в пространстве, акцентирование внимания на элементах букв.

Дидактические упражнения:

  • «Куда буква повернулась» (формирование представления о положении буквы в пространстве).
  • «Какая буква спряталась?» (развитие зрительного гнозиса и зрительного образа букв).
  • «Какая буква спряталась?» (развитие зрительного образа букв).
  • «Найди знакомую букву» (развитие внимания, пространственного представления, зрительного образа букв).
  • «Какая буква пришла в гости?» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей).
  • «Составь букву из деталей» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей).
  • «Какая буква получится?» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей).
  •  «Найди правильные буквы» (формирование зрительного образа букв, пространственной ориентации).
  • «Буквы на берегу» (формирование зрительного образа букв, пространственной ориентации).
  • «Какие буквы танцуют?» (формирование зрительного образа букв, зрительного гнозиса).
  • «Найди нужные буквы» (развитие внимания и зрительного образа букв). Букву М обведи красным цветом; Букву Б обведи синим цветом; Букву Т обведи зеленым цветом.
  • «Найди нужные буквы» (развитие зрительного образа букв пространственной ориентации).

III. Заключительный этап

Цель: Формирование навыка слогового чтения в процессе закрепления зрительного образа букв.

Дидактические упражнения:

  • «Узнай буквы и составь слово» (формирование зрительного образа букв и навыка чтения).
  • «Собери буквы и составь слово» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей, формирование навыка чтения).
  • «Назови нарисованные буквы и составь из них слово» (развитие зрительного образа букв и навыка слогового чтения).
  • «Раскрась только те буквы, которые есть в слове …» (развитие внимания, мышления, зрительного образа букв).
  • «Секретное письмо» (развитие внимания, формирование зрительного образа букв и навыка слогового чтения).

Если ребёнок ещё в дошкольном возрасте будет выполнять подобные задания, предложенные ему в игровой форме, то как пространственные представления, так и зрительный анализ и синтез к началу школьного обучения будут у него достаточно сформированными, что различение даже самых похожих по начертанию букв уже не составит никакого труда.

А это значит, что об оптической дислексии речи уже не пойдёт. И, конечно, только при целенаправленной коррекционной работе с детьми с ОНР в процессе профилактики всех видов дислексии, можно достичь положительных результатов и дать возможность ребёнку успешно обучаться в школе.

Зуева Ирина Александровна,
учитель-логопед, г. Дзержинск, МО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дислексия, Логопедам, Нарушения речи, Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Су Джок массажеры в логопедической работе Су Джок массажеры в логопедической работе
Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений
Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи
Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.