Статья ‘Психология усвоения чтения’ написана мной в процессе работы в аспирантуре при кафедре теории языка РГПУ им. А.И.Герццена (направление психолингвистика). Будет интересна специалистам, обучающим детей чтению.
Чтение как вид деятельности можно определить двояко: как вид декорирования графической /буквенной/ модели слова в устноязыковую форму и как процесс понимания письменных сообщений (Эльконин Д.Б. 1976, 1989). Наибольший интерес в трактовке процесса чтения представляет адаптивный и коммуникативный аспект этого навыка, чему в большинстве разработок не уделяется должного внимания.
Процесс декодирования при обучении чтению аналитико-синтетическим методом на начальном этапе обучения включает в себя несколько этапов: определение букво-звуковых соответствий, слогослияние, воссоздание звукового облика целого слова. При этом основные трудности связаны со вторым и третьим этапами. И успешная реализация второго этапа обеспечивает осуществление третьего.
На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного текста. При обучении по современной методике это в значительной степени связано с тем, что в соответствии с программой в букварный период материал для чтения подобран в расчете на формирование техники чтения и в смысловом отношении чрезвычайно беден. Предлагаемые фразы и короткие тексты не содержат для ребенка никакой новой или в какой-то степени интересной информации.
Возможен и другой подход. При нем, с первых шагов обучения дети читают фразы, а позже и короткие тексты, содержащие какую-либо логическую задачу или вопрос, требующие осмысления и последующего ответа. Или в тексте /предложении/ есть некоторое логическое несоответствие, которое необходимо обнаружить. /напр. У И.Э.Постоловского, М.И.Оморокова/.
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию.
Егоров Т.Г. выделял следующие ступени овладения чтением:
- овладение звуко-буквенными обозначениями;
- послоговое чтение;
- ступень становления синтетических приемов чтения;
- ступень синтетического чтения.
Зарубежные исследователи выделяют некоторую модель чтения:
- логографическое чтение;
- альфабетическое чтение;
- ортографическое чтение.
Логографическое чтение – на определенном, начальном этапе обучения чтению, от методики обучения. Характерно запоминание слов в виде целостного образа, глобальное, прямое соотнесение этого образа с предметом или картинкой.
На втором этапе: альфабетическое чтение – дети кодируют графическое слово на основе букво-звуковых соответствий, т.е. побуквенно. Иногда внешне оно может выглядеть как слоговое, но детальный анализ обнаруживает, что первично опознаются отдельные звуки, а затем происходит процесс слогослияния. Основным психологическим содержанием этого этапа является усвоение звуко-буквенной символики.
Этап ортографического чтения характеризуется переходом от побуквенной декодировки к опознанию сразу группы букв. Он имеет ключевое значение в процессе овладения чтением. Основные трудности у детей также возникают на этом этапе.
Центральное место здесь занимает слогослияние. В чтении оптимальной единицей анализа является «оперативная единица», т.е. то максимально количество знаков, которое опознается при чтении одномоментно и, т.о. является минимальной информационной единицей в процессе хранения /в оперативной памяти/ и обработки информации.
Слогослияние – единица и операция прежде всего гностическая, а затем артикуляционная, его сущность двойственная. С одной стороны это языковая операция перехода от изолированного звучания фонемы к оппозиционному ее произнесению с учетом стоящих рядом звуков. С другой стороны – это операция сукцессивно-симультанной трансформации ряда дискретных единиц /букв. Это означает, что два или несколько знаков опознаются как одна значащая единица /слог, морфема, слово, группа слов/. Именно поэтому ребенку сложно перестроится на слитное/позиционное/произношение, если опознание произошло побуквенно. В таких случаях нередко наблюдается так называемое «двойное чтение»: про себя ребенок прошептывает слово побуквенно , вслух читает по слогам или целым словом.
А.Н.Корнев разработал некоторую теорию, основанную на учении Н.А.Бернштейна /1947/ об уровневом принципе формирования навыков. Мы не прводим теоретическое обоснование теории, рассмотрим только схему отработки навыка чтения:
- буквы (сначала гласные, потом соглсные);
- слоги типа СГ т ГС (напр. «ма», «ам»);
- слоги типа СГС (напр. «лат», «мак»);
- слоги/слова типа ССГ и ГСС (напр. «сто», «арк»);
- двусложные слова типа СГСГ и ГССГ (напр. «рука», «ямка»);
- слоги/слова типа ССГС и СГСС («стук», «верх»);
- двухсложные слова типа СГСГ и СГССГ («топор», «корка»);
- слоги/слова типа ГССС («омск»);
- трехсложные слова типа СГСГСГ и СГСГСГС («молоко», «молоток»);
- трехсложные слова СГССГССГ («перчатки») и ССГССГСГ («простыня»).
Основным признаком того, что чтение данной модели /типа слогов, слов автоматизировано, является их опознание с одного взгляда, одномоментно (симультанно), а не последовательно (сукцессивно). Зафиксировать это проще всего по времени затраченному на опознание слов.
Процесс понимания прочитанного изучен гораздо хуже, чем процесс декодирования. По наблюдениям исследователей качество понимания прочитанного не всегда коррелирует с техникой чтения. Иногда дети читающие быстро, допускают много ошибок, но хорошо понимают содержание прочитанного. И наоборот, дети, читающие медленнее, допускают меньше ошибок, но плохо понимают содержание прочитанного текста.
Камфорович Ю.А.,
учитель-логопед