Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5-х классов, прошедших логопедическое обучение в начальной школе

Рабочая программаАннотация: Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5-х классов, прошедших логопедическое обучение рассчитана на реализацию в течение одного учебного года и рассчитана на учеников, имеющих в анамнезе нарушения письменной и устной речи. Составлена в соответствии с ФГОС, разработаны критерии эффективности УУД по данной программе. Данная разработка будет интересна и актуальна учителям-логопедам школ.

Пояснительная записка

В связи с внедрением образовательных стандартов второго поколения, одной из ключевых позиций современного образования становится его направленность на формирование языковой личности учащегося – носителя языка, свободно владеющего всеми видами речевой деятельности, воспринимающего язык как социокультурную, эстетическую и этническую ценность (Ю.Н. Караулов, А.Н. Леонтьев).

Поскольку освоение ребёнком современного социокультурного пространства невозможно без полноценного речевого развития и связано с переработкой постоянно возрастающих объёмов информации на основе чтения и письма, концепцией языкового образования предусмотрена последовательная трансформация чтения и письма как главных предметов начального обучения в фундаментальную основу универсальных компетенций. На этих позициях выстроены научно-методические системы обучения грамоте, русскому языку и чтению, реализуемые в системе общего образования (О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая).

Согласно этому основным целями обучения русскому языку в настоящее время являются:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в различных ситуациях общения;
  • Освоение знаний о русском языке, о его устройстве, стилистике, основных нормах речевого этикета;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать, осуществлять необходимый информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • Применение полученных умений в своей речевой практике (ФГОС ООО).

Но стоит отметить, что серьёзным препятствием на пути формирования развития языковой личности обучающегося являются нарушения процессов чтения и письма, стойкая неспособность к овладению письменноречевой деятельностью.

В начальной школе с данной категорией детей занимается учитель-логопед и количество учеников с речевой патологией заметно снижается, но эти ученики всё же нуждается в дальнейшем логопедическом сопровождении, особенно, при переходе в среднее звено.
Настоящая программа нацелена на сопровождение обучающихся, имеющих в анамнезе речевые нарушения различной этиологии и степени выраженности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: логопедическое сопровождение обучающихся 5-х классов, через реализацию системы мер по профилактике дизорфографии, а также путем формирования и развития навыков учебной деятельности.

Основные задачи:

1. «РЕЧЕВЫЕ»:

  • Развитие орфографической зоркости;
  • Формирование теоретических, фонематических, морфологических, грамматических, морфемных представлений;
  • Отработка алгоритмов решения орфографических задач;
  • Работа над словарными словами.

2. «НЕРЕЧЕВЫЕ»:

  • Развивать умения и навыки планирования и организации деятельности;
  • Развивать умение произвольно управлять вниманием; регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;
  • Формировать навыки самоконтроля;
  • Развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;
  • Повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;
  • Развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;
  • Развивать и совершенствовать неречевые базовые по письменной речи функции.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для решения поставленных задач необходимо опираться на:

1) Основные принципы сопровождения:

  • «Всегда на стороне ребенка»;
  • Непрерывность, мультидисциплинарность и комплексный подход .

2) Общедидактические принципы.

3) Основные принципы логопедии:

  • Системность, комплексность развития;
  • Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
  • Деятельностный подход;
  • Поиск обходных путей и опора на сохранное.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В соответствии с поставленными целями и задачами в программе можно выделить три основныхмодуля:

Работа по данным модулям строится параллельно с работой над освоением грамматических тем. Если известно, что логопедическая работа напрямую сопряжена с методикой обучения русскому языку, то и грамматические темы целесообразно соотносить с программным материалом, особенно изученным в начальной школе. Так как знания по образовательной области «Филология», полученные в начальной школе, являются фундаментальной основой дальнейшего освоения языка. Основными разделами изучения являются «Фонетика. Графика», «Морфемика. Морфология», «Орфография».

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

Данная программа реализуется через фронтальную форму логопедической работы.

Логопедическая работа строится с использованием как общедидактических методов, так и частных методов логопедии.

методы

В процессе логопедического сопровождения представляется целесообразным отбор упражнений, наиболее эффективных и органично вписывающихся в структуру логопедических занятий, способствующих развитию когнитивных и социальных навыков. Также предполагается использование не только узконаправленных (одноцелевых) упражнений, но и полифункциональных упражнений и пособий. Также используются и полимодальные упражнения.

При работе над реализацией задач 1-го модуля предполагается использование таких упражнений и пособий, как «Карточка с окошком», «Найди ошибку», «Рифмованные алгоритмы», «Знаю – пишу, не знаю — пропускаю» «Шарады», «Ассоциации», «Говорят дети» и т.п.Обучающимся рекомендуется вести тетради – памятки и индивидуальные словари трудных слов.

Активно используются электронные задания таких авторов, как О.А. Величенкова, М. Н. Русецкая, С.Д. Дмитриев, Л.Н. Ефименкова.
При изучении раздела «Фонетика» применяются анимированные артикуляторные профили.

Работа по второму модулю предполагает использование, к примеру, таких упражнений, как «Объясните Кузе», «Светофор», «Или нет, или да, а не знаешь, то — беда», «Выделение главного», «Алгоритм», «Лесенка успеха», «Я так чувствую…», «Символы успеха» и т.д. Кроме этого на каждом занятии ребятам выдаются «Листы самонаблюдения». Также обучающимся в рамках данного модуля рекомендованы занятия с педагогом-психологом.

Упражнения Модуля 3 направлены на развитие неречевых функций и активацию мозговых структур, участвующих как в устной, так и в письменной речи. Здесь активно используются некоторые приёмы Пола Дэннисона, А.Л. Сиротюк. Обучающиеся выполняют такие упражнения, как «Повтори ритм», «Повтори строку», «Волшебные обводилки», «Что бывает после?», «Кто самый-самый» и т.п.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом реализации программы должно быть:

  1. усвоение алгоритмов решения орфографических задач;
  2. усвоение способов запоминания словарных слов;
  3. сформированность грамматических, фонематических, морфологических, грамматических и морфемных представлений;
  4. орфографическая зоркость;
  5. умение ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);
  6. умение полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во фронтальной работе с классом;
  7. умение произвольно регулировать свое внимание, вовремя включаться в деятельность класса, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп;
  8. умение ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;

Сформированность данных умений и навыков позволит обучающимся наиболее эффективно овладевать универсальными учебными навыками. Так как освоение модулей программы предполагает развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД:

Критерии сформированности универсальных учебных действий

Виды действий

Критерии сформированности

Познавательные УУД

Учебно-познавательные действия

1) Орфографическая зоркость (умение видеть и предвидеть ошибкоопасные места; умение самостоятельно распознать ошибку и исправить её, применив соответствующее правило)
2) Сформированность лексико-грамматических представлений («языковая грамотность»: отсутствие аграмматизмов в устной и письменной речи, активный и пассивный словарь развит соответственно возрасту, умение грамматически и логически грамотно составлять устные монологи, писать сочинения и изложения, вести диалог)
3) Сформированность фонетико-фонематических представлений (умение дифференцировать фонемы на слух, умение характеризовать их особенности, умение выполнять фонетический рабор, умение читать транскрипцию, умение переводить графемы в фонемы)
4)  Сформированность морфемных представлений (знания о морфемах русского языка, умение находить их, умение выполнять разбор слова по составу в соответствии с частеречной принадлежностью).
5) Сформированность морфологических представлений (знания о самостоятельных и служебных частях речи,  их характеристиках, особенностей написания и согласования друг с другом)

Логические действия

1) Семантический и логический анализ текста, с целью выделения предложений, слов, орфограмм (умение операционально быстро находить «ошибкоопасные» места и доказывать их присутствие)
2) Поиск адекватных алгоритмов решения орфографических задач (умение верно подбирать и применять орфографическое правило на письме)
3) Проверка и оценка выполненного действия (умение правильно проверить и оценить свою работу)

Моделирование

Развитие знаково-символических   учебных действий (умение оперировать знаково-символическими средствами)

Личностные УУД

 

Самоопределение

1)    Внутренняя позиция школьника:

  • Положительное отношение к школе вообще и логопедическим занятиям в частности;
  •  Чувство необходимости учения;
  •  Адекватное представление о школе;
  • Предпочтение оценке своих знаний – отметке, а не (сладостям и подаркам).
2)    Самооценка (когнитивный компонент):

  •  Широта диапазона оценок;
  •  Социальная роль ученика;
  • Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
  • Осознание  своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
  •  Осознание необходимости самосовершенствования.
3)    Самооценка (регулятивныйкопонент):

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

 

 

Смыслообразование

Мотивация учебной деятельности:

  • Сформированность познавательных мотивов;
  •  Интерес к новому;
  • Интерес к поиску ошибок и их исправлению;
  • Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

 

Регулятивные УУД

Целеполагание Умение ставить цели изадачи по поиску ошибок и их решения на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Планирование Умение определять последовательность действий с учётом конечного результата (составление алгоритма действия).
Контроль внимания Умение обучающихся осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Оценка учебной деятельности Умение обучающимися оценить то, что они уже умеют и знают, и то, что ещё им нужно изучить для дальнейшего обучения.
Коррекция Умение внести коррективы в выбранный либо составленный план (алгоритм) действий.

Коммуникативные УУД

Взаимодействие 1. Уметь строить понятные для партнера высказывания.

3. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.

4. Уметь задавать вопросы.

5. Умение слушать собеседника.

6. Уметь позитивно относиться к процессу общения.

Кооперация 1. Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.

2. Иметь навык конструктивного общения, взаимопонимания.

3. Уметь дружить, уступать, убеждать.

4. Уметь планировать общие способы работы

Интериоризация 1. Способность строить понятные для собеседника высказывания.

2. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

3. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Скачать
Литература, использованная для написания программы:

  1. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма. Издательство Национальный книжный центр.
  2. Меттус Е.В. Логопедические занятия со школьниками. Серия «Популярная логопедия», издательство «КАРО»
  3. ФГОС ООО (текст)

Савельева Александра Анатольевна,
учитель-логопед 1-й кв. категории
МБОУ СОШ№129, г. Новосибирск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: 

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.