Рабочая программа логопедических занятий для учащегося 4 класса с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с системным недоразвитием речи вторичного характера (умственно отсталый). В программе представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование и список литературы.
Министерство образования Красноярского края
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 71
п. Кедровый Красноярского края»
Рассмотрено
на заседании социально — психологической службы
протокол №______
от «___» ________2014 г.
Руководитель службы: Адамова А.В.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Шитоева Н.Н._______________
«_____»_______________2014г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края»
Лелюх И.А._________________
«____»________________2014г.
Рабочая программа
«Логопедических занятий»
для учащегося с ОВЗ, 4 класс
индивидуальные занятия (надомное обучение)
на 2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- «Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому» МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края».
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1-4 классы. Под ред. Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2010.-190 с.
- Рекомендаций РПМПК.
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края п. Кедровый» на 2014-2015 учебный год.
- Логопедического обследования.
После проведенного логопедического обследования у учащегося с ОВЗ – Машкина Ильи были выявлены следующие недостатки:
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
- Дефектное произношение звука [р].
- Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости.
- Недостаточно сформированы фонематические процессы.
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у Ильи наблюдается:
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Цели программы:
- развить устную и письменную речь;
- повысить успеваемость по русскому языку;
- сформировать речевую функцию в целом.
Задачи программы:
- развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы;
- предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи;
- предупреждение дисграфии (как фонематической, так оптической и кинетической её форм);
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Программа носит коррекционно-развивающий характер, учитывает индивидуальные особенности развития речевой деятельности Машкина Ильи.
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей.
Развитие речи предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Программа имеет смежные темы с разными предметами: письмом, чтением, развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, изобразительным искусством.
В процессе занятия используются различные виды деятельности: беседа, игра, рисование и др., которые способствуют расширению, повторению и закреплению полученных знаний. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, активно используются на других уроках. Занятия строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и особенностей речевого дефекта Машкина И.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, так как используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается по другим предметам.
Программа опирается на следующие специальные принципы:
- этиопатогенетический;
- системности учета структуры речевого нарушения;
- комплексности;
- дифференцированного подхода;
- поэтапности;
- учета личностных особенностей;
- использования обходного пути.
Основными методами обучения являются беседы, дидактические игры, наблюдения, практические работы. Весь наглядный, дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития Машкина Ильи. При этом создаются такие условия, которые дают возможность ребёнку работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельность при выполнении заданий, а логопеду определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от возможностей учащегося.
Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:
- принцип «от простого к сложному»;
- поэтапное формирование умственных действий;
- опора на сохранные психические функции.
Контрольно-измерительные материалы:
Действует безотметочная система обучения.
Чтобы оценить уровень развития и усвоения программы Машкиным Ильёй проводится диагностика в начале и в конце года.
Для оценки динамики освоения образовательных задач, продвижения в развитии используются методы наблюдения, беседы.
Логопедом заполняется речевая карта, индивидуальная карта развития. Контроль осуществляется в течение всего учебного года.
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у ребёнка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения ребёнком словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности — принятие учебной задачи;
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- применение знаний в новых ситуациях;
- оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду за разъяснением;
- составление устных связных высказываний.
Программа рассчитана на 16,5 часов в год. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития Машкина И. Учитель-логопед вправе исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося. Занятия проводятся в индивидуальной форме на дому в течение 15 минут 1 раз в неделю
Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература:
№ п/п |
Автор |
Название, класс |
Год издательства |
Издательство |
Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. | Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения | 1997 | Москва Просвещение | |
Бачина О.В.,Вилочева М.П. | Школьный логопункт: Организация и содержание работы | 2009 | Москва ТЦ СФЕРА | |
Бекшиева З.И | Коррекция письменной речи у школьников | 2009 | Ростов н/Д : Феникс | |
Визель Т.Г.. | Логопедические упражнения на каждый день | 2006 | Москва | |
Волина В.В. | Занимательное азбуковедение | 1991 | М.: Просвещение | |
ВолковаЛ.С.,ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М.. | ЛогопедияКнига 1,2 | 1995 | Москва Просвещение | |
Воронкова В.В. | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы | 2010 | Москва Просвещение | |
Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю. | Организация логопедической работы в школе | 2007 | МоскваТЦ Сфера | |
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. | Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте | 1991 | МоскваПросвещение | |
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. | Формирование связной речи у детей – олигофренов | 1970 | Москва Просвещение | |
Кузьмина Е.В. | Бланковые методики в работе логопеда | 2009 | МоскваТЦ Сфера | |
Лалаева Р.И. | Логопедическая работа в коррекционных классах | 1998 | Москва Просвещение | |
Лалаева Р.И. | Особенности речевого развития умственно отсталых школьников. | 2003 | Дефектология №3 стр. 29 -34. | |
Садовникова И.Н. | Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников | 1997 | Москва Просвещение | |
Уфимцева Л.П., Самодурова А.А., Ефимова О.Л. | Современные подходы к организации логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида | 2007 | Красноярск | |
Яковлева Н.Н. | Коррекция нарушений письменной речи | 2007 | СПб, Каро |
Тематическое планирование
I ЧЕТВЕРТЬ |
Темы занятий |
Часы |
Содержание работы по преодолению речевых нарушений |
Словарь |
Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов |
1,5 |
Коррекция дефектов произношения
|
автобусвдруг
вокзал |
|
Мягкий знак в конце и середине слова |
1 |
|||
Разделительный мягкий знак |
1 |
|||
II ЧЕТВЕРТЬ |
Закрепление артикуляции звуков: свистящих: С-З-Ц, шипящих: Ш-Ж-Щ-Ч, соноров: Л-Р, К-Г-Х |
1,5 |
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.Уточнение значения имеющихся у детей слов, дальнейшее обогащение новыми словами. | газетадеревнядневник
завтра комната квартира фамилия корзина |
Деление слов на слоги. Слоговой и звуко-буквенный анализ слов |
0,5 |
|||
Перенос слов по слогам |
0,5 |
|||
Сочетание гласных и шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу |
1 |
|||
III ЧЕТВЕРТЬ |
Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова |
1 |
рассказобедкостюм
магазин месяц метро наконец неделя
|
|
Предлоги: до, без, под, над, около, перед |
1,5 |
|||
Слова — предметы |
0,5 |
|||
Слова — действия |
0,5 |
|||
Слова — признаки |
0,5 |
|||
Различение слов, обозначающих название предметов, действий, признаков |
1 |
|||
IV ЧЕТВЕРТЬ |
Слова антонимы (слова неприятели) |
0,5 |
Отработка навыков связной речи
Овладение детьми словосочетаниями, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Развитие навыков построения связного высказывания |
портфельэкскурсия
рисую Россия
русский сапоги
сегодня
сначала
спасибо
трактор |
Слова синонимы (слова приятели) |
0,5 |
|||
Слова омонимы (близнецы) |
0,5 |
|||
Предложение. Связь слов в предложении |
0,5 |
|||
Предложения с однородными членами |
0,5 |
|||
Предложения, различные по интонации |
0,5 |
|||
Составление предложений по его началу |
0,5 |
|||
Составление предложений по серии картинок |
0,5 |
|||
Работа с деформированным текстом |
0,5 |
Машкин Илья должен уметь:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
- понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- владеть навыком плавного осознанного чтения;
- уметь писать под диктовку слова, предложения, тексты;
- применять на практике изученные правила орфографии;
- владеть навыками диалогической речи.
Ляпкало Елена Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый
Красноярского края»