Рабочая программа логопедических занятий для учащегося с ОВЗ

Рабочая программа логопедических занятий для учащегося 4 класса с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с системным недоразвитием речи вторичного характера (умственно отсталый). В программе представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование и список литературы.

Министерство образования Красноярского края
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 71
п. Кедровый Красноярского края»

Рассмотрено
на заседании социально — психологической службы
протокол №______
от «___» ________2014 г.

Руководитель службы: Адамова А.В.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Шитоева Н.Н._______________
«_____»_______________2014г.

Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края»
Лелюх И.А._________________
«____»________________2014г.

Рабочая программа
«Логопедических занятий»
для учащегося с ОВЗ, 4 класс
индивидуальные занятия (надомное обучение)
на 2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка:

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
  2. Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  3. «Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому» МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края».
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1-4 классы. Под ред. Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2010.-190 с.
  5. Рекомендаций РПМПК.
  6. Учебного плана МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края п. Кедровый» на 2014-2015 учебный год.
  7. Логопедического обследования.

После проведенного логопедического обследования у учащегося с ОВЗ – Машкина Ильи были выявлены следующие недостатки:

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

  1. Дефектное произношение звука [р].
  2. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости.
  3. Недостаточно сформированы фонематические процессы.

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у Ильи наблюдается:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Цели программы:

  1. развить устную и письменную речь;
  2. повысить успеваемость по русскому языку;
  3. сформировать речевую функцию в целом.

Задачи программы:

  • развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы;
  • предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи;
  • предупреждение дисграфии (как фонематической, так оптической и кинетической её форм);
  • формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Программа носит коррекционно-развивающий характер, учитывает индивидуальные особенности развития речевой деятельности Машкина Ильи.

Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей.

Развитие речи предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Программа имеет смежные темы с разными предметами: письмом, чтением, развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, изобразительным искусством.

В процессе занятия используются различные виды деятельности: беседа, игра, рисование и др., которые способствуют расширению, повторению и закреплению полученных знаний. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, активно используются на других уроках. Занятия строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и особенностей речевого дефекта Машкина И.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, так как используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается по другим предметам.

Программа опирается на следующие специальные принципы:

  • этиопатогенетический;
  • системности учета структуры речевого нарушения;
  • комплексности;
  • дифференцированного подхода;
  • поэтапности;
  • учета личностных особенностей;
  • использования обходного пути.

Основными методами обучения являются беседы, дидактические игры, наблюдения, практические работы. Весь наглядный, дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития Машкина Ильи. При этом создаются такие условия, которые дают возможность ребёнку работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельность при выполнении заданий, а логопеду определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от возможностей учащегося.

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

  • принцип «от простого к сложному»;
  • поэтапное формирование умственных действий;
  • опора на сохранные психические функции.

Контрольно-измерительные материалы:

Действует безотметочная система обучения.

Чтобы оценить уровень развития и усвоения программы Машкиным Ильёй проводится диагностика в начале и в конце года.

Для оценки динамики освоения образовательных задач, продвижения в развитии используются методы наблюдения, беседы.

Логопедом заполняется речевая карта, индивидуальная карта развития. Контроль осуществляется в течение всего учебного года.

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • уточнение значений имеющихся у ребёнка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения ребёнком словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

  • развитие навыков построения связного высказывания;
  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности — принятие учебной задачи;
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;
  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  • обращение к учителю-логопеду за разъяснением;
  • составление устных связных высказываний.

Программа рассчитана на 16,5 часов в год. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития Машкина И. Учитель-логопед вправе исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося. Занятия проводятся в индивидуальной форме на дому в течение 15 минут 1 раз в неделю

Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература:

п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.  Психодиагностические таблицы.  Психодиагностические методики.  Коррекционные упражнения 1997 Москва Просвещение
Бачина О.В.,Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы 2009 Москва  ТЦ СФЕРА
Бекшиева З.И Коррекция письменной речи у школьников 2009 Ростов н/Д : Феникс
Визель Т.Г.. Логопедические упражнения на каждый день 2006 Москва
Волина В.В. Занимательное азбуковедение 1991 М.: Просвещение
ВолковаЛ.С.,ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М.. ЛогопедияКнига 1,2  1995 Москва Просвещение
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы 2010 Москва Просвещение
Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе 2007 МоскваТЦ Сфера
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте 1991 МоскваПросвещение
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов 1970 Москва Просвещение
Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда 2009 МоскваТЦ Сфера
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах 1998 Москва Просвещение
Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников. 2003 Дефектология №3 стр. 29 -34.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников 1997 Москва Просвещение
Уфимцева Л.П., Самодурова А.А., Ефимова О.Л. Современные подходы к организации логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида 2007 Красноярск
Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи 2007 СПб, Каро

Тематическое планирование

I ЧЕТВЕРТЬ

Темы занятий

Часы

Содержание работы по преодолению речевых нарушений

Словарь

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов

1,5

Коррекция дефектов произношения 

 

автобусвдруг

 

вокзал

Мягкий знак в конце и середине слова

1

Разделительный мягкий знак

1

II ЧЕТВЕРТЬ

Закрепление артикуляции звуков: свистящих: С-З-Ц, шипящих: Ш-Ж-Щ-Ч, соноров: Л-Р, К-Г-Х

1,5

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.Уточнение значения имеющихся у детей слов, дальнейшее обогащение новыми словами. газетадеревнядневник

завтра

комната

квартира

фамилия

корзина

Деление слов на слоги. Слоговой и звуко-буквенный анализ слов

0,5

Перенос слов по слогам

0,5

Сочетание гласных и шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

III ЧЕТВЕРТЬ

Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова

1

рассказобедкостюм

 

магазин

месяц

метро

наконец

неделя

 

Предлоги: до, без, под, над, около, перед

1,5

Слова — предметы

0,5

Слова — действия

0,5

Слова — признаки

0,5

Различение слов, обозначающих название предметов, действий, признаков

1

IV ЧЕТВЕРТЬ

Слова антонимы (слова неприятели)

0,5

Отработка навыков связной речи 

Овладение детьми словосочетаниями, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

 

 

 

Развитие навыков построения связного высказывания

портфельэкскурсия

 

рисую

Россия

 

русский

сапоги

 

сегодня

 

сначала

 

спасибо

 

трактор

Слова синонимы (слова приятели)

0,5

Слова омонимы (близнецы)

0,5

Предложение. Связь слов в предложении

0,5

Предложения с однородными членами

0,5

Предложения, различные по интонации

0,5

Составление предложений по его началу

0,5

Составление предложений по серии картинок

0,5

Работа с деформированным текстом

0,5

Машкин Илья должен уметь:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
  • понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
  • владеть навыком плавного осознанного чтения;
  • уметь писать под диктовку слова, предложения, тексты;
  • применять на практике изученные правила орфографии;
  • владеть навыками диалогической речи.

Ляпкало Елена Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый
Красноярского края»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 3,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование

Посмотрите ещё:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.