Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
Дети с ОНР характеризуются усугубляющимися отклонениями в:
- нервно-психической сфере;
- познавательной деятельности;
- поведении;
- развитии общей и артикуляционной моторики;
- развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха – ведущими к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.
Данная программа разработана на основе Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищевой. Она содержит изменения, так как выше названные программы были созданы для логопедической работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Дополнены и расширены основные задачи и направления коррекционной работы, такие разделы, как развитие общей и мелкой моторики, психических процессов представлены более объемно. Учитывая особенности детей с общим недоразвитием речи, активно используются на занятиях методы кинезиологии в развитии интеллекта старших дошкольников, элементы логоритмики, музыкотерапии.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с I уровнем речевого развития
Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
• развитие понимания речи;
• развитие активной подражательной речевой деятельности;
• развитие внимания, памяти, мышления детей.
В течение всего учебного года индивидуальные занятия проводятся 3 раза в неделю. Программный материал изучается и закрепляется на всех занятиях воспитателей по программе детского сада, в повседневной жизни и деятельности детей.
Годовое обучение условно подразделяется на 2 периода обучения:
- 1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь (14 недель, всего 42 занятия);
- 2 период – январь, февраль, март, апрель, май (16 недель, всего 48 занятий).
Основное содержание работы
I период обучения
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
Развитие понимания речи
Учить детей находить предметы, игрушки.
Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Учить понимать слова обобщающего значения.
Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.
Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.
Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).
Учить детей называть имена друзей, кукол.
Учить подражанию:
• голосам животных;
• звукам окружающего мира;
• звукам музыкальных инструментов.
Развитие внимания, памяти, мышления
Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).
Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.
Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).
Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).
Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя).
Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.
Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.
II период обучения:
Январь, февраль, март, апрель, май.
Развитие понимания речи
Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.
Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).
Развитие внимания, памяти, мышления
Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.
Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки.
Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).
Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).
Учить определять лишний предмет из представленного ряда:
• 3 красных кубика и 1 синий;
• кукла, клоун, Буратино — шапка;
• шуба, пальто, плащ — шкаф;
• красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.
Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.
Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.
Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные… шары»)
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
• выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
• отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми со II уровнем речевого развития
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей 4 лет с данным уровнем планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.
Логопедические занятия в средней группе для этих детей проводятся индивидуально.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:
• развитие понимания речи;
• активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
• развитие произносительной стороны речи (активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; постановка отсутствующих звуков, их различение на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов);
• развитие самостоятельной фразовой речи.
Выделяются следующие виды логопедических занятий по формированию:
1) лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи;
4) звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.
В течение всего учебного года индивидуальные занятия проводятся 3 раза в неделю: 2 раза в неделю — по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи; 1 раз в неделю — по формированию звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры. Программный материал изучается и закрепляется на всех занятиях воспитателей по программе детского сада, в повседневной жизни и деятельности детей.
Годовое обучение условно подразделяется на 2 периода обучения:
- 1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь (14 недель, всего 42 занятия);
- 2 период – январь, февраль, март, апрель, май (16 недель, всего 48 занятий).
Основное содержание работы
I период обучения:
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
Развитие понимания речи
Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.
Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.
Формировать понимание обобщающего значения слов.
Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).
Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).
Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.
Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).
Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.
Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!).
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).
Развитие самостоятельной фразовой речи
Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»
Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.
Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).
Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?).
Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.
Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).
Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).
Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и т. д.
II период обучения:
Январь, февраль, март, апрель, май
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).
Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).
Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).
Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).
Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).
Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.
Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).
Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).
Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).
Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы).
Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море).
Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб).
Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.
Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).
Развитие самостоятельной фразовой речи
Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».
Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).
Заучивать короткие двустишия и потешки.
Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).
Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).
Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.
Развитие произносительной стороны речи
Учить детей различать речевые и неречевые звуки.
Учить детей определять источник звука.
Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.
Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.
Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).
Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.
Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
Формировать звуко-слоговую структуру слова.
Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.
Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией.
Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).
Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та — кта, по — пто).
Лексические темы: «Игры и развлечения детей зимой», «Рождество», «Крещенье», «Святки»; «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Транспорт», «Профессии», «Лето» и др.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
• узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
• сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
• понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
• фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
• воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
• правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
• общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с III уровнем развития речи
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Коррекционная работа с детьми с III уровнем развития речи делится на два года обучения. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой формах. В первый и во второй год обучения (условно старшая группа и подготовительная группа) с учетом структуры дефекта, учитель-логопед проводит два типа подгрупповых занятий:
- по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи;
- по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте;
Занятия по развитию правильного звукопроизношения проводятся только в индивидуальной форме.
В течение первого года обучения подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю:1 раз в неделю — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; 1 раз в неделю — по формированию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте.
На втором году обучения подгрупповые занятия проводятся 3 раза в неделю: 1 раз в неделю — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; 2 раза в неделю — по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте. Индивидуальные занятия по развитию правильного звукопроизношения — 3 раза в неделю.
Количество подгрупповых и индивидуальных занятий может варьироваться по усмотрению логопеда в зависимости от речевого уровня и речевых возможностей детей. Программный материал изучается и закрепляется на всех занятиях воспитателей по программе детского сада, в повседневной жизни и деятельности детей.
Годовое обучение условно подразделяется на 3 периода:
I период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период обучения: декабрь, январь, февраль
III период обучения: март, апрель, май.
Календарно-тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте (первый год обучения)
I период обучения. Всего 10 занятий.
II период обучения. Всего 10 занятий.
III период обучения. Всего 10 занятий.
Неделя |
Тема занятия |
Навыки овладения звуковым анализом и синтезом |
|
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) Сентябрь |
|||
1-я |
Логопедическое обследование |
||
2-я |
|||
3-я |
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков | |
4-я |
Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках | Развитие фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу | |
|
Октябрь |
||
1-я |
Звук и буква У | Выделение гласного звука [у] в начале слогов и слов | |
2-я |
Звук и буква А | Выделение гласного звука [а] из потока звуков. Выделение ударного гласного звука [а] в начале слова. | |
3-я |
Звуки У-А | Выделение звуков [а] и [у] из потока звуков. Выделение начальных звуков в слога типа ам,уп,ун,ум. | |
4-я |
Звук и буква П | Выделение согласного звука [п] в конце слова | |
Ноябрь | |||
1-я |
Звук и буква О | Выделение звука [о] в потоке звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик) | |
2-я |
Звук и буква И | Выделение гласного звука [и] в начале слова (Ира, ива, индюк). Деление слов на слоги. | |
3-я |
Звук и буква М | Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов типа им, му. | |
4-я |
Звук и буква Н | Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина, конец). Деление слов на слоги. Звуковой анализ слога ин, на. | |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль) Декабрь |
|||
1-я |
Звук и буква Т | Выделение звука [т] в потоке звуков. Определение позиции звука в слове. Звуковой анализ слогов типа ат, ту. | |
2-я |
Звук Т’. Буква Т | Выделение звука [т'] в потоке звуков. Различение твердых и мягких звуков [т], [т']. Деление слов на слоги. | |
3-я |
Звук и буква К | Определение места звука [к] в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова кот. | |
4-я |
Звук К’. Буква К | Различение твердых и мягких звуков [к], [к']. Определение места звуков в словах. Слоговой анализ слов. | |
Январь |
|||
1-я |
Каникулы |
||
2-я |
|||
3-я |
Звук и буква Б | Выделение звука [б] среди других согласных. Определение позиции звука в слове. Звуковой анализ слогов типа ба, бу. Слоговой анализ слов. | |
4-я |
Звук Б’. Буква Б | Различение твердых и мягких звуков [б], [б']. Определение позиции звуков в словах. Звуковой анализ слогов би. | |
Февраль |
|||
1-я |
Звук и буква Э | Выделение звука [э] в потоке звуков. Позиция звука в слове (начало, середина, конец). Слоговой анализ слов. Звуковой анализ слогов эт, тэ. | |
2-я |
Звук Г-Г’. Буква Г | Дифференциация твердых и мягких звуков [г], [г']. Звуковой анализ слогов га, ги. | |
3-я |
Звук Л’. Буква Л. | Выделение звука [л'] в потоке звуков. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Слоговой анализ слов. Звуковой анализ слога ли. | |
4-я |
Звук и буква Ы | Выделение гласного звука [ы]. Звуковой анализ слогов ым, ма. Определение места звука в словах. Слоговой анализ слов. | |
3 период обучения (март, апрель, май) Март |
|||
1-я |
Звук и буква С | Определение наличия или отсутствия звука [с] в словах. Нахождение места звука [с] в словах. Звукослоговой анализ слова осы. | |
2-я |
Звук С’. Буква С | Выделение звука [с'] в потоке звуков. Различение твердых и мягких звуков [с], [с']. Звукослоговой анализ слова Сима. | |
3-я |
Звук и буква Ш | Выделение в речи звука [ш], определение его позиции в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова шаль. | |
4-я |
Звуки С-Ш | Различение звуков [с] и [ш]. Звуковой анализ слогов са, ша. Звукослоговой анализ слов сок и душ. | |
Апрель |
|||
1-я |
Звуки Х-Х’. Буква Х | Дифференциация твердых и мягких звуков [х],[х']. Определение места звуков в словах. Звуковой анализ слов хек и мох. | |
2-я |
Звуки В-В’. Буква В | Дифференциация твердых и мягких звуков [в], [в']. Деление слов на слоги. Определение места звуков в словах. | |
3-я |
Звуки З-З’. Буква З. | Выделение в речи звука [з], [з']. Различение твердых и мягких звуков [з], [з']. Подбор слогов к схемам звукового анализа. | |
4-я |
Звук и буква Ж | Выделение в речи звука [ж], определение его позиции в слове (начало, середина). Звукослоговой анализ слова жук. | |
Май |
|||
1-я |
Звуки З-Ж | Различение звуков [з] и [ж]. Звукослоговой анализ слова зонт. | |
2-я |
Звуки Ф-Ф’. Буква Ф | Дифференциация твердых и мягких звуков [ф],[ф']. Подбор слогов к схемам звукового анализа. Звукослоговой анализ слова фен. | |
3-я |
Логопедическое обследование |
||
4-я |
|||
Календарно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи (первый год обучения)
— I период обучения. Всего 10 занятий.
- II период обучения. Всего 10 занятий.
- III период обучения. Всего 10 занятий.
Неделя |
Тема |
Формирование лексико-грамматических категорий |
Связная речь |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 период обучения Сентябрь |
|||
1-я |
Логопедическое обследование | ||
2-я |
|||
3-я |
Детский сад | Закрепление умения согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям. |
4-я |
Игрушки | Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. | Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям. |
Октябрь |
|||
1-я |
Осень | Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. | Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски. |
2-я |
Овощи | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик-,-чик-, -ечк-,-очк-,-еньк-,-оньк- по теме. | Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему. |
3-я |
Фрукты | Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. |
4-я |
Сад и огород | Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с,в-из | Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин. |
Ноябрь |
|||
1-я |
Лес. Грибы, ягоды, деревья. | Согласование имен числительных 2 и 5 с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок) | Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок. |
2-я |
Перелетные птицы | Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с, в-из; упражнение детей в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. | Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин. |
3-я |
Одежда | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик-,-чик-, -ечк-,-очк-,-еньк-,-оньк-; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными. | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. |
4-я |
Обувь, одежда, головные уборы | Формирование умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа; упражнение детей в умении подбирать слова противоположные по значению. | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин. |
2 период обучения Декабрь |
|||
1-я |
Ателье | Учить образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. | Пересказ адаптированного рассказа Н.Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок. |
2-я |
Зима | Закрепление умения употреблять предлоги в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени. | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. |
3-я |
Мебель | Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже. | Пересказ русской народной сказка «Три медведя» с элементами драматизации |
4-я |
Новогодний праздник | Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имен существительных в различных падежах. | Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. |
Январь |
|||
1-я |
Каникулы | ||
2-я |
|||
3-я |
Зимующие птицы | Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном падеже и родительном падежах множественного числа. | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. |
4-я |
Дикие животные зимой | Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за. | Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту) |
Февраль |
|||
1-я |
Почта | Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа. | Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинам |
2-я |
Транспорт | Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа. | Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок |
3-я |
Комнатные растения | Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова, учить выделять из текста однокоренные слова. | Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» |
4-я |
Наша армия | Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. | Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» |
3 период обучения Март |
|||
1-я |
Весна. День рождения весны. | Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа. | Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин |
2-я |
Праздник 8 марта | Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов, упражнять в подборе признаков к предметам. | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. |
3-я |
Профессии | Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы. |
4-я |
Наша пища | Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов. | Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. |
Апрель |
|||
1-я |
Откуда хлеб пришел? | Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. | Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин. |
2-я |
Посуда | Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды. | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой» |
3-я |
Мой дом | Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами. | Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала пересказа. |
4-я |
Домашние животные и их детеныши | Учить образовывать сложные слова; учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения. | Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» |
Май |
|||
1-я |
Насекомые | Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа. | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. |
2-я |
Наша страна | Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях. | Составление рассказа «Границы Родины -на замке» по серии сюжетных картин. |
3-я |
Логопедическое обследование |
||
4-я |
Календарно-тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте (второй год обучения)
I период обучения. Всего 20 занятий.
II период обучения. Всего 20 занятий.
III период обучения. Всего 20 занятий.
Неделя |
Занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте |
|||
Звуки |
Буквы |
Навыки звукового анализа и синтеза |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 период обучения Сентябрь |
||||
1-я2-я |
Логопедическое обследование |
|||
3-я | [у][а] | УА | Выделение ударного гласного из начала слова. Звуковой анализ и синтез слогов типа ут, уп, ук. Анализ звукового ряда из двух гласных. Звуковой анализ и синтез слогов типа: ап, ас, са, па. | |
4-я | [у]-[а][и] | И | Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у. Звуковой анализ слогов: ап, уп. Звуковой анализ слов: бук, бак.Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у-и. Звуковой анализ слова кит. | |
Октябрь |
||||
1-я | [п] [п'][к] [к'] | ПК | Анализ обратного слога типа an. Выделение последнего согласного из слов типа суп.Выделение начального согласного и гласного после согласного кот, кит. Выделение слов со звуками [к] [к'] в тексте. | |
2-я | [т] [т'][т], [п], [к] | Т | Анализ прямого и обратного слога типа та, ат. Выделение начального согласного и гласного после согласного в слове том.Анализ прямых и обратных слогов типа ту, па, ко и ак, от, уп. Звуковой анализ слова пот. | |
3-я | [о][х] [х'] | ОХ | Выделение звука [о] в потоке звуков. Звуковой анализ и синтез слогов типа оп, по.Различение твердых и мягких звуков [х] [х']. Звуковой анализ слогов типа ха, хи. Выделение начального согласного и гласного после согласного в словах хек, холм. | |
4-я | [ы][а], [у], [и], [ы], [о] | Ы | Звуковой анализ слогов типа ып, пы. Выделение начального согласного и последующего гласного из слов типа Пых.Выделение первого звука в словах типа утка, ива и последнего звука в словах типа калина, коты, весло. Звуко-слоговой анализ слов. | |
Ноябрь |
||||
1-я | [м] [м'][н] [н'] | МН | Выделение слов со звуками [м] [м']. Звуковой анализ слогов мы, ми. Звукослоговой анализ слов типа мак, мох, молоко.Выделение слов со звуками [н] [н']. Звуковой анализ слогов на, ны, ни. Звуко-слоговой анализ слов типа Нина. | |
2-я | [н] [м][б] [б'] | Б | Дифференциация звуков [н]-[м]. Выделение последнего звука в слова типа гиппопотам, сон. Звукослоговой анализ слов: кино, муха. Выделение звуков [б]-[ б'] в словах. Дифференциация звуков [б]-[ б']. Звукослоговой анализ и синтез слов бант, бинт. | |
3-я | [п] [б][с] | С | Различение глухих и звонких звуков [п], [б]. Звуковой анализ и синтез слов суп, бак.Определение наличия или отсутствия звука [с] в словах. Определение места звука [с] в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слогов са, сы. | |
4-я | [с'][с] [с'] | С | Определение места звука [с'] в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слога си. Звукослоговой анализ слова гуси.Различение твердых и мягких звуков [с] [с']. Звуковой анализ слогов сы, си. Звуко-слоговой анализ и синтез слов типа сок, сито. | |
2 период обучения Декабрь |
||||
1-я | [з][з'] | ЗЗ | Выделение в речи звука [з]. Определение позиции звука [з] в слове (начало, середина). Звуковой анализ и синтез слогов типа за, зо, аза. Звукослоговой анализ слова заяц.Определение позиции звука [з] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слога зи. Составление слов со слогом зи. Выделение ударного слога. Звукослоговой анализ слова зима. | |
2-я | [з] [з'][с] [с']-[з] [з'] | З | Различение твердых и мягких звуков [з]- [з']. Звуковой анализ слогов зы, зи. Звуковой анализ слов Зина и Зоя. Составление предложений о Зое и Зине. Анализ предложений.Различение глухих и звонких звуков [с] [с']-[з] [з']. Дифференциация твердых звуков [с]-[з] и мягких звуков [с'] -[з']. Выделение звуков в слоговом ряду. Звукобуквенный анализ слов коса и коза. Работа над деформированной фразой. Анализ и синтез предложений. | |
3-я | [д] [д'][т] [д] | Д | Различение твердых и мягких звуков [д]-[д']. Слоговой анализ слов. Звукобуквенный анализ слов сады и Дима.Работа над деформированной фразой. Анализ и синтез предложений.Различение глухих и звонких звуков [т]-[д]. Определение позиции звуков [т] и [д] в слове (начало, середина, конец). Слоговой разбор слова. Звукобуквенный анализ слов том и дом. | |
4-я | [т'] [д'][в] [в'] | В | Дифференциация звуков [т']-[д']. Выделение слов со звуками [т'], [д'] в середине слова. Звукослоговой анализ слов Дима и Тима. Выделение ударного слога. Составление предложений. Анализ предложения с графической записью.Выделение звуков [в] [в'] из потока согласных звуков и в словах. Различение твердых и мягких звуков [в]-[в']. | |
Январь |
||||
1-я | Каникулы | |||
2-я | ||||
3-я | [г] [г'][к] [г] | Г | Различение твердых и мягких звуков [г]-[г']. Определение позиции звуков [г] и [г'] в слове (начало, середина). Слоговой анализ слов. Анализ и синтез слогов га, ги.Различение глухих и звонких звуков [к]-[г]. Звукобуквенный анализ слов кот и год. Составление предложений и их анализ. | |
4-я | [э][й] | ЭЙ | Выделение гласного звука [э] в словах. Звуковой анализ и синтез слогов эк, кэ. Слоговой разбор слов сложной слоговой структуры. Звукобуквенный анализ слова Эдик.Выделение согласного звука [й] в словах. Определение места звука [й] в слове (начало, середина, конец). Звукобуквенный анализ и синтез слогов: ай, ой и слова: йод. | |
Февраль |
||||
1-я | [а][йа] | Я | Выделение гласного звука [а] из потока звуков и в словах. Звуковой анализ и синтез слогов кя, мя, ня, ся. Звукослоговой анализ слова мясо.Выделение первого звука [йа] в словах типа ясень, як. Звуковой анализ слогов як, ям. Звукобуквенный анализ слова яма. | |
2-я | [э][йэ] | Е | Выделение гласного звука [э] из потока звуков и в словах. Звуковой анализ и синтез слогов ке, ме, не. Слоговой разбор слов. Звукобуквенный анализ слова ветка.Выделение первого звука [йэ] в словах типа ель, егоза. Звуковой анализ слогов ек, ем. Звукобуквенный анализ слова еда. | |
3-я | [ш][ш] | Ш | Выделение согласного звука [ш] в словах. Звуковой анализ и синтез слогов аш, ша. Звуко-слоговой анализ слова шум.Звуковой анализ и синтез слогов ыш, ши. Определение места звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Составление предложений со словами шина, машина и их анализ. | |
4-я | [с] [ш][ж] | Ж | Дифференциация звуков [с]-[ш]. Слоговой анализ слов. Звукобуквенный анализ слов санки, шапки. Составление предложений со словами автобус, машинапо схеме.Выделение в речи звука [ж], определение позиции звука в слове (начало, середина). Звуковой анализ слогов жи, жа, жу. Звукослоговой анализ слова жук. | |
3 период обучения Март |
||||
1-я | [ж] [з][ж] [ш] | Различение звуков [ж]-[з]. Слоговой разбор слова. Звукобуквенный анализ слов кожа, коза. Работа над деформированной фразой.Различение глухих и звонких звуков [ш]-[ж]. Звуковой анализ и синтез слогов жи, ши. Звуко-слоговой анализ слов жар-шар. Составление предложений с парами слов Шура-жук. | ||
2-я | [ж] [ш] [с] [з][л] | Л | Различение глухих и звонких звуков [ш] [с]-[ж] [з]. Звукобуквенный анализ и синтез слогов са, ша, жа ,за. Деление слов на слоги с выделением ударного слога. Работа над деформированной фразой.Выделение согласного звука [л] в словах. Определение места звука [л] в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ и синтез слогов лы, лу. Деление слов на слоги. Звукобуквенный анализ и синтез слова лапа. | |
3-я | [л'][л] [л'] | Л | Выделение согласного звука [л'] в словах. Звуковой анализ и синтез слогов ли, ля. Деление слов липа, короли на слоги. Выделение и печать ударного слога. Звуко-буквенный анализ слова лесок. Составление предложение по схемам.Дифференциация твердых и мягких звуков [л]-[л']. Определение места звуков [л] и [л'] в слове (начало, середина, конец). Звукобуквенный анализ и синтез слов волк и лиса. | |
4-я | [ц][ц] [с] | Ц | Выделение согласного звука [ц] в словах. Звуковой анализ и синтез слогов ац, ца. Слоговой анализ слова цветок. Выделение ударного слога.Дифференциация звуков [ц]-[с]. Выделение последнего звука в словах типа нос, колодец. Слоговой анализ этих слов с выделением ударного слога. | |
Апрель |
||||
1-я | [у][йу] | Ю | Выделение гласного звука [у] в словах. Звуковой анализ и синтез слогов кю, мю, ню. Звукослоговой анализ слова клюв.Выделение первого звука [йу] в словах типа юбка, юг. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слогов юк, юм. Звукобуквенный анализ слова юла. | |
2-я | [р][р'] | Р | Выделение согласного звука [р] в словах. Определение позиции звука [р] в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ и синтез слогов ра, ру, ры. Звукослоговой анализ слова ракета.Выделение согласного звука [р'] в словах. Звуковой анализ и синтез слогов ря, рю, ри. Звукобуквенный анализ слова писарь. Слоговой анализ слов. | |
3-я | [р] [р'][р] [л] | Р | Дифференциация твердых и мягких звуков [р]-[р']. Звуковой анализ слов репка, труба.Различение согласных звуков [р]-[л]. Определение позиции звуков [р] [л] в слове (начало, середина, конец). Деление слов на слоги. Звукобуквенный анализ слов ложки, рожки. | |
4-я | [ч][ч] [т'] | Ч | Выделение согласного звука [ч] в словах. Звуковой разбор слогов ач, ча. Звуко-слоговой анализ слова бабочка.Различение согласных звуков [ч]-[т']. Звукобуквенный анализ и синтез слов вечер и ветер. Составление предложений с этими словами и их анализ. | |
Май |
||||
1-я | [ф] [ф'][ф] [в] | Ф | Дифференциация твердых и мягких звуков [ф]-[ф']. Выделение начальных звуков в словах. Деление на слоги слов типа фен, филин, сарафан. Звукобуквенный анализ и синтез слогов фа, фо, фе, фи.Различение глухих и звонких звуков [ф]-[в]. Звук-буквенный анализ и синтез слов фата и вата. Слоговой разбор слов. | |
2-я | [щ][щ] [ч] | Щ | Выделение согласного звука [щ] в словах. Звуковой анализ слогов ащ, ощ, ща, ще. Слоговой анализ слов типа вещи, плащи, роща.Различение согласных звуков [ч]-[щ]. Определение позиции звуков [ч] и [щ] в слове (начало, середина, конец). Деление слов на слоги. Звукобуквенный анализ слов щенок и бычок. | |
3-я |
Логопедическое обследование |
|||
4-я | ||||
Календарно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи (второй год обучения)
I период обучения. Всего 10 занятий.
II период обучения. Всего 10 занятий.
III период обучения. Всего 10 занятий.
Неделя |
Тема |
Формирование лексико-грамматических категорий |
Связная речь |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 период обучения Сентябрь |
|||
1-я |
Логопедическое обследование | ||
2-я |
|||
3-я |
Осень | Формирование номинативного словаря по теме. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. | Рассказывание по теме «Осень». |
4-я |
Деревья осенью. Листья. | Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа. Образование прилагательных от существительных. | Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания. |
Октябрь |
|||
1-я |
Овощи | Расширение знаний детей об особенностях различных овощей. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени. | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации. |
2-я |
Фрукты | Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Формирование навыков словообразования. | Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин. |
3-я |
Насекомые | Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. Расширение и активизация словаря по теме. | Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему. |
4-я |
Грибы и ягоды | Согласование имен существительных с числительными. Образование прилагательных от существительных. | Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин. |
Ноябрь |
|||
1-я |
Домашние животные и их детеныши | Закрепление и расширение знаний детей по теме. Образование притяжательных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных | Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин. |
2-я |
Дикие животные и их детеныши | Образование существительных множественного числа и их практическое употребление в речи. Практическое усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных прилагательных по теме. | Пересказ рассказа В Бианки «Купание медвежат» |
3-я |
Осенняя одежда, обувь, головные уборы | Дифференциация типов одежды по сезонам. Образование относительных прилагательных. Согласование имен существительных с числительными. | Составление описательного рассказа с опорой на схему. |
4-я |
Зима | Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Расширение предикативного словаря. Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в различных падежах. | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец – рассказ логопеда) |
2 период обучения Декабрь |
|||
1-я |
Мебель | Расширение знаний значений предлогов и их употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций. | Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам |
2-я |
Посуда | Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Развитие навыка словообразования. | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» |
3-я |
Животные жарких стран | Закрепление употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже. Формирование навыка словообразования по теме. | Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» |
4-я |
Новый год | Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже. | |
Январь |
|||
1-я |
Каникулы | ||
2-я |
|||
3-я |
Инструменты | Закрепление навыка употребление имен существительных в творительном падеже. Формирование словаря глаголов | Пересказ сказки «Две косы» |
4-я |
Морские, речные и аквариумные обитатели. | Образование притяжательных прилагательных. Образование отыменных прилагательных. | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» |
Февраль |
|||
1-я |
Семья | Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных. | Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» |
2-я |
Комнатные растения | Формирование глагольного словаря по теме. | |
3-я |
День защитников Отечества | Расширение словаря по теме «Военные профессии». Образование имен существительных с помощью суффиксов -чик-, -ист-. | Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин. |
4-я |
Транспорт | Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Закрепление употребления формы творительного падежа существительных и расширение словаря по теме. Дифференциация транспорта по видам. | Составление рассказа «Все хорошо, сто хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. |
3 период обучения Март |
|||
1-я |
Весна | Развитие и расширение семантического поля слова «жук». Развитие словаря прилагательных. Формирование словаря по теме. | Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» |
2-я |
Мамин праздник | Развитие навыков словообразования. | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. |
3-я |
Перелетные птицы весной | Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме. | Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. |
4-я |
Растения и животные весной | Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование и расширение семантического поля слова «цветок». | Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий. |
Апрель |
|||
1-я |
Наша страна | Упражнение в образовании синонимических рядов. Уточнение и расширение словаря по теме. | Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий. |
2-я |
Профессии | Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования. | Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) |
3-я |
Наш дом | Упражнение в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме. | Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) |
4-я |
Сад-огород-лес | Разграничение понятий по теме. Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка». | Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий |
Май |
|||
1-я |
Человек | Расширение словаря по теме. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. | Составление рассказа «Человек» по серии картин |
2-я |
Школа. Школьные принадлежности | Согласование притяжательных местоимений с существительными. Расширение словаря по теме. | Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) |
3-я |
Логопедическое обследование |
||
4-я |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Письмова Надежда Сергеевна,
учитель-логопед МБДОУ №74 «Березка»
г. Чебоксары
Огромное спасибо!