Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (часть 1)

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи образовательная область «Познание» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
с задержкой психического развития.

2 периода непосредственной образовательной деятельности в неделю (всего 74 периода непосредственной образовательной деятельности).

Пояснительная записка

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, образовательная область «Познание», для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) «Шаг за шагом», утвержденной приказом №134-од от 29.08.2011г.

Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе ознакомления с окружающим миром и развитие речи детей с задержкой психического развития, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные для детей подготовительной к школе группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующего федеральным государственным требованиям.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», программа С.Г. Шевченко -М.: Школьная Пресса, 2004;

- «Ознакомление с окружающим миром» (конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР), И.А.Морозова, М.А. Пушкарёва – М.: Издательство Мозаика –Синтез, 2006;

- Альбом в 4-х частях Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».М.: Мозаика-Синтез, 2005 (рабочая тетрадь).

Содержание материала учебно-методического комплекта, способствует преодолению незрелости познавательно-речевой сферы детей, их социальному адаптированию к окружающей действительности, формированию познавательных интересов, речевых способностей.

Общее количество непосредственно образовательной деятельности составляет 74 периода, предусматривается 2 периода непосредственно образовательной деятельности в неделю, продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет 30 минут.

Сопутствующими формами непосредственно образовательной деятельности являются:

- игры (дидактические, театрализованные, режиссерские…);
- наблюдения на прогулке, экскурсии;
-разучивание стихов, скороговорок, потешек;
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-прослушивание музыкальных произведений;
-просмотр мультимедийных учебно-методических пособий;
-пластические этюды, психогимнастика.

Цель рабочей программы: развитие познавательных интересов, интеллектуального развития детей с задержкой психического развития.

Задачи:

- повышение уровня психического развития (интеллектуального, эмоционального, социального) детей с задержкой психического развития в период подготовки их к школе;
- восполнение пробелов предшествующего развития детей и дальнейшее накопление знаний и представлений об окружающей действительности.
- оказание помощи при освоении необходимых знаний, умений и навыков в разделе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»;
- уточнение, расширение, и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- формирование о ребенка мотивов самосохранения;
- формирование приемов умственной деятельности, необходимых ля развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать.
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
-накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка;
-повышение уровня сенсорного и умственного развития;
-обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

Рабочая программа предполагает использование национально-регионального компонента через решение следующих задач:

- Формирование определенного отношения ребенка к родному краю;
- Формирование представлений о природе родного края;
- Формирование представлений о быте и труде коренных народов Севера (охоте, оленеводстве, рыболовстве);

Национально- региональный компонент реализуется при изучении следующих тем: «Наш город», «Мы и лес. Кладовая Северного края», «Перелетные и зимующие птицы», «Животные жарких и холодных стран».

В основу данной рабочей программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Принцип единства диагностики и коррекции — определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

3. Принцип компенсации — опора на сохранные, более развитые психические процессы.

4. Принцип системности и последовательности в подаче материала — опора на разные уровни организации психических процессов.

5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Новизна рабочей программы заключается в использовании информационно компьютерных технологий (видеоролики, презентационные слайды).

В данной рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой межпредметных связей, а так же с возрастными особенностями воспитанников.

При построении рабочей программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей.

Интеграция образовательной области «Познание»

«Труд»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора, в частности представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.

«Безопасность»

В процессе реализации задач связанных с ознакомлением с окружающим миром, формируются основы безопасности жизнедеятельности детей и безопасности окружающего мира природы.

«Коммуникация»

Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

«Социализация»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

«Музыка», «Чтение художественной литературы»

Использование музыкальных и литературных произведений позволяют обогатить восприятие окружающего мира. Литературные образы, рассматривание репродукций картин известных художников в сочетании со звучащими классическими музыкальными произведениями позволяют разнообразить процесс педагогического воздействия и значительно повысить интерес детей в процессе знакомства с окружающим миром.

«Художественное творчество»

В процессе реализации задач связанных с ознакомлением с окружающим миром, использование продуктивной деятельности детей обогащает содержание области «Познание».
«Физическая культура», «Здоровье».

Развитие и совершенствование движений рук, мелкой моторики, формирование таких качеств, как точность, быстрота, плавность движений. Расширение кругозора детей в части представлений о ЗОЖ.

Далее: Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (часть 2).

Курова Елена Сергеевна,
учитель-дефектолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.