Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (часть 2)

Продолжение. Начало здесь: часть 1.

Особенности организации образовательного процесса

В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, который обеспечивает соединение образовательных областей в единое целое. В основу реализации комплексно-тематического принципа положен календарь праздников. Решение образовательных задач по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи осуществляется в совместимости деятельности взрослого и детей в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями предусматривает коррекцию недостатков психического и эмоционально-волевого развития детей.

В связи с чем в содержание непосредственно образовательной деятельности включена психо-коррекционная работа:

- дидактические игры и упражнения направленные на развитие внимания, памяти, логического мышления;

- здоровьесберегающие технологии, в частности, изотерапия (совместное и свободное рисование), музыкотерапия (музыкальная зарисовка, пластический этюд, слушание музыкальных произведений как средство релаксации и усиления вовлечённости в процесс работы), дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Педагогическая диагностика планируемых результатов освоения рабочей программы позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе диагностики исследуются интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, игр, экспертных оценок.

Диагностическое обследование по ознакомлению с окружающим и развитию речи проводиться 2 раза в год (сентябрь, май) в форме диагностических упражнений.

Требования к результатам освоения по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, образовательной области «Познание» подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети должны овладеть следующими умениями и навыками:

- Проводить наблюдения за изучаемыми объектами;

- Осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;

- Сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;

- Распределять практически и в «уме» предметы (их изображения) на группы по родовому признаку;

- Называть группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами;

- Устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога;

- Придумывать название картин или серии картин;

- Слушать внимательно ответы и рассказы своих товарищей, уметь оценивать их с точки зрения логичности и последовательности изложения и использования выразительных средств языка.

Содержание работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, образовательной области «Познание», в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Программа включает следующие основные разделы:

1. Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве.

Цвет предметов: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный; их названия, различие часто смешиваемых цветов; различение изученных цветов по оттенкам.

Форма предметов. Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал), геометрические тела (брус, куб, цилиндр, кольцо, шар, конус): их названия и различие.

Размер предметов: развивать у детей умение сравнивать от четырех предметов разной длины, ширины, высоты, распределяя их в возрастающем и убывающем порядке, ориентируясь на образец упорядоченного ряда.

Приемы сопоставления предметов по цвету, форме, размеру: прикладывание вплотную при распознавании цвета, накладывание друг на друга при определении формы, распределение предметов на группы по цвету. Форме и размеру.

Расположение предметов в пространстве. Правая и левая сторона тела и лица человека, предмета, низ-верх, спереди-сзади. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию.

2. Ознакомление с природой.

Сезонные изменения в природе и труде: знать и называть погоду (уметь описывать свои наблюдения относительно неба, ветра, осадков, воздуха, почвы) .

Времена года: знать и называть месяцы, характерные признаки времен года, явления природы.

Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка дорог от снега. Посадки деревьев.

Растения: узнавать и называть три-четыре вида деревьев, 1-2 вида кустарников, 2-3 вида садовых цветущих растений, овощные культуры, садовые. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. уметь рассказать о внешних отличительных признаках при сравнении двух растений или их частей. Умение обобщать.

Животные: узнавать и называть птиц (6-8 видов), Внешние отличительные признаки, зимующие и перелетные птицы, подкормка птиц зимой.

Домашние животные: узнавать и называть домашних животных, их детенышей (5-6 видов), внешние отличительные признаки, условия содержания.

Домашние птицы: узнавать и называть домашних птиц, их детенышей (3-4 вида), внешние отличительные признаки, условия содержания, забота человека о домашних птицах.

Дикие животные: узнавать и называть диких животных, их детенышей (5-8 видов), внешние отличительные признаки (звери, насекомые, рыбы), места обитания.

Деятельность взрослых и детей по охране животных: правила обращения с животными, обобщение понятий.

3. Знакомство с ближайшим окружением.

Явления общественной жизни.

Наша улица, наш дом: знать свои имя и фамилию, дату рождения, возраст, домашний адрес, состав семьи, имя и отчество взрослых членов семьи, их труд на производстве и дома, уважение к труду взрослых. Участие ребенка в домашнем труде. Представления о игрушках, книгах, настольных играх, спортивных принадлежностях. Праздники в семье, правила поведения дома и в обществе. Распорядок дня. Правила личной гигиены. Бережное отношение к вещам. Названия бытовой техники (5-6 видов), соблюдение правил безопасности, умение обобщать понятия и предметы.

Наш детский сад. Наша группа. Внешний вид снаружи внутри, название и назначение помещений детского сада. Труд взрослых в детском саду. Профессии людей, уважение к труду взрослых, оказание посильной помощи.

Наш город. Знать название родного города, других городов, столицы России. Главные площади столицы и родного города. Праздники, улица на которой находится детский сад, общественные здания, их назначение. Правила поведения детей на улице, правила перехода улицы, сигналы светофора, дорожные знаки, транспорт (виды транспорта), профессии людей. Машины облегчающие труд людей, озеленение города.

4. Речевое развитие детей (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь).

Активно употреблять слова, обозначающие изученные предметы и явления окружающей действительности, называть основные и промежуточные цвета, использовать предметно-образные названия, указывать не только общий размер, но и точно называть величину предметов, давать словесное обозначение пространственных отношений.

Учить детей: строить высказывание из 3-4 предложений, следить за правильным согласованием существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже; распространять и сокращать предложения, строить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; сочинять коллективные рассказы по сюжетной картине и серии последовательных картин; давать описания деревьев, животных, сезонных явлений и др.

Тематический план по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, образовательной области «Познание», в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

 

Месяц, неделя

Тема (раздел)

Кол-во НОД

(время/мин.)

Сентябрь

1,2 недели

Диагностика

4 (120)

Сентябрь

3неделя

«Детский сад»

«Игрушки в группе»

1(30)

1(30)

Сентябрь

4 неделя

«Осень»

«Начало осени»

1(30)

1(30)

Октябрь

1 неделя

«Деревья и кустарники»

Изменения в жизни растений и животных осенью»

1(30)

1(30)

Октябрь

2 неделя

«Овощи. Витаминные блюда»

«Цвет предметов»

1(30)

1(30)

Октябрь

3 неделя

«Фрукты. Хочу быть здоровым»

«Деревья и кустарники сада»»

1(30)

1(30)

Октябрь

4 неделя

«Кладовая Северного края. Грибы и ягоды»

«Обобщающие понятия»

1(30)

1(30)

Октябрь

5 неделя

«Домашние животные»

«Цвет, форма и величина»

1(30)

1(30)

Ноябрь

1 неделя

«Домашние птицы»

«Цвет предметов»

1(30)

1(30)

Ноябрь

2 неделя

«Дикие животные»

«Животные. Обобщающие понятия»

1(30)

1(30)

Ноябрь

3 неделя

«Осень. Хвойные и лиственные деревья»

«Цвет и форма предметов»

1(30)

1(30)

Ноябрь

4 неделя

«Моя семья»

2(60)

Декабрь

1 неделя

«Зима признаки зимы»

«Знаешь ли ты цвета?»

1(30)

1(30)

Декабрь

2 неделя

«Зимующие птицы»

«Условия жизни диких животных»

1(30)

1(30)

Декабрь

3 неделя

«Одежда. Головные уборы»

«Обувь»

1(30)

1(30)

Декабрь

4 неделя

«Новый год. Зимние забавы»

«Сравнение предметов по величине»

1(30)

1(30)

Январь

1,2неделя

Январь

3 неделя

«Спорт. Виды спорта»

«Здоровый гражданин -здоровая страна»

1(30)

1(30)

Январь

4 неделя

«Бытовые приборы. Электроприборы»

«Нужные вещи в нашем доме»

1(30)

1(30)

Январь

5 неделя

«Профессии людей: стройка и строительные профессии»

«Профессии работников детского сада»

1(30)

1(30)

Февраль

1 неделя

«Транспорт. Городской, междугородный

(железнодорожный) наземный транспорт»

 

«Профессии людей. Общественные здания»

1(30)

1(30)

Февраль

2неделя

«Водный и воздушный транспорт»

«Профессии людей»

1(30)

1(30)

Февраль

3 неделя

«Защитники отечества»

«Военные профессии»

1(30)

1(30)

Февраль

4 неделя

«Дом, улица, город, страна. Наш дом»

«Москва – столица России»

1(30)

1(30)

Март

1 неделя

«Весна. Признаки весны»

«Основные признаки весны

1(30)

1(30)

Март

2 неделя

«Международный женский день»

«Женские профессии»

1(30)

1(30)

Март

3 неделя

«Посуда. Продукты питания»

«Цвет и форма предметов»

1(30)

1(30)

Март

4 неделя

«Рыбы»

«Обитатели водоемов»

1(30)

1(30)

Апрель

1 неделя

«Возвращение перелетных птиц»

«Форма предметов»

1(30)

1(30)

Апрель

2 неделя

«Школа. Школьные принадлежности»

2(60)

Апрель

3 неделя

«Космос»

«Форма предметов»

1(30)

1(30)

Апрель

4неделя

«Насекомые»

2(60)

Май

1 неделя

«День Победы»

«Цвет, форма, величина предметов»

1(30)

1(30)

Май

2 неделя

«Цветы луговые, садовые»

2(60)

Май

3 неделя

«Мебель»

«Профессии людей»

1(30)

1(30)

Май

4,5 недели

Диагностика

4(120)

ВСЕГО:

37 часов

Литература и средства обучения

Для педагогов:

- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко- М.: Школьная Пресса, 2004;.
1. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития», Н.Ю Борякова. -М.,1999.
2. «Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития», Н.Ю Борякова -М.,2003.
3. «Дети с задержкой психического развития», под редакцией Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.,1973
4. «Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»/ Е.А.Стребелева, М.:Просвещение, 2009;
5.«Ознакомление с окружающим миром» (конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР), И.А.Морозова, М.А. Пушкарёва – М.: Издательство Мозаика –Синтез, 2006;
6 .«Ознакомление дошкольников с неживой природой», С.Н.Николаева – М.: Издательский центр «Академия», 2002;
7.«Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе», А.В. Аджи – Воронеж ТЦ «Учитель», 2009;
8.Коррекционно-развивающие игры и упражнения, В.Л.Шарохина, Л.И. Катаева -М.: Национальный книжный центр,2010.
9.«Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»/ Е.А. Стребелева. М.:ВЛАДОС, 2001.

Для детей:

1.Альбом в 4-х частях Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».М.: Мозаика-Синтез, 2005 (рабочая тетрадь).
2.Наборы демонстрационного тематического материала;
3.»Мир человека». Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром,- М.: Школьная пресса,2010.
4.Аудио- и видеоматериалы: учебные ролики и презентации по тема,музыкальные аудиозаписи,электронный фонд демонстрационных учебных материалов.

Читать далее: Часть 3.

Курова Елена Сергеевна,
учитель-дефектолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.