Рабочая тетрадь по развитию звуковой культуры речи воспитанника детского сада

Развитие звуковой культуры речи у дошкольникаНеправильное звукопроизношение и другие речевые недостатки приносят ребенку немало огорчений в дошкольном возрасте, а в школе трудностей становится еще больше. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности и является основой формирования правильного произношения. Но при ФФН, признаками которого является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, трудности формирования звуков, близких по артикуляции или акустическим признакам, отмечается отставание от возрастной нормы и трудности процесса дифференциации звуков, что в дальнейшем, на этапе школьного обучения, может привести к проблемам усвоения программного материала. Так как дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии речи, считаем работу в данном направлении актуальной и своевременной.

Актуальность проблемы.

На сегодняшний день отмечается возрастающее количество детей, у которых отмечается ФФН, даже если эти дети посещают массовые группы детского сада. Раннее выявление и ранняя коррекция нарушений речи также является проблемой, требующей внимания.

Цель.

Целью данной работы является исправление фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста на основе кинестетического и зрительного восприятия.

Задачи:

  • Формировать навык звукового анализа и синтеза
  • Закреплять понятия характеризующие звуки.
  • Совершенствовать навыка различения звуков: твердых — мягких, звонких — глухих.
  • Развивать умение дифференцировать парные звуки по данным категориям.
  • Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику.
  • Формировать навык деления слов на слоги и определения количества гласных звуков.
  • Подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Данная рабочая тетрадь по развитию звуковой культуры речи включает в себя задания разной степени сложности, направленные на формирование операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем, на развитие умения дифференцировать парные согласные звуки, на совершенствование графо-мотороных навыков.

В основе подбора материала лежат принципы перехода от простого к сложному, систематичности, опоры на возрастные особенности. Ребенок на основе зрительного восприятия (многие дети этого возраста визуалы) при составлении схем способен определить положение звука в слове, с опорой на цвет дать его фонетические характеристики.

Тетрадь включает в себя картинный материал, направленный непосредственно на самостоятельную работу ребенка под контролем взрослого, как закрепление раннее изученного. Задания на каждый звук даются в определенной последовательности, как было сказано ранее от простого к сложному. Первоначально даются задания на выделение звука в слове, определение его положения, далее на определение фонетических характеристик каждого из пары звуков (твердый — мягкий, звонкий – глухой) и только на завершающем этапе на умение дифференцировать парные звуки по данным категориям.

Для работы над каждым звуком используется фонетическая символика, как зрительный образ согласного звука, который подкрепляет, обогащает слуховой, создавая дополнительную опору для его восприятия. Не стоит пренебрегать заданиями, которые кажется вам простыми, каждое из этих заданий выполняет свою задачу и является ступенькой для решения следующей. Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью символики ускоряет процесс фонемообразования, обеспечивает готовность к усвоению грамоты.

Данная разработка используется в практической деятельности детского сада № 262 на протяжении 3 лет в старших и подготовительных группах, на занятиях по формированию фонетико-фонематических представлений и овладением элементарными навыками письма и чтения. Дети с удовольствием выполняют задания. Тетрадь для развития звуковой культуры речи может использоваться как в работе с детьми имеющими ФФН, так и в массовых группах детского сада.

Скачать

Составители:

1) Ахралович Наталья Александровна,
учитель-логопед БДОУ «Детский сад № 262 комбинированного вида»
2) Бырина Людмила Владимировна,
воспитатель БДОУ «Детский сад № 262 комбинированного вида»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 4,86 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков
Домашнее задание по теме «Продукты питания» Домашнее задание по теме «Продукты питания»
Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза
Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р] Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.