Рабочая учебная программа по логопедическим занятиям в 1 классе

Пояснительная записка.

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в общеобразовательной школе.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя — субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в учреждение носят характер, общего недоразвития речи средней степени для которого характерно:

- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- дислексия;
- дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Как и любая программа, «Рабочая учебная программа логопедических занятий для учащихся 1 класс общеобразовательной школы», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма — вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Цель программы — коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррецию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектацию групп.

Учитель-логопед:

  • Проводит занятие с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку;
  • Осуществляет взаимоотношения с учителями, воспитателями по вопросам освоения детьми образовательных программ;
  • Поддерживает связь со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.
  • Предоставляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте, анализ деятельности логопедического пункта за учебный год.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся.

На коррекционные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 30 минут.

Занятия с каждой группой проводятся:

1 – класс – 3 раза в неделю;

Общее количество часов – 69

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия может входит:

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одна из основных задач Программы — научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, закрепить знания о фонетической системе русского языка Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы создаются за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса занятий в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей.

Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов Программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с общим недоразвитием речи и их сверстников и основывается на онтогенетическом принципе.

В основе Программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Работа с родителями и учителями.

Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей.

В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.

Темы групповых консультаций для родителей.

1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».
2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи.»
3. «Охрана органов речи».
4. «Результаты проведенной работы. Использование сенсорных игр для развития речи».

Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.

Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:

1. «Дисграфия. Ее суть».
2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».

План методической работы на 2012–2013 учебный год.

1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Направления, виды работы

Сроки выполнения

1

Отбор материала для обследования устной и письменной речи учащихся.

Август

2

Первичное обследование устной речи учащихся первых классов.

1–7 сентября

3

Обследование устной речи учащихся первых классов. Комплектование групп, подгрупп.

7–15 сентября

4

Обследование письменной речи учащихся первых классов.

Декабрь

5

Обследование письменной речи учащихся 1 классов.

Май

2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Направления, виды и формы работы

Сроки выполнения

1

Коррекция нарушений в развитии письменной речи учащихся. Проведение групповых занятий с учащимися 1классов.

В течение года

2

Коррекция нарушений в развитии устной речи учащихся. Проведение индивидуальных занятий.

В течение года

3. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА

Направления, виды и формы работы

Сроки выполнения

1

Групповое консультирование родителей учащихся 1-х классов, имеющих нарушения речи, зачисленных на школьный логопункт.

Сентябрь

2

Индивидуальное консультирование родителей учащихся с нарушениями устной и письменной речи. Посещение родителями индивидуальных занятий.

В течение года

3

Групповое и индивидуальное консультирование родителей будущих первоклассников.

Февраль, май

4

Индивидуальное консультирование родителей учащихся с трудностями в обучении, направляемых на ПМПК.

апрель

 4. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Направления, виды и формы работы

Сроки выполнения

1

Выступление на родительских собраниях в 1 классах по вопросам обучения и воспитания учащихся с речевыми нарушениями.

В течение года

5. ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА

Направления, формы и методы работы Сроки выполнения

1

Участие в ПМПк. Логопедическое обследование школьников, выявление особенностей речевого развития, формулирование логопедического заключения, разработка рекомендаций, сопровождение младших школьников с трудностями в обучении.

В течение года

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН
РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ
1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ
ДИАГНОЗ «НОНР»

Заня-тие

Темы

                          

Цели коррекц. работы

Развитие неречевых процессов

Дата по плану

Дата по факту

1

Слово, как часть предложения. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»    

2

Слова, обозначающие предметы. Отработка понятий «правый» и «левый».Упражнение «Разноцветные точки»    

3

Слова, обозначающие действия.      

4

Слова, обозначающие действия.      

5

Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек»    

6

Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»    

7

Слова, обозначающие признак предмета.      

8

Слова, обозначающие признак предмета. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»    

9

Слова, обозначающие признак предмета.      

10

Закрепление.      

11

Предложение. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков»    

12

Предложение.      

13

Предложение. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»    

14

Предложение.      

15

Предложение.      

16

Предложение.      

17

Предложение.      

18

Согласование глагола с именем существительным в роде и падеже.      

19

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.      

20

Управление. Винительный падеж.      

21

Родительный падеж.      

22

Дательный падеж.      

23

Творительный падеж.      

24

Распространение предложений.      

25

Предлоги.      

26

Предлоги.      

27

Предлоги.      

28

Предлоги.      

29

Предлоги.      

30

Речь. Звуки и буквы. Алфавит. Формировать полное представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)    

31

Речь. Звуки и буквы. Алфавит. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Лабиринты». Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица»    

32

Гласные и согласные.      

33

Гласные 1–го ряда. Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания    

34

Гласные 2–ряда. Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания    

35

Гласные 2–ряда. Усиление концентрации слухового внимания    

36

Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда. Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары»    

37

Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда. Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания    

38

Слоговой состав слова. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»    

39

Слоговой состав слова. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции»    

40

Слоговой состав слова. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»    

41

Ударение.      

42

Ударение.      

43

Согласные: твердые, мягкие. Обозначение мягкости гласными 2–го ряда.      

44

Согласные: твердые, мягкие. Обозначение мягкости гласными 2–го ряда. Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала»    

45

Обозначение мягкости буквой мягкий знак.      

46

Обозначение мягкости буквой мягкий знак.      

47

Закрепление.      

48

Звуки буква п. Упражнения на осознанное восприятие.Упражнение «Осознание словесного материала»    

49

Звук и буква б. Упражнения на осознанное восприятие.Упражнение «Оживление»    

50

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных б–п. Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.Упражнение «Двойная стимуляция памяти»    

51

Дифференциация согласных б–п.      

52

Звук и буква д. Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение, «»Нелогичные » парные ассоциации слов»    

53

Дифференциация согласных б–д. Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки»    

54

Звук и буква т. Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.Игра «Дополни до…»    

55

Дифференциация согласных д–т. Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.Игра «Догадайся, кто нарисован»    

56

Дифференциация согласных д–т. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.Упражнение «Формирование искусственных понятий» (поЛ.С. Выготскому Л.С. Сахарову)    

57

Дифференциация согласных т–п.      

58

Звук и буква р. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»    

59

Звук и буква л. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»    

60

Дифференциация согласных р–л. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.    

61

Звук и буква с. Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Фабрика игрушек    

62

Звук и буква з. Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Сделай так же»    

63

Дифференциация согласных с–з. Упражнение «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач»    

64

Звук и буква ш. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом»    

65

Звук и буква ж. Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу    

66

Дифференциация согласных ш–ж. Формирование умения планировать свои действия    

67

Звуко–буквенный анализ слов. Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)    

68

Звуко–буквенный анализ слов. Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат»    

69

Звуко–буквенный анализ слов. Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада»    

Итого: 69 часов

Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой:

1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии.: Учеб. Пособие для студ. Педвузов/ Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008.
2. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 кл. – М.: ВАКО, 2007.
3. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
4. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.: Учеб. Методическое пособие. / Л.В. Забродина, Е.С. Ренизрук. – М.: АСТ.: Астрель: Транзиткнига, 2006.
5. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у младших классов.

Крыгина Наталья Александровна,
учитель-логопед МКОУ «Иванинская СОШ»
Курчатовский р-н, Курская обл., п.Иванино

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (15 понравилось, средний балл: 4,73 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Планирование Метки: ,

Сейчас читают:

Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика» Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»
Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.