Пояснительная записка.
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в общеобразовательной школе.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя — субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в учреждение носят характер, общего недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Как и любая программа, «Рабочая учебная программа логопедических занятий для учащихся 1 класс общеобразовательной школы», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма — вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Цель программы — коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррецию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектацию групп.
Учитель-логопед:
- Проводит занятие с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку;
- Осуществляет взаимоотношения с учителями, воспитателями по вопросам освоения детьми образовательных программ;
- Поддерживает связь со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.
- Предоставляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте, анализ деятельности логопедического пункта за учебный год.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся.
На коррекционные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 30 минут.
Занятия с каждой группой проводятся:
1 – класс – 3 раза в неделю;
Общее количество часов – 69
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входит:
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одна из основных задач Программы — научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, закрепить знания о фонетической системе русского языка Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы создаются за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса занятий в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей.
Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов Программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с общим недоразвитием речи и их сверстников и основывается на онтогенетическом принципе.
В основе Программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Работа с родителями и учителями.
Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей.
В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.
Темы групповых консультаций для родителей.
1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».
2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи.»
3. «Охрана органов речи».
4. «Результаты проведенной работы. Использование сенсорных игр для развития речи».
Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.
Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:
1. «Дисграфия. Ее суть».
2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».
План методической работы на 2012–2013 учебный год.
1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ |
Направления, виды работы |
Сроки выполнения |
1 |
Отбор материала для обследования устной и письменной речи учащихся. |
Август |
2 |
Первичное обследование устной речи учащихся первых классов. |
1–7 сентября |
3 |
Обследование устной речи учащихся первых классов. Комплектование групп, подгрупп. |
7–15 сентября |
4 |
Обследование письменной речи учащихся первых классов. |
Декабрь |
5 |
Обследование письменной речи учащихся 1 классов. |
Май |
2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
№ |
Направления, виды и формы работы |
Сроки выполнения |
1 |
Коррекция нарушений в развитии письменной речи учащихся. Проведение групповых занятий с учащимися 1классов. |
В течение года |
2 |
Коррекция нарушений в развитии устной речи учащихся. Проведение индивидуальных занятий. |
В течение года |
3. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
№ |
Направления, виды и формы работы |
Сроки выполнения |
1 |
Групповое консультирование родителей учащихся 1-х классов, имеющих нарушения речи, зачисленных на школьный логопункт. |
Сентябрь |
2 |
Индивидуальное консультирование родителей учащихся с нарушениями устной и письменной речи. Посещение родителями индивидуальных занятий. |
В течение года |
3 |
Групповое и индивидуальное консультирование родителей будущих первоклассников. |
Февраль, май |
4 |
Индивидуальное консультирование родителей учащихся с трудностями в обучении, направляемых на ПМПК. |
апрель |
4. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
№ |
Направления, виды и формы работы |
Сроки выполнения |
1 |
Выступление на родительских собраниях в 1 классах по вопросам обучения и воспитания учащихся с речевыми нарушениями. |
В течение года |
5. ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА
№ | Направления, формы и методы работы | Сроки выполнения |
1 |
Участие в ПМПк. Логопедическое обследование школьников, выявление особенностей речевого развития, формулирование логопедического заключения, разработка рекомендаций, сопровождение младших школьников с трудностями в обучении. |
В течение года |
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН
РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ
1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ
ДИАГНОЗ «НОНР»
Заня-тие |
Темы
|
Цели коррекц. работы |
Развитие неречевых процессов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Слово, как часть предложения. | Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители» | ||
2 |
Слова, обозначающие предметы. | Отработка понятий «правый» и «левый».Упражнение «Разноцветные точки» | |||
3 |
Слова, обозначающие действия. | ||||
4 |
Слова, обозначающие действия. | ||||
5 |
Дифференциация слов-предметов и слов-действий. | Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек» | |||
6 |
Дифференциация слов-предметов и слов-действий. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | |||
7 |
Слова, обозначающие признак предмета. | ||||
8 |
Слова, обозначающие признак предмета. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» | |||
9 |
Слова, обозначающие признак предмета. | ||||
10 |
Закрепление. | ||||
11 |
Предложение. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков» | |||
12 |
Предложение. | ||||
13 |
Предложение. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур» | |||
14 |
Предложение. | ||||
15 |
Предложение. | ||||
16 |
Предложение. | ||||
17 |
Предложение. | ||||
18 |
Согласование глагола с именем существительным в роде и падеже. | ||||
19 |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. | ||||
20 |
Управление. Винительный падеж. | ||||
21 |
Родительный падеж. | ||||
22 |
Дательный падеж. | ||||
23 |
Творительный падеж. | ||||
24 |
Распространение предложений. | ||||
25 |
Предлоги. | ||||
26 |
Предлоги. | ||||
27 |
Предлоги. | ||||
28 |
Предлоги. | ||||
29 |
Предлоги. | ||||
30 |
Речь. Звуки и буквы. Алфавит. | Формировать полное представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) | ||
31 |
Речь. Звуки и буквы. Алфавит. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Лабиринты». Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица» | |||
32 |
Гласные и согласные. | ||||
33 |
Гласные 1–го ряда. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания | |||
34 |
Гласные 2–ряда. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания | |||
35 |
Гласные 2–ряда. | Усиление концентрации слухового внимания | |||
36 |
Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары» | |||
37 |
Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда. | Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания | |||
38 |
Слоговой состав слова. | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно» | |||
39 |
Слоговой состав слова. | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции» | |||
40 |
Слоговой состав слова. | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» | |||
41 |
Ударение. | ||||
42 |
Ударение. | ||||
43 |
Согласные: твердые, мягкие. Обозначение мягкости гласными 2–го ряда. | ||||
44 |
Согласные: твердые, мягкие. Обозначение мягкости гласными 2–го ряда. | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала» | |||
45 |
Обозначение мягкости буквой мягкий знак. | ||||
46 |
Обозначение мягкости буквой мягкий знак. | ||||
47 |
Закрепление. | ||||
48 |
Звуки буква п. | Упражнения на осознанное восприятие.Упражнение «Осознание словесного материала» | |||
49 |
Звук и буква б. | Упражнения на осознанное восприятие.Упражнение «Оживление» | |||
50 |
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных б–п. | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.Упражнение «Двойная стимуляция памяти» | |||
51 |
Дифференциация согласных б–п. | ||||
52 |
Звук и буква д. | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение, «»Нелогичные » парные ассоциации слов» | |||
53 |
Дифференциация согласных б–д. | Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки» | |||
54 |
Звук и буква т. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.Игра «Дополни до…» | |||
55 |
Дифференциация согласных д–т. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.Игра «Догадайся, кто нарисован» | |||
56 |
Дифференциация согласных д–т. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.Упражнение «Формирование искусственных понятий» (поЛ.С. Выготскому — Л.С. Сахарову) | |||
57 |
Дифференциация согласных т–п. | ||||
58 |
Звук и буква р. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания» | |||
59 |
Звук и буква л. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями» | |||
60 |
Дифференциация согласных р–л. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. | |||
61 |
Звук и буква с. | Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Фабрика игрушек | |||
62 |
Звук и буква з. | Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Сделай так же» | |||
63 |
Дифференциация согласных с–з. | Упражнение «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач» | |||
64 |
Звук и буква ш. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом» | |||
65 |
Звук и буква ж. | Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу | |||
66 |
Дифференциация согласных ш–ж. | Формирование умения планировать свои действия | |||
67 |
Звуко–буквенный анализ слов. | Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий) | |||
68 |
Звуко–буквенный анализ слов. | Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат» | |||
69 |
Звуко–буквенный анализ слов. | Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада» |
Итого: 69 часов
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой:
1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии.: Учеб. Пособие для студ. Педвузов/ Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008.
2. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 кл. – М.: ВАКО, 2007.
3. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
4. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.: Учеб. Методическое пособие. / Л.В. Забродина, Е.С. Ренизрук. – М.: АСТ.: Астрель: Транзиткнига, 2006.
5. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у младших классов.
Крыгина Наталья Александровна,
учитель-логопед МКОУ «Иванинская СОШ»
Курчатовский р-н, Курская обл., п.Иванино