Возраст и Афазия

Работа логопеда с нарушением речи у пожилых людей в условиях «скоропомощного» отделения городской больницы.

Работа логопеда с нарушением речи у пожилых людей Проблема нарушения речи у пациентов с органическим поражением мозга различной этиологии (инсульт, черепно-мозговые травмы ) привлекает большое внимание исследователей. Интерес к этой проблеме основан на следующих моментах:

  1. Значимость ее изучения для расширения и углубления наших представлений о различных законах работы мозга человека;
  2. Социальная и практическая значимость в связи с вопросами трудоспособности этого контингента больных.

Растет процент больных молодого трудоспособного возраста. В нашей стране также, как и во всем мире, эту тенденция связана как с общими природными так и социальными катаклизмами – вооруженные конфликты, дорожно-транспортные происшествия, сердечно-сосудистые заболевания и др. И нередко степень инвалидизации определяется именно нарушением речи.

Первое неврологическое отделение ГКБ № 50 для больных с сосудистой патологией, где я работаю, рассчитано на 60 коек.

Год

Обратилось больных

Прошли курс восстановительного обучения

Афазия

Дизартрия

2008

177

148

116

32

2009

169

142

103

39

2010

171

143

109

34

2011

184

153

114

39

2012

192

159

116

43

Учитывая скоропомощную специфику характера работы отделения, более 70% больных с афазией – это люди в возрасте ближе к 70 годам и старше.

Восстановительное обучение при афазии основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации, и возраст, как правило, играет в этом большую роль. Методы работы рассчитаны на использование и резервных внутрифункциональных возможностей, и компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции, и использование механизма межфункциональных перестроек.

Большинство таких больных имеет в анамнезе атеросклеротический процесс диффузного характера. Также, в подавляющем большинстве случаев мозгового инсульта в пожилом возрасте наблюдается более или менее выраженные нарушения активности, пластичности и продуктивности высших психических функций. Все это понижает компенсаторную возможность мозга.

Не смотря на демонстративность нарушений, грубость поражения мозга больной с афазией не дементен, его поведение адекватно, как личность он сохранен. Конечно, процесс реализации мысли резко затруднен в условиях распада звучания и, потеряв свою вербальную опору, интеллект реорганизуется на более низкий функциональный уровень. Но – это наши родители, бабушки и дедушки … И поэтому, помимо основных занятий восстановительного обучения, при работе с пожилыми больными выстраивается другая иерархия (по Паскалю) перехода от «второстепенного» к «главному», от «профессионального» к «человеческому».

Процесс реабилитации – длительный процесс. Огромная роль в нем принадлежит родным и близким больного, которые, столкнувшись с таким фактом, часто не знают, как вести себя. Задача логопеда – дать им представление как и какой вклад они могут внести в процесс реабилитации. Понимание родственниками закономерностей восстановления нарушенных функций у данного больного способствует более правильному и, следовательно, продуктивному их участию в процессе обучения и реадаптации больного в жизни.

Результаты

Направлено больных

Диагноз

Значительное    улучшение

Улучшение

Без изменений

ЦПРиН

П-ка по месту жительства

Даны

рекомендации

Афазия

12%

65%

23%

50%

30%

20%

Дизартрия

20%

75%

5%

25%

30%

45%

Под улучшением подразумевается как успехи в состоянии речевой функции, так и предотвращение фиксации патологических симптомов, повышение активности, целенаправленности действий больных, их уверенности в преодолении речевого дефекта, что подготавливает почву для дальнейшего восстановительного обучения в поликлинических условиях или в центре патологии речи и нейрореабилитации. Рекомендуя ЦПРиН, я ориентирую пожилых больных и их родственников на помощь «отделения стационара на дому).

Эти цифры подтверждают выводы Э.С. Бейн, Т.Г. Визель о том, что если работа ведется с первых недель, а лучше первых дней с момента инсульта, при прочих равных условиях удается достичь более высоких результатов, не смотря на возраст больного. Опыт показывает, раннее растормаживание, раннее включение сохранившихся нервных элементов имеет большое значение с точки зрения объема и уровня восстановления речевой функции в дальнейшем.

Кузнецова Татьяна Валентиновна,
логопед ГКБ №50 САО, г.Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия, Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.