Работа логопеда с нарушением речи у пожилых людей в условиях «скоропомощного» отделения городской больницы.
Проблема нарушения речи у пациентов с органическим поражением мозга различной этиологии (инсульт, черепно-мозговые травмы ) привлекает большое внимание исследователей. Интерес к этой проблеме основан на следующих моментах:
- Значимость ее изучения для расширения и углубления наших представлений о различных законах работы мозга человека;
- Социальная и практическая значимость в связи с вопросами трудоспособности этого контингента больных.
Растет процент больных молодого трудоспособного возраста. В нашей стране также, как и во всем мире, эту тенденция связана как с общими природными так и социальными катаклизмами – вооруженные конфликты, дорожно-транспортные происшествия, сердечно-сосудистые заболевания и др. И нередко степень инвалидизации определяется именно нарушением речи.
Первое неврологическое отделение ГКБ № 50 для больных с сосудистой патологией, где я работаю, рассчитано на 60 коек.
Год |
Обратилось больных |
Прошли курс восстановительного обучения |
Афазия |
Дизартрия |
2008 |
177 |
148 |
116 |
32 |
2009 |
169 |
142 |
103 |
39 |
2010 |
171 |
143 |
109 |
34 |
2011 |
184 |
153 |
114 |
39 |
2012 |
192 |
159 |
116 |
43 |
Учитывая скоропомощную специфику характера работы отделения, более 70% больных с афазией – это люди в возрасте ближе к 70 годам и старше.
Восстановительное обучение при афазии основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации, и возраст, как правило, играет в этом большую роль. Методы работы рассчитаны на использование и резервных внутрифункциональных возможностей, и компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции, и использование механизма межфункциональных перестроек.
Большинство таких больных имеет в анамнезе атеросклеротический процесс диффузного характера. Также, в подавляющем большинстве случаев мозгового инсульта в пожилом возрасте наблюдается более или менее выраженные нарушения активности, пластичности и продуктивности высших психических функций. Все это понижает компенсаторную возможность мозга.
Не смотря на демонстративность нарушений, грубость поражения мозга больной с афазией не дементен, его поведение адекватно, как личность он сохранен. Конечно, процесс реализации мысли резко затруднен в условиях распада звучания и, потеряв свою вербальную опору, интеллект реорганизуется на более низкий функциональный уровень. Но – это наши родители, бабушки и дедушки … И поэтому, помимо основных занятий восстановительного обучения, при работе с пожилыми больными выстраивается другая иерархия (по Паскалю) перехода от «второстепенного» к «главному», от «профессионального» к «человеческому».
Процесс реабилитации – длительный процесс. Огромная роль в нем принадлежит родным и близким больного, которые, столкнувшись с таким фактом, часто не знают, как вести себя. Задача логопеда – дать им представление как и какой вклад они могут внести в процесс реабилитации. Понимание родственниками закономерностей восстановления нарушенных функций у данного больного способствует более правильному и, следовательно, продуктивному их участию в процессе обучения и реадаптации больного в жизни.
Результаты |
Направлено больных |
|||||
Диагноз |
Значительное улучшение |
Улучшение |
Без изменений |
ЦПРиН |
П-ка по месту жительства |
Даны рекомендации |
Афазия |
12% |
65% |
23% |
50% |
30% |
20% |
Дизартрия |
20% |
75% |
5% |
25% |
30% |
45% |
Под улучшением подразумевается как успехи в состоянии речевой функции, так и предотвращение фиксации патологических симптомов, повышение активности, целенаправленности действий больных, их уверенности в преодолении речевого дефекта, что подготавливает почву для дальнейшего восстановительного обучения в поликлинических условиях или в центре патологии речи и нейрореабилитации. Рекомендуя ЦПРиН, я ориентирую пожилых больных и их родственников на помощь «отделения стационара на дому).
Эти цифры подтверждают выводы Э.С. Бейн, Т.Г. Визель о том, что если работа ведется с первых недель, а лучше первых дней с момента инсульта, при прочих равных условиях удается достичь более высоких результатов, не смотря на возраст больного. Опыт показывает, раннее растормаживание, раннее включение сохранившихся нервных элементов имеет большое значение с точки зрения объема и уровня восстановления речевой функции в дальнейшем.
Кузнецова Татьяна Валентиновна,
логопед ГКБ №50 САО, г.Москва