Работа над словарными словами на логопедических занятиях с детьми, страдающими нарушениями письменной речи

Данная статья адресована, прежде всего, учителям-логопедам, работающим в начальной школе, но я надеюсь, что она будет полезна и родителям, и учителям начальной школы.

Речь пойдет о способах работы над словарными словами с детьми-дисграфиками.

Изучению причин и механизмов различных видов дисграфий посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных авторов. Дети-дисграфики с большим трудом запоминают правильное написание словарных слов. Это во многом связано с недостаточной внимательностью, а также с проблемами запоминания.

Таким образом, при работе над словарными словами, учитель-логопед ставит перед собой сразу несколько задач.

Первая задача – преодоление базисного (первичного) дефекта, того патологического механизма, мешающего нормальному освоению письменной речи.

Вторая задача – выявление индивидуальных особенностей запоминания конкретного учебного материала и проблем, связанных с сосредоточением и самоконтролем.

В этой статье я бы хотела поделиться своими практическими наработками в сфере коррекции дисграфических ошибок в ракурсе проблемы запоминания словарных слов.

Виды работ над словарными словами.

1. «Мэмо»

Это игра-задание для развития зрительной памяти, материалом в которой служат словарные слова.

Материал: 5 карточек, на каждой – 1 словарное слово, напечатанное или написанное крупным шрифтом.

Ход игры:

Ученику предлагаются разложить на столе 5 карточек со словами, которые надо прочитать и запомнить. Затем карточки переворачиваются, считаем вслух до 10. После этого ребенок указывает на конкретную карточку, называет ее и переворачивает. Если все карточки названы правильно – задание усложняется путем увеличения количества карточек. Сложность и объем материала зависит от возраста ученика и специфики его ошибок. Если у ребенка имеются большие трудности с чтением – лучше начинать с 2 — 3 слов, постепенно модифицируя материал задания и его количество.

Слова для запоминания можно подобрать по ассоциативному признаку, по темам. Это могут быть названия городов, животных, профессий и т.д. Ребенок может предложить свою тему или ассоциацию, и подобрать слова для игры самостоятельно.

2. «Кроссворды»

Материал: тетрадь в клетку, простой карандаш, ластик, ручка.

Выполнение:

Логопед «загадывает» слово — рисует в тетради несколько квадратов подряд — длиною в загаданное слово и вписывает первую и последнюю букву. Ученик должен отгадать слово, вписать его карандашом, затем ручкой. Дети с удовольствием выполняют задания такого рода, поэтому я использую его как поощрение в конце занятия.

3. Это задание – сочетание двух предыдущих, «Мэмо» и «Кроссворды».

Материал: тот же, что для двух предыдущих заданий.

Выполнение:

Ученику предлагается 5 карточек со словарными словами разной длины. Первая часть задания – это игра «Мэмо», вторая – вписывание этих слов по буквам в заранее заготовленные логопедом квадраты. (1 квадрат – 1 буква, 1 квадрат – 4 клеточки) Ребенок должен определить, сколько букв в каждом слове и вписать их в соответствующие «заготовки».

Это задание можно усложнить, предложив ученикам составить кроссворд из заданных слов.

Методические рекомендации.

При работе над словарными словами с детьми, страдающими различными видами дисграфий, я советую придерживаться позитивного настроя и определенного темпа. В начале занятий для каждого ученика строится свой алгоритм работы. Приходя на следующее занятие, ребенок уже знает, что он должен делать и как. При этом я стараюсь идти «от простого к сложному», постепенно увеличивая объем и сложность заданий.

В дальнейшем, используя изученные словарные слова, дети могут составлять предложения и тексты. Но перед этим, я рекомендую уделить как можно больше времени работе на уровне слова. При чтении словарных слов на карточках, я приучаю детей утрированно артикулировать гласные. Таким образом мы проговариваем слово «как написано», подключая к запоминанию слухоречевой анализатор. При наличие фонетических дефектов утрированное проговаривание способствует закреплению артикуляционных навыков, то есть автоматизации поставленных звуков.

Малкова Ирина Владимировна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1384,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.