Не секрет, что речь помогает нам понять друг друга, поделиться своими мыслями, чувствами и желаниями. Иными словами, наше общение и взаимодействие с другими людьми во многом зависит от умения говорить и понимать речь окружающих.
Многих родителей волнует речевое развитие их чада: как ребёнок будет чувствовать себя в детском саду, учиться в школе, общаться с друзьями – все это и многое другое будет зависеть от того, насколько развита его речь.
Если ребёнок не говорит или наблюдается задержка речи, необходимо начать коррекционную помощь.
Логопедическую работу с неговорящими детьми необходимо строить по следующим направлениям:
- Развитие познавательной деятельности: занятия нужно начать с развития высших психических функций ребёнка (мышления, памяти и внимания), развитие которых у разных детей проходит неравномерно;
- Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности: понимание речи, реакция на звуки, голос, интонацию;
- Стимуляция или коррекция двигательного развития: упражнения по формированию зрительно – моторной координации, развитию тонкой моторики пальцев рук, а так же — общей моторики.
Важно учесть, проводя коррекционную работу:
- дифференцированный подход во время занятий, предусматривающий учёт возможностей ребёнка и построение правильной системы упражнений;
- создание и организация предметно среды, соответствующей возрастным потребностям детей;
- комплексное коррекционное воздействие;
- использование дополнительных способов стимуляции и развития речи(таких как массаж(рук, органов артикуляции).
При организации обучении необходимо учитывать проблемные стороны развития детей младшего возраста. Знание проблемных сторон помогает заранее предвидеть возможные сложности, а значит, и разрабатывать обходные пути для их разрешения. Это подразумевает, что в занятия будут включены разделы, позволяющие свести имеющиеся нарушения к минимуму.
Не стоит забывать, если ребёнок окружён теплом и любовью, тогда он будет с удовольствием познавать новое. Получив эмоциональную поддержку в занятиях со взрослым, он со всё большим интересом начнет открывать для себя непознанное и воспроизводить уже знакомое.
Закеева Гульназ Шамилевна,
логопед,
БУ ЦСПСиД «Апрель»,
город Лянтор