Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов

Зрительные и жестовые символы в работе учителя-логопедаЯ надеюсь, что предложенный материал поможет комплексно подойти к проблеме устранения речевых и неречевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное.

Поэтому в коррекционной работе учителя — логопеда по моему мнению весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа.

Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре.

Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Представленный опыт – это не система приёмов, заменяющих речь, это лишь ряд предложенных детям жестов и зрительных символов, стимулирующих речевую активность и помогающих сформировать основные умения и навыки в коррекционно-развивающем обучении:

1. Зрительные и жестовые символы в работе учителя-логопеда.

2. Приёмы с использованием зрительных и жестовых символов в работе логопеда.

Формирование фонетически правильной устной речи и восприятие звука в словах у 5-7 летних детей с общим недоразвитием речи – одно из наиболее сложных направлений работы, требующих поиска новых методических путей, способствующих более успешному овладению детьми фонетически правильной речью.

А динамическое восприятие материала – один из принципов в организации коррекционно-развивающего обучения. Поэтому в совместную деятельность включаются задания и упражнения, предусматривающие обработку информации различными анализаторами и комплексами анализаторов.

Словесный язык, или вербальная система коммуникации — основное средство общения в человеческом обществе. Но, однако, столь же древне и общение людей с помощью невербальных средств – жестов.

В толковом словаре русского языка слово жест определяется как движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1997.)

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Поэтому в коррекционной работе учителя — логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа. Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Условные обозначения звуков можно связать с общепринятой символикой (красные квадратики для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных). Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, в слогах, в словах, чем согласные. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому на помощь приходят одноцветные картинки – символы, вызывающие у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим или зеленым. А дополнительный к зрительному образу, жестовый символ подкрепляет и обогащает язык.

При выборе условных обозначений для гласных звуков можно опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

Для этого достаточно обратить внимание ребенка на положении губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Звук (у) губы трубочкой, звук (а) — рот широко открыт …

Таким образом, слуховой и зрительный образы каждого гласного звука создают дополнительную опору восприятию и расширяют звуковую рецепцию.

А для восприятия согласного звука особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Развивать мелкую моторику руки и пальцев рук можно, не только, работая с раздаточным материалом или в тетради, но и используя разнообразные жесты.

Известно, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. Работа руки стимулирует, подталкивает развитие речи. За жестом легко идёт слово. Часто ребёнку достаточно вспомнить и выполнить жест и на этом фоне всплывает нужное слово (ответ). (Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактиология. М., 2000.)

С точки зрения физиологии двигательный импульс поступает в двигательный центр коры головного мозга, что вызывает работу и соседнего речевого центра. Дети с тяжёлыми нарушениями речи вербальный ответ опережают предложенным и усвоенным жестом руки.

Конечно, жесты в логопедической работе не способны самостоятельно развивать речь ребёнка, однако как вспомогательное средство имеют большое значение. Развитие двигательных навыков идёт параллельно с развитием ориентации ребёнка в пространстве. Это можно назвать пространственно-двигательным общением, используемым наряду с другими кинетическими средствами коммуникации.

Одной из причин, способствующих созданию жестов, стало то, что часть детей не может научиться различать гласные, согласные звуки, путает понятие звук, слог, слово, предложение, затрудняется в позиции определения звука …

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) по моему мнению, многократно усиливают фонематические представления старших дошкольников, и развивает психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие.

Жесты создавались и накапливались постепенно, многие из них были придуманы вместе с детьми. Использование жестов, символов не даёт детям возможности отсидеться и не ответить, что бывает возможным при вербальном ответе. А у учителя — логопеда, оценив жестовые ответы детей, есть возможность спросить именно того, кто допустил ошибку и разобрать её.

Бывают моменты, когда необходимо проанализировать точные знания большого количества детей, поэтому мы часто не уверены в самостоятельности их ответов. Ребята порой не торопятся отвечать, стараются угадать или повторяют ответы предыдущего ребёнка. Поэтому кроме устных и практических ответов желательно использовать «жестовые ответы», что помогает оценить знания каждого ребёнка с большим процентом достоверности.

Представленный опыт – это не система приёмов, заменяющих речь, это лишь ряд предложенных детям жестов и зрительных символов, стимулирующих речевую активность и помогающих сформировать основные умения и навыки в коррекционно-развивающем обучении. С символами гласных и согласных звуков дети знакомятся постепенно по мере их изучения.

Зрительные и жестовые символы в работе учителя-логопеда.

1. Дифференциация понятий: предложение – слово – слог – звук.

Предложение I____ ____ ____.

Слово ____ (длинная полоска)

Слог __ (короткая полоска)

Звук (красные квадратики для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных).

2. Дифференциация понятий «звук – буква».

Звук – правая рука подносится к губам.

Буква – правая рука поднимается на локте вверх, ладонью вперёд.

3. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Гласный звук – красный квадратик.

Согласный звук – синий или зелёный квадратик.

4. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Твёрдый согласный – синий квадратик.

Мягкий согласный – зелёный квадратик.

5. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Звонкий согласный – правая рука с растопыренными пальцами согнута в локте и поднята вверх.

Глухой согласный – правая рука с согнутыми крючком и втянутыми в ладонь пальцами согнута в локте и поднята вверх.

6. Артикуляционные зрительные символы гласных звуков.

(а) — рот широко открыт;
(и) — губы в улыбке;
(о) — губы колечком;
(у) — губы трубочкой;
(ы) — губы в более широкой улыбке;
(э) — губы приоткрыты.

7. Жестовые символы согласных звуков.

Взрослый, а за ним ребенок длительно воспроизводят каждый указанный жест и одновременно многократно повторяют соответствующий звук. Жестовый символ в сочетании с зрительным, создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука.

Согласные звуки предлагаю в порядке увеличения сложности их восприятия.

Звук (п) — девочка плачет (ладони приложить к глазам);
Звук (в) — ветер воет, деревья качает (махи руками над головой);
Звук (ф) — фонтан шумит (движения руками снизу вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй);
Звук (б) — колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол);
Звук (п) — паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками);
Звук (д) — барабан гремит (движения кистями рук как при игре на барабане);
Звук (т) — молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки);
Звук (г) — гусь гогочет (руки назад, изображая взмахи крыльев);
Звук (к) — каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук: вверх-вниз);
Звук (х) — греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу);
Звук (с) — качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз);
Звук (з) — комарик звенит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой);
Звук (ц) — тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам);
Звук (ш) — шарик лопнул, воздух выходит (округленные ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу);
Звук (ж) — пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью);
Звук (л) — корабль гудит ( пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля);
Звук (р) — самолет летит. Мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях руками перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета).

8. Позиция звука в слове.

Звук находится в начале слова – квадратик останавливается на левом краю полоски.

Звук находится в середине слова – квадратик останавливается в середине полоски.

Звук находится в конце слова — квадратик останавливается на правом краю полоски.

9. Приём показа на пальцах: сколько звуков в слове, сколько слогов в слове, сколько слов в предложении, сколько предложений в рассказе.

Приёмы с использованием зрительных и жестовых символов в работе логопеда.

1. Назовите картинки. Поставьте вопрос к каждому слову, обозначающему предмет. Объясните, почему поставили этот вопрос.

Изобразите слова предметы графически. Образец: ____

Предметные картинки: мужчина, женщина, бабушка, девочка, волк, ёжик, ворона, рыба.

2. Рассмотрите картинки. Назовите детей по именам. Составьте предложение из двух слов по картинке и схеме I____ ____.

Поставьте вопрос к каждому слову в предложении.

Картинный материал: Девочка прыгает. Мальчик бегает. Девочка пляшет. Мальчик играет. Девочка читает. Мальчик рисует.

3. Покажите, какой звук слышим и произносим в слове – (з) или (зь) и назвать слог с этим звуком.

Словарный материал: роза, ваза, зима, коза, кизил, Зина, заяц, изюм, зубы, озеро.

4. Определите, какой звук – (к) или (г) или оба звука в слове, и показать жестом.

Карточный материал: галстук, магазин, командир, грузовик, гантели, пограничник, градусник, корзина, гамак, магнитофон, фигуристка.

5. Отгадать загадки и показать жестом, какой звук произносим в слове — отгадке первым.

Словарный материал:

Ночью ей не спится,
В зеркало глядится.
(Луна)

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
(Буквы)

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? …
(Цапля)

6. Образовать детёныша животного, определить, какой звук в слове – (ш) или (ж), показать жестом и назвать слог с этим звуком.

Словарный материал: лошадь – жеребёнок, медведь – медвежонок, мышка – мышонок, ёж – ежонок, лягушка – лягушонок, индюк – индюшонок, жук – жучок.

Таким образом, организация коррекционно-развивающего обучения у детей с ОНР должно носить творческий характер и индивидуализироваться в соответствии с речевым дефектом ребёнка. А опыт работы с детьми 5 – 7-летнего возраста убеждает меня в том, что раннее обучение детей основам родного языка, когда у ребёнка ещё сохранено интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
НДОУ «Детский сад № 141» ОАО «РЖД»,
город Пермь

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.