Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях

Занятия логопеда с неговорящими детьмиВ связи с особым вниманием со стороны президента России к проблеме семейного жизнеустройства детей-сирот, создание служб сопровождения замещающих семей, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в приемных семьях, и их родителям – необходимая мера по предотвращению возврата приемных детей в детские дома.

Принимая во внимание важность проблемы семейного устройства воспитанников, педагогический коллектив нашего детского дома видит свою миссию не только в создании определенного жизненного пространства для социально-трудовой адаптации ребят, способствующей их бесконфликтной интеграции в общество, но и в реализации права жить и воспитываться в семье. Помочь ребенку адаптироваться в системе социальных отношений, обрести новую семью или вернуться в кровную — задача для всего коллектива детского дома.

Специфика речевого развития ребенка — воспитанника детского дома требует особенно благоприятных условий для компенсации имеющихся нарушений, что достигается путем выбора адекватных программ и способов обучения, а при переходе ребенка к обучению в школе — помощи в освоении образовательной программы. При воспитании ребенка в детском доме эти цели достигаются благодаря согласованным действиям работников учреждения, их тесной взаимосвязи со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, учителями и специалистами школы, в которой обучается ребенок. При переходе ребенка в замещающую семью или возвращении его в кровную крайне важно сохранить или создать эти благоприятные условия.

Исходя из этого положения, цель учителя-логопеда детского дома при взаимодействии с замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества принимающих родителей и специалиста, способствующей продолжению необходимого ребенку образовательного маршрута, а также предупреждение и коррекция речевых расстройств.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • проделать работу по коррекции и компенсации негативных последствий проблемного развития воспитанника;
  • познакомить приемную семью с особенностями развития и обучения ребенка;
  • оказать помощь приемной семье в обеспечении образовательных потребностей ребенка.

В работе учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями можно выделить следующие направления: образовательное, консультативное, коррекционное и исследовательское.

В рамках образовательного направления родители знакомятся с методами и приемами педагогического воздействия, так как большинство взрослых не имеют большого опыта взаимодействия с детьми, а если подобный опыт и имеется, то неизбежно возникают вопросы по организации коррекционного процесса.

Консультативное направление подразумевает получение приемными родителями конструктивной помощи, конкретных рекомендаций по работе с детьми, полных и всесторонних ответов на волнующие их вопросы.

Коррекционное направление включает в себя оказание необходимой помощи ребенку на протяжении всего времени работы с замещающей семьей.

Очень важно исследовательское направление, включающее в себя изучение и анализ особенностей развития, успешности обучения ребенка при переходе в замещающую семью.

Работа учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями проходит два этапа: первый — предварительная работа с семьями, планирующими взять на воспитание ребенка из детского дома, второй — работа с замещающими семьями после перехода в них ребенка. Здесь важным представляется продолжение взаимодействия с замещающей семьей, что позволяет облегчить адаптационный период обеим сторонам и обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Приход в семью приемного ребенка — серьезное испытание для всех ее членов. Не всегда принимающие родители осознают, что воспитанники детских домов — дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия. Для решения данной проблемы на первом этапе работы с замещающими семьями учитель-логопед консультирует будущих родителей по вопросам обучения и развития ребенка.

На этом этапе также возможно проведение групповых консультаций для будущих родителей, в ходе которых раскрываются особенности развития и обучения ребенка-сироты, возможные трудности в его воспитании и взаимодействии приемных родителей с ним.

В ходе индивидуальных консультаций специалист подробно рассказывает об особенностях речевого развития ребенка, причинах речевого нарушения и дает прогноз на дальнейшее обучение. На данном этапе будущих родителей необходимо нацеливать на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.

На этапе знакомства с замещающей семьей очень важно наладить с родителями доброжелательные отношения. Необходимо учитывать условия жизни каждой конкретной принимающей семьи, ее состав и культурный уровень.

Будущие родители присутствуют на логопедических занятиях, знакомятся с задачами, содержанием и формами работы с детьми, наблюдают за деятельностью своего ребенка индивидуально и в группе, что способствует формированию их активной позиции к обучению приемного ребенка, помогает установить между ними более тесные отношения сотрудничества и сотворчества. С этой целью на занятиях может использоваться помощь родителей в выполнении заданий специалиста.

Полезно объединить занятие с консультированием принимающих родителей, тогда они становятся более активными, начинают внимательнее относиться к содержанию занятия, поведению на нем ребенка, обращают внимание на пробелы в его знаниях, учатся методам и приемам работы по их устранению.

Важной и эффективной формой работы представляется и такая форма приобщения родителей к коррекционному процессу, как выполнение заданий логопеда в тетради для индивидуальной работы. Например, когда кандидаты в замещающие родители на выходные дни приглашают детей к себе в гости, можно дать им с собой тетрадь, в которой родители вместе с детьми выполнят предложенные специалистами задания.

На данном этапе разрабатываются индивидуальные рекомендации для приемных родителей, на которые они в дальнейшем могут опираться при обучении и развитии речи приемного ребенка.

Второй этап работы учителя-логопеда с замещающими семьями начинается после перехода в них ребенка. На данном этапе возможно продолжение коррекционной логопедической работы до того момента, пока ребенок не станет получать помощь в другом учреждении.

После перехода в замещающую семью бывшие воспитанники детского дома дошкольного возраста чаще всего начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, а дети школьного возраста — другую школу. Для таких детей меняются окружающая среда, режим дня, появляется необходимость устанавливать новые социальные связи.

В этот период необходимость помощи учителя-логопеда связана с особенностями адаптации к новым социальным условиям ребенка с речевыми нарушениями. Проведенные Е.Ю. Фирсановой [6] исследования выявили зависимость между уровнем речевого развития и степенью дезадаптации детей в новых условиях. Так, у детей с осложненными речевыми нарушениями дезадаптация проявляется наиболее сильно и выражается в преобладании отрицательных эмоций, частой смене настроения, аффективных вспышках, агрессии к окружающим, конфликтности, раздражительности. У детей с неотягощенной речевой патологией и нормальным речевым развитием отмечаются тревожность, беспокойство, неуверенность в себе, нерешительность.

У школьников с нарушениями речи адаптация к новым социальным условиям протекает тяжелее, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Бывшие воспитанники детского дома при переходе к школьному обучению часто демонстрируют превалирование отрицательных эмоций, негативное отношение к педагогам, сверстникам. У детей выявляется низкая или несформированная потребность в общении, недостаточность развития учебной мотивации. Данные проявления усугубляются у детей с речевыми нарушениями.

В том случае, когда ребенок переходит в другое образовательное учреждение, специалисты детского дома, в том числе и учитель-логопед, могут выступать в качестве посредника между учреждением и семьей, консультировать школьных педагогов и родителей. Цель логопеда на данном этапе — помочь ребенку интегрироваться в образовательном учреждении, предупредить и нивелировать негативные проявления, которые могут возникнуть в этот период.

Возможны выездное консультирование педагогов образовательного учреждения по проблемам обучения и развития детей-воспитанников детских домов и организация своего рода посредничества между замещающей семьей и специалистами учреждения при возникновении конфликтных ситуаций. При необходимости возможна организация «модуля помощи» приемному ребенку — для решения возникших проблем социальный педагог школы, классный руководитель, учителя-предметники, специалисты детского дома объединяются.

Замещающие родители получают необходимую информацию при посещении детского дома, также возможно консультирование по телефону, на дому. Последнее представляется оптимальной формой консультативной работы учителя-логопеда. При этом семью можно посещать с диагностическими целями — знакомиться с бытовыми условиями, изучать возможные факторы риска для речевого развития ребенка (медицинские, социальные, бытовые), исследовать сложившиеся проблемные ситуации. Цели могут быть контрольными — оценка состояния семьи и динамики речевого развития ребенка, анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалиста и пр.; а также адаптационно-реабилитационными — оказание конкретной образовательной, коррекционной помощи.

Не менее эффективной формой работы является мониторинг речевого развития ребенка в приемной семье — сбор, обобщение и анализ информации о процессе его речевого развития и принятие на этой основе решений о необходимой профилактике или коррекции.

Важно помнить, что семья, взявшая на воспитание ребенка из детского дома, оказывает помощь этому ребенку, государству, обществу наконец. И она вправе в свою очередь сама рассчитывать на помощь и поддержку. И чтобы процесс адаптации прошел успешно и семья благополучно справилась с неизбежно возникающими проблемами, необходима профессиональная помощь специалистов разного профиля, в том числе и квалифицированного учителя-логопеда.

Жидкова Татьяна Александровна,
учитель-логопед,
детский дом «Дом детства»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.