Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, имеют гораздо больше возможностей для полноценного развития, в том числе речевого.

Физическое и духовное становление ребенка в огромной степени зависит от участия родителей. В настоящее время количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи школы. Возникает необходимость привлечения родителей к учебному процессу, через различные формы работы.

Как же логопеду начальной школы построить свою работу? С чего начать?

Диагностика семьи

Учебный год для специалистов начальной школы начинается в январе, когда дошкольники проходят подготовительные занятия к школе. Основной задачей для нас является знакомство с каждой семьёй, установление непосредственного контакта.

Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, учителем, социальным педагогом, психологом. Каждый специалист определяет круг изучаемых вопросов, которые дают достаточно цельное представление о каждой семье с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания. Всё это учитывается в планировании работы с семьёй.

Медицинская коррекция недоразвития речи

Контингент младших школьников представлен детьми с различными видами речевых патологий. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности.

Успешная логопедическая коррекция становится возможной при наличии медикаментозного лечения, требующего тщательной клинической дифференциации. Логопед рекомендует родителям консультации невропатолога. Далее проводится индивидуальная беседа, где раскрывается не только структура речевого дефекта, но и намечаются пути наиболее быстрого его устранения.

Формы и методы работы

Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь логопеда и родителей осуществляется комплексно: с помощью коллективных, индивидуальных, наглядных форм работы.

Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, ясное указание способов ответа.

Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи:

- беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

- тетради для домашних заданий, как основной формой взаимодействия с родителями. Она служит для нас “телефоном доверия”. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка;

Виды коллективной деятельности осуществляются через:

- групповые родительские собрания, которые проводятся логопедом 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Они объединяют родителей, нацеливают их на помощь команде начальной школы, включают в процесс воспитания детей;

- консультации проводятся не формально, а с привлечением родителей для решения конкретных проблем, что способствует развитию плодотворного сотрудничества. К некоторым консультациям готовится выставка пособий;

- фронтальные занятия с родителями проводятся в нетрадиционной форме. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению;

- компьютер, поскольку общеобразовательная школа № 13 г. Нерюнгри является экспериментальной площадкой по теме: «Интеграция новых информационных технологий в развивающее обучение». Программа по русскому языку «Семейный наставник» дает возможность разнообразить содержание и форму уроков. В результате создаётся заинтересованность и положительный эмоциональный настрой на логопедических занятиях, являющийся залогом успеха ребёнка;

- видеотеку, как нетрадиционную форму работы. Она содержит видеоуроки с наиболее сложной тематикой, которые предлагаются родителям для просмотра дома, так как им не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом и принцип выполнения домашнего задания;

- игротеку, тем самым, накапливая опыт по методической теме, которая связана с ролью игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников. Игротека пополняется оригинальными идеями, предложениями самих родителей, где подбором и изготовлением практического материала и пособий занимаются они сами.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, детей — логопатов. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно.

Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом.

Речевой уголок включает в себя несколько рубрик, таких как «Домашнее задание», «Советы родителям», где отражается практическая направленность и рекомендации при выполнении заданий логопеда.
Речевой экран показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами).

Папка-передвижка представляет собой подбор материала, который передаётся от семьи к семье внутри группы, с учетом практических рекомендаций.

Повышая педагогическую культуру родителей, я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, совместной работе.

Взаимодействие школы и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития школьника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопед и родители действуют согласованно. Проблема содружества школы и семьи сегодня носит творческий характер. Этому надо учиться, учиться и ещё раз учиться.

Работа учителя-логопеда с родителями

Скачать презентацию

Сорокатая Олеся Фёдоровна,
учитель – логопед
СОШ №13, г. Нерюнгри РС (Якутия)

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Профилактика и развитие речи посредством логоритмики и физкультминуток Профилактика и развитие речи посредством логоритмики и физкультминуток
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Мягкий знак — показатель мягкости. Разделительный мягкий знак» Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Мягкий знак — показатель мягкости. Разделительный мягкий знак»
Конспект НОД для родителей по логопедии по автоматизации поставленных звуков в старшей группе.  Тема: «Забывчивый котёнок» Конспект НОД для родителей по логопедии по автоматизации поставленных звуков в старшей группе. Тема: «Забывчивый котёнок»
Конспект образовательной деятельности (речевое развитие) в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Зачем лисе хвост?» Конспект образовательной деятельности (речевое развитие) в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Зачем лисе хвост?»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.