Условия организации логопедической помощи детям, страдающим ранним детским аутизмом

Ранний детский аутизмВ последние годы значительно растет количество детей с различными отклонениями. Среди них особое место занимают дети, страдающие синдромом раннего детского аутизма (РДА). Психическое развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно искажается. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, стереотипности в поведении.

В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации дошкольников с детским аутизмом.

По мнению большинства авторов (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, R. Jordan, L. Kanner, M. Rutter и др.), одним из главных нарушений, препятствующих успешной адаптации при детском аутизме, является недостаточное развитие речевых навыков. Специалистами разных стран накоплен определенный опыт, позволяющий сделать вывод о том, что формирование речевых навыков при детском аутизме является проблемой психолого-педагогического и логопедического характера.

В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии достаточно подробно описано клиническое состояние детей, страдающих детским аутизмом, дана характеристика специфических особенностей речи и общения таких детей.

В литературе встречаются рекомендации по развитию речи и описания отдельных случаев коррекционной работы с детьми, страдающими РДА. Это представлено в трудах таких авторов как: К.С. Лебединская, Л.Г. Нуриева, В.М. Башина, С.С. Мрозова.

Особенности речевого развития детей с детским аутизмом

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают следующие специфические особенности речевого развития детей с детским аутизмом:

  1. Мутизм значительной части детей. Ребенок не использует речь как средство общения. Иногда у мутичных детей в аффективно насыщенных ситуациях появляются отдельные слова и даже фразы: «Уберите это оттуда!», «Ну когда же мы пойдем домой»! Эти фразы плавающие, в речи не закрепляются и не используются.
  2. Наличие эхолалий, дети повторяют мало понятные им слова, наслаждаясь их звучанием.
  3. Голос монотонный, невыразительный, тихое звучание может прерываться от​дельными выкриками, визгом, при относительно сохранной фонетической стороне речи.
  4. Позднее появлений в речи личных местоимений. Дети называют себя во втором или в третьем лице.
  5. Отсутствие обращения в речи. У ребенка в числе первых слов появляются «мама», «папа», «баба», но они не используются как обращение. В более старшем возрасте ребенок прибегает к безличным словам-командам «дать есть», «пойдешь гулять».
  6. Нарушение семантики – чрезмерное расширение или сужение значения слова до буквального. Слова используются в ограниченных контекстах, как на начальном этапе овладения семантикой слова.

Методические условия организации логопедической помощи детям с детским аутизмом

Мы провели экспериментальное исследование, в котором определили методические условия организации логопедической помощи детям с детским аутизмом.

К условиям организации логопедической работы с детьми, страдающими РДА, было отнесено следующее:

  • При определении стратегии необходимо учитывать особенности генеза как речевых расстройств, так и аутистических проявлений.
  • Логопедическая работа является частью общей коррекционной работы и ведется параллельно с занятиями психолога по обучению элементарным учебным навыкам, развитию представлений о себе и об окружающем.
  • По качественной характеристике зрелости аффективной сферы ребенок должен относится к III или IV группе по классификации О. С. Никольской. В противном случае речевая работа малоэффективна.
  • Речевой материал адекватно соотносится с уровнем интеллектуального развития ребенка.
  • Должна соблюдаться строгая структура занятия, то есть занятия должны проводиться в определенном месте в определенное время. Это способствует формированию учебного стереотипа. Занятие должно построено на известной ребенку деятельности.
  • Помещение, в котором проходит занятие, не должно быть перенасыщено (минимум зрительной стимуляции).

На завершающем этапе работы опытно-экспериментальной работы проверяется эффективность предложенных методических условий, способствующих эффективному формированию речевых навыков.

Агеева Ольга Александровна,
учитель-дефектолог,
КГБУСО «Находкинский СРЦН «Альбатрос»,
Отделение реабилитации для детей и подростков
с ограниченными возможностями,
г. Находка

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.