Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР

Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНРРечь, как известно, возникает и развивается только в процессе общения. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.  Поэтому развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР – актуальная проблема как для педагогики, так и для логопедии.

Последние исследования в области лингвистики и психологии показывают, что диалог у детей чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а связан с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия .

Несмотря на достаточное количество исследований, и разработок различных приемов преодоления речевых нарушений и формирования связной речи, проблеме изучения и развития диалогической речи детей с ОНР в процессе игровой деятельности уделено мало внимания, также недостаточно исследована специфика использования игр-драматизаций.

Мои наблюдения за дошкольниками с ОНР показали, что у детей с ОНР можно выделить следующие особенности диалогической речи и игровой деятельности.

Общие особенности диалогической речи и игровой деятельности:

  • Недостаточно сформирован навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога;
  • Эгоцентрический тип отношений партнеров;
  • Неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах.

Специфические особенности диалога у дошкольников с ОНР:

  • Выраженное отставание в развитии диалогической речи;
  • Отмечены нарушения просодической стороны речи – замедление темпа речи, сбой в ритме звуко-слоговой структуры;
  • Не выделение сверстника в качестве объекта взаимодействия;
  • Отсутствие навыка к программированию процесса игры;
  • Бедное содержание игры, как в количестве участников, так и в обыгрываемых действиях;
  • Не сформировано ролевое поведение.

Своеобразие предметной деятельности дошкольников с ОНР непосредственно отражается на игровой деятельности, которая тоже характеризуется рядом особенностей.

Игры-драматизации могут широко использоваться для развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР. Методика подготовки, репертуар и проведение игр-драматизаций зависит от возраста детей, тяжести ОНР и периода коррекции.

Коррекционно-педагогический комплекс по формированию диалогического взаимодействия у дошкольников с общим недоразвитием речи направлен на формирование:

– социальных представлений, необходимых для игры (о себе, о взрослых и о сверстниках, различные социальные отношения);
– способности дошкольников с ОНР к идентификации;
– кооперативных навыков;
– коммуникативной компетенции.

Все эти задачи реализуется на протяжении всей коррекционно-педагогической работы, которая должна проводиться в тесной взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом в группе.

Основные этапы работы:

  1. Развитие коммуникативных навыков.
  2. Развитие диалогической речи.
  3. Развитие игровых навыков.

Работа проводится в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы. В ходе занятий учитываются следующие моменты:

  • Возрастные особенности детей при отборе материала;
  • Активное участие детей в работе на занятиях;
  • Максимальное использование развивающего потенциала игры – драматизации в создании благоприятной речевой среды.

Занятия включают в себя как различные игровые упражнения, направленные на развитие артикуляции, так и игры.

Игра «Конкурс проектов».

Цель: развитие связной речи, творческого мышления, взаимодействие в команде, формирование самооценки, развитие мелкой моторики.

Игровой материал: цветной конструктор.

Ход игры: Логопед просит детей придумать и построить картину из предложенных деталей конструктора. Играют четверо: двое строят композицию из 6 любых элементов, а двое входят в состав жюри. По окончанию строительства проекта дети должны описать свой проект, жюри выбирает победителя. Затем члены жюри меняются ролями с игроками.

Игра «Придумай сказочного героя»

Цель: развитие связной речи, мелкой моторики, умения работать в команде.

Игровой материал: цветной конструктор.

Ход игры: Логопед предлагает детям разбиться на пары (на две команды). Детям предлагается из деталей конструктора, совместно придумать как можно больше сказочных героев (Змей — Горыныч, Царевна – Лягушка, Аленький – Цветочек и т.д.). Можно предложить описать этих героев, их характер, настроение, внешний вид. Выиграет та команда, которая придумает больше героев и лучше о них расскажет.

Пример занятия с использованием игр-драматизаций:

Занятие по сказке «Гуси-лебеди»

Задачи:

  • создавать комфортный психологический микроклимат в группе дошкольников;
  • формировать у дошкольников положительное отношение к окружающим;
  • обучить умению восстанавливать простые последовательности в знакомой сказке;
  • развивать воображение и творческие способности детей;
  • развивать умение поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

- Сегодня мы продолжим с вами изучать сказку и готовиться к нашему театральному представлению. Давайте вспомним, что произошло после того, как Машенька обнаружила, что ее брата унесли гуси-лебеди? (ответы детей)

- Итак, Машенька пошла искать своего брата. Кого она встретила на дороге? (ответы детей).

- Давайте с вами проиграем путь Машеньки за Иванушкой. Сначала Машенька встретила… (дети подсказывают). И что произошло дальше? (ответы детей). Правильно, печка заговорила. Как вы думаете, что почувствовала девочка, когда печка заговорила? Что бы вы почувствовали? (ответы детей, если нужно подсказать).

- Она почувствовала удивление. Как выглядит человек, который удивился? (ответы детей)

- А теперь давайте кто-нибудь из вас изобразит Печку, а кто-то Машеньку. При этом Машенька должна удивиться, когда печка с ней заговорит. (дети проигрывают сценку)

- Кого следующего встретила Машенька? (ответы детей)

- Как вы думаете, Машенька удивилась, когда яблоня с ней заговорила? (ответы детей)

- Теперь давайте другая пара изобразит яблоню и Машеньку, и Машенька опять должна удивиться (дети разыгрывают сценку).

- Молодцы, ребята! Справились с этим заданием! Скажите, что мы сегодня с вами узнали? Что вам понравилось? Вам бы хотелось дальше изучать сказку? (ответы детей)

Список литературы:

1. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М.: ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.
2. Погодаева Л.Е. Использование тематических игр-этюдов в развитии диалогической речи дошкольников. // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Часть 1. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20-21 апреля 2012 г. – ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. – Ульяновск: УлГУ, 2012. – 606с.
3. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М.: Наука, 1993.

Куликова Татьяна Валерьевна,
ГБОУ детский сад №314,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.