Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР

Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНРРечь, как известно, возникает и развивается только в процессе общения. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.  Поэтому развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР – актуальная проблема как для педагогики, так и для логопедии.

Последние исследования в области лингвистики и психологии показывают, что диалог у детей чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а связан с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия .

Несмотря на достаточное количество исследований, и разработок различных приемов преодоления речевых нарушений и формирования связной речи, проблеме изучения и развития диалогической речи детей с ОНР в процессе игровой деятельности уделено мало внимания, также недостаточно исследована специфика использования игр-драматизаций.

Мои наблюдения за дошкольниками с ОНР показали, что у детей с ОНР можно выделить следующие особенности диалогической речи и игровой деятельности.

Общие особенности диалогической речи и игровой деятельности:

  • Недостаточно сформирован навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога;
  • Эгоцентрический тип отношений партнеров;
  • Неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах.

Специфические особенности диалога у дошкольников с ОНР:

  • Выраженное отставание в развитии диалогической речи;
  • Отмечены нарушения просодической стороны речи – замедление темпа речи, сбой в ритме звуко-слоговой структуры;
  • Не выделение сверстника в качестве объекта взаимодействия;
  • Отсутствие навыка к программированию процесса игры;
  • Бедное содержание игры, как в количестве участников, так и в обыгрываемых действиях;
  • Не сформировано ролевое поведение.

Своеобразие предметной деятельности дошкольников с ОНР непосредственно отражается на игровой деятельности, которая тоже характеризуется рядом особенностей.

Игры-драматизации могут широко использоваться для развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР. Методика подготовки, репертуар и проведение игр-драматизаций зависит от возраста детей, тяжести ОНР и периода коррекции.

Коррекционно-педагогический комплекс по формированию диалогического взаимодействия у дошкольников с общим недоразвитием речи направлен на формирование:

– социальных представлений, необходимых для игры (о себе, о взрослых и о сверстниках, различные социальные отношения);
– способности дошкольников с ОНР к идентификации;
– кооперативных навыков;
– коммуникативной компетенции.

Все эти задачи реализуется на протяжении всей коррекционно-педагогической работы, которая должна проводиться в тесной взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом в группе.

Основные этапы работы:

  1. Развитие коммуникативных навыков.
  2. Развитие диалогической речи.
  3. Развитие игровых навыков.

Работа проводится в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы. В ходе занятий учитываются следующие моменты:

  • Возрастные особенности детей при отборе материала;
  • Активное участие детей в работе на занятиях;
  • Максимальное использование развивающего потенциала игры – драматизации в создании благоприятной речевой среды.

Занятия включают в себя как различные игровые упражнения, направленные на развитие артикуляции, так и игры.

Игра «Конкурс проектов».

Цель: развитие связной речи, творческого мышления, взаимодействие в команде, формирование самооценки, развитие мелкой моторики.

Игровой материал: цветной конструктор.

Ход игры: Логопед просит детей придумать и построить картину из предложенных деталей конструктора. Играют четверо: двое строят композицию из 6 любых элементов, а двое входят в состав жюри. По окончанию строительства проекта дети должны описать свой проект, жюри выбирает победителя. Затем члены жюри меняются ролями с игроками.

Игра «Придумай сказочного героя»

Цель: развитие связной речи, мелкой моторики, умения работать в команде.

Игровой материал: цветной конструктор.

Ход игры: Логопед предлагает детям разбиться на пары (на две команды). Детям предлагается из деталей конструктора, совместно придумать как можно больше сказочных героев (Змей — Горыныч, Царевна – Лягушка, Аленький – Цветочек и т.д.). Можно предложить описать этих героев, их характер, настроение, внешний вид. Выиграет та команда, которая придумает больше героев и лучше о них расскажет.

Пример занятия с использованием игр-драматизаций:

Занятие по сказке «Гуси-лебеди»

Задачи:

  • создавать комфортный психологический микроклимат в группе дошкольников;
  • формировать у дошкольников положительное отношение к окружающим;
  • обучить умению восстанавливать простые последовательности в знакомой сказке;
  • развивать воображение и творческие способности детей;
  • развивать умение поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

- Сегодня мы продолжим с вами изучать сказку и готовиться к нашему театральному представлению. Давайте вспомним, что произошло после того, как Машенька обнаружила, что ее брата унесли гуси-лебеди? (ответы детей)

- Итак, Машенька пошла искать своего брата. Кого она встретила на дороге? (ответы детей).

- Давайте с вами проиграем путь Машеньки за Иванушкой. Сначала Машенька встретила… (дети подсказывают). И что произошло дальше? (ответы детей). Правильно, печка заговорила. Как вы думаете, что почувствовала девочка, когда печка заговорила? Что бы вы почувствовали? (ответы детей, если нужно подсказать).

- Она почувствовала удивление. Как выглядит человек, который удивился? (ответы детей)

- А теперь давайте кто-нибудь из вас изобразит Печку, а кто-то Машеньку. При этом Машенька должна удивиться, когда печка с ней заговорит. (дети проигрывают сценку)

- Кого следующего встретила Машенька? (ответы детей)

- Как вы думаете, Машенька удивилась, когда яблоня с ней заговорила? (ответы детей)

- Теперь давайте другая пара изобразит яблоню и Машеньку, и Машенька опять должна удивиться (дети разыгрывают сценку).

- Молодцы, ребята! Справились с этим заданием! Скажите, что мы сегодня с вами узнали? Что вам понравилось? Вам бы хотелось дальше изучать сказку? (ответы детей)

Список литературы:

1. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М.: ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.
2. Погодаева Л.Е. Использование тематических игр-этюдов в развитии диалогической речи дошкольников. // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Часть 1. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20-21 апреля 2012 г. – ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. – Ульяновск: УлГУ, 2012. – 606с.
3. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М.: Наука, 1993.

Куликова Татьяна Валерьевна,
ГБОУ детский сад №314,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Причины возникновения общего недоразвития речи Причины возникновения общего недоразвития речи
Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения
Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с ОНР Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с ОНР
Развитие лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня Развитие лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.