Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Развитие фонематических процессовВ настоящее время всё большее количество детей, поступающих в общеобразовательные школы, имеют речевые нарушения. Наличие пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, определяет низкий уровень усвоения учебного материала. Возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи приводят в младшем школьном возрасте к нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой.

Развитие фонематических процессов
у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи III уровня

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Н. И. Жинкин (1958 г.), П. X. Швачкин (2000 г.), Л. Е. Журова (1963 г.) , Д. Б. Эльконин (1963 г.).

Особую значимость приобретает данная проблема в логопедии. Несмотря на то, что разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались Г. А. Каше (1986 г.), Р. И. Лалаева (2004 г.), Л. Ф. Спирова (1997 г.), Т. Б. Филичева (1989 г.) и Г. В. Чиркина (2003 г.) и другие, вопрос рациональной и наиболее эффективной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов остается актуальным.

Дети с недоразвитием фонематических процессов, поступающие в школу, плохо справляются со звуковым анализом слов, имеют затруднения при овладении чтением и допускают грубые ошибки на письме, что является причиной их неуспеваемости. Дети с общим недоразвитием речи из-за недостаточного развития фонематических процессов, входят в группу риска по дислексии и дисграфии. При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда.

Все недостатки фонематических процессов важно устранить еще в дошкольном возрасте, так как они могут перейти в стойкий сложный для корректировки дефект, такой как дисграфия и дислексия. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления.

Для того, чтобы не допустить описанных выше нарушений у детей с ОНР необходимо провести тщательную коррекционно-логопедическую работу по развитию фонематических процессов. В данной работе были исследованы 9 участников с ОНР III уровня. Для определения степени нарушения фонематических процессов в работе были подобранны диагностические задания, предложенных Волковой Г. А., Дьяковой Н.И.., Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Лалаевой Р.И. и Иншаковой О.Б.

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к сложному.

Методика обследования поделена на три этапа:

I этап : Обследование фонематического слуха.

II этап. Обследование фонематического восприятия.

III этап. Исследование фонематических представлений.

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

На I этапе дети лучше всего справлялись с заданиями на исследования фонематического слуха, где надо было отраженно повторить за логопедом пары звуков, слоги и слова. У троих из девяти возникли сложности с выполнением задания. Самостоятельно они не справлялись, задание выполнялось правильно только с помощью логопеда, после подробного объяснения и выделения нужного звука.

II этап обследования был направлен на исследование фонематического восприятия. На этом этапе дети допустили больше всего ошибок.

Визуальная подсказка облегчала задание детям но, несмотря на это, дети допускали много ошибок. Причина ошибок проблемы со звуками в звукопроизношение.

На III этапе исследовалось фонематическое представление. К заданию в устной форме, прилагалась зрительная опора. Недоразвитие фонематических процессов и с бедный словарный запас отразились на результате выполнения задания.

После проведенного тщательного исследования можно сделать вывод, что развитие фонематических процессов, у большинства детей с ОНР , нарушено.

Полученные данные свидетельствуют о том, что ни один из диагностируемых дошкольников не достиг в выполнении задания высокого уровня. У трех человек низкий уровень развития фонематических процессов, они допускали много ошибок на протяжении всех этапов обследования. Они ошибались, были невнимательными, часто отвлекались, даже при помощи логопеда не могли выполнить заданий. Остальные шесть дошкольников допустили много ошибок на втором и третьем этапе, где необходимо было определить местоположения звука, последовательность звуков в слове.

В соответствии с результатами, полученными на обследовании, выделили и реализовали три этапа формирующей работы. Первый этап, был направлен на умение переключать слуховое внимание, определять направление звука, дифференцировать неречевые звуки. Для этого были использованы специальные задания и музыкально-игровые упражнения разработанные Железновой Е. С. и Железновым С. С., направленные на развитие внимания и памяти.

Занятия включали в себя подробное объяснение каждого упражнения, для того чтобы ребенок мог лучше усвоить данное занятие. Создание игровых ситуаций при выполнении упражнений вызывало интерес к занятиям, стимулировало активность детей. На первых порах у детей возникали трудности, связанные с точным выполнением заданий. Дошкольники были невнимательны, задание выполнялось неправильно. В этих случаях задание вновь объяснялось. Методические действия были направлены на контроль правильности выполнения каждого задания. В конце данного этапа у детей с общим недоразвитием речи развивались речевой слух, речевая активность,

внимание и память. Во время логопедической работы дети учились различать фонемы родного языка. Работа начиналась с дифференциации гласных звуков. Например, игра «Хлопни», «Хлопни-Топни», где дети хлопали и топали на заданный звук. Аналогичным образом проводилась работа по дифференциации согласных фонем.

В ходе занятий активно использовался метод беседы. Во время игр задавались вопросы, использовался наглядный материал, дети охотно отвечали. Выполнение заданий облегчала четкая постановка цели перед детьми. Частые ошибки допускались при различии слов, близких по своему звуковому составу, а так же при дифференцировании слога. В этих случаях повторялось задание, приводились примеры.

Второй этап был направлен на развитие фонематического восприятия. Дети развивали навыки звукового анализа и синтеза. Дети учились различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Научились объединять звуки в слоги, слоги в слова. Учились определять последовательность звуков в слове и количество слогов.

За основу коррекционного направления были взяты методики Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В., Ткаченко Т.А., Пожиленко Е.А.. Работа второго этапа начиналась с развития элементарной формы фонематического анализа. В ходе логопедической работы по развитию элементарных форм фонематического анализа учитывалось, что умение выделять звук зависит от следующих факторов:

  1. От характера звука (например: гласный ударный, гласный безударный, согласный щелевой или согласный взрывной и т.д.);
  2. От положения звука в слове (например: в начале, в середине, в конце слова);
  3. От степени сложности речевого материала и лингвистических факторов (частотность, ударность слога, слоговая структура слова, длина слова и т.д.);

Работа осуществлялось в следующей последовательности:

Развитие элементарной формы фонематического анализа:

  1. Выделение заданного звука в слове;
  2. Выделение первого звука в слове;
  3. Выделение последнего звука в слове
  4. Выделение звука в середине слова.

Развитие сложной формы фонематического анализа:

  1. Определение количества звуков в слове.
  2. Определение последовательности звуков в слове.

Развитие навыков фонематического синтеза осуществляется постепенно: в начале работы используются различные вспомогательные средства (графические схемы, слова, звуковые линейки, фишки). Составление схемы слова из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящего слова к заданной схеме. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых собирают «рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием.

По мере усвоения игровых упражнений задания усложняются. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.

Конец второго этапа –это подготовка, к третьему, целью , которого является развитие фонематического представления. Для этого используется алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети сначала опираясь на образ буквы с экрана, а потом на слух воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.

Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседания, приседания. Благодаря этим упражнениям, дети плавно переходят к третьему этапу — это развитие фонематических представлений.

На этом этапе дети изображают буквы, после затем задания усложняются, логопед просит изобразить первую букву своего имени. Проводятся такие игры, как «Добавь звуки», «Подбери слова». Уже в процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), составление слов на заданный звук.

После проведенной формирующей работы, хочется отметить, что каждый этап коррекционно-логопедической работе важен, в формировании фонематических процессов. Каждый предыдущий этап является базовым для следующего. В случае не усвоения материала, на каком либо этапе, необходимо его повторить. Так как все этапы между собой тесно взаимосвязаны.

Игры на развитие фонематических процессов хорошо повлияли на динамику развития детей в целом. Однако не стоит забывать, что общие недоразвитие речи- это, нарушение формирования всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Поэтому предложенные игры можно включать в область таких занятий как, развитие грамматики, лексики или как физминутка на занятиях по коммуникации.

Презентация
«Развитие фонематических процессов»

Белова Наталия Юрьевна,
учитель-логопед МБДОУ №33,
г. Красногорск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.