Развитие пассивного и активного словаря у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи с применением инновационных технологий в логопедии

КнигаОдним из компонентов речевого развития ребенка является словарь. Овладение им является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Цель:

  • теоретически обосновать и определить наиболее эффективные приемы и методы логопедической работы по развитию активного и пассивного словаря у дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Задачи:

  • Расширение объема словаря.
  • Формирование структуры слова.
  • Развитие лексической системности и семантических полей.
  • Развитие словообразования.
  • Уточнения грамматического строя речи.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным и у любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методов для конкретного ребенка.

Методы речевого развития ребенка

Синквейны

Синквейн (речевая системность мышления) — позволяющая быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения.

Синквейн с французского языка переводится как пять строк, пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

  1. Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
  2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  4. Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
  5. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна:

ДОЖДЬ

Грибной, летний.
Льет, капает, стучит.
Я люблю гулять под дождём.
Лужи, тучи, вода.

ВЕТЕР

Сильный, холодный.
Срывает, дует, воет.
Ветер осенью холодный.
Осень, холод, сквозняки.

РАДУГА

Веселая, разноцветная.
Появляется, радует, играет.
На, небе после дождя, большая радуга.
Дождь, тепло, лето, детство.

Лимерики

Лимерик – абсурдное стихотворение: стихотворение состоящее из слов и фраз, единственно используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни – бессымыслицы; Комическое стихотворение, также известное как лимерик.

В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а третья — с четвертой.

Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, а далее – чем все закончилось.

В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.

Примеры лимерика:

В соседнем дворе живет собака Дружок.
Однажды Дружок под дождём промок.
Дети построили Дружку домишко.
Дружок в непогоду виляет хвостишком.
В соседнем дворе живёт собака Дружок.

Инсценирование

В работе с детьми на лексико-грамматических занятиях помогает метод инсценирования. Тему для инсценирования выбираем самостоятельно т. е. она должна соответствовать теме лексико-грамматического занятия. Можно проводить игру по кругу.

Например, занятие по теме «Хлеб».

Определяем круг профессий, которые задействованы в производстве хлеба, выбираем детей, играющих ту или иную роль:

1-й ребенок – тракторист;
2-й ребенок – комбайнер;
3-й ребенок – мельник;
4-й ребенок – пекарь;
5-й ребенок – водитель;
6- ребенок – продавец;
7-й ребенок – покупатель.

Начинаем рассказ, и дети по очереди описывают, как получается из зерна булка хлеба.

Ассоциативные связи или «Образ слова»

Последовательность работы:

  1. Каждое слово имеет определенное звуковое наполнение, разное написание, смысл и разное употребление. Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). Если не удалось на какой-то звук подобрать слово, этот факт тоже анализируется, чтобы ребенок при написании не пропустил соответствующую букву.
  2. К каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове. При такой форме работы интересно то, что все равно несколько детей начнут предлагать удачные варианты слов. В работе важен общий позитивный настрой. Ассоциации идут сплошным потоком, удачные и не удачные, важно выбрать наиболее походящие слова
  3. Общий смысл выражения и создает образ слова. Рабочую цепочку представляем следующим образом.

СЛОВО ЗВУКИ СЛОВА ОБРАЗ СЛОВА.

Например, некоторые индивидуальные образы слов:

ПЛЯЖ —- песок—-летом—-ярко-желтый;
МОРОЗ—мерцающий образ румянной зимы;
ЗИМА—затрещал —мороз;
ЛЕТО — лучезарное —тепло;
ОСЕНЬ —- облачное —серое—небо;
ВЕСНА —веселое —-сверкающее ——небо;
ДОРОГА —-дом—разыщут—гости;
НОЧЬ —небо—очень—черное;
ДЕНЬ —дающий —надежду и т.д.

Типовые приемы фантазирования

ИНВЕРСИЯ

«Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.»

Пример:

Золушка злая, сёстры добрые.
Горячий огонь стал холодным, так как его нарисовали на льду.
Сколько значений у предмета?

Задание — найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета (кирпич, газета, карандаш, картонная коробка и.д.).

Назовите как можно больше признаков предмета.

Например, это могут быть кувшин, стол, самолёт, книга и др.

Стол может быть: красивым, большим, пластмассовым, новым, высоким, столярным, кухонным, письменным, детским, удобным и др.

Наблюдение как способ выявления проблем.

Мы смотрим глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим уже умом. Проблемы детских исследований:

Почему светит солнце?
Почему играют котята?
Почему попугаи и вороны могут разговаривать?
Почему листья осенью окрашены в разные цвета?

К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе речевого развития детей, а именно словарного запаса. Но несмотря на большую актуальность и значимость вопроса развития активного словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными, некоторые вопросы требуют дальнейшего изучения:

  • дальнейшее исследование форм, методов и приемов развития словаря;
  • дифференцированная диагностика речевого развития детей: мало унифицированных методик, позволяющих оценить уровень активного словаря;
  • создание нового дидактического материала, направленного на развитие активного словаря.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных и нетрадиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития словаря у детей.

Литература:

  1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям». СПб.:«Детство-Пресс»,2003.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду».М.: «Просвещение»,1991.
  3. Богачева И.В., ГигенскийВ.Л., Казакова А.П., Кузменко Г.А «Мое Отечество- Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста». Москва,2005.
  4. Васильева С. «Логопедические игры для дошкольников». М.: «Школа- Пресс», 2000.
  5. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 4- 6 лет». М.: «Просвещение», 1987.
  6. Глухов В.П. «Наши дети учатся сочинять и рассказывать». М.: «Аркти», 2004.
  7. Коноваленко В.В «Фронтальное логопедические занятия в подготовительной группе». ГИОМ – Пресс, 1999.
  8. Коноваленко В.В «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе». М.: «Гном-Пресс», 1998.
  9. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». СПб.:«Детство-Пресс», 2002.
  10. Сохина Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста». М.: «Просвещение», 1984.
  11. Смирнова Л.Н. «Занятие с детьми с общим недоразвитием речи». М., 2002.
  12. Ткаченко Т.А. «Формирование лексико — грамматических представлений (логопедическая тетрадь). СПб.:«Детство – Пресс»,1999.

Шкунова Любовь Леонидовна,
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР «Детский сад № 46″,
г. Чита

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.