Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов

Дифференциация звуков [б-п]Конспект фронтального занятия во 2 классе в группе для детей с ОНР. Основная цель занятия: развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков П-Б в словах, предложениях и тексте.

Тема: «Развитие слуховых дифференцировок звуков П — Б на материале текстов».

Цель:

  • развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях и тексте.

Задачи:

  1. Формировать сложные формы фонематического анализа.
  2. Развивать речеслуховую память.
  3. Обогащать словарный запас существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна».
  4. Закреплять навыки словоизменения и словообразования.
  5. Автоматизировать правила правописания звонких и глухих согласных в конце слова.
  6. Развивать умение работать в коллективе, воспитывать уважительное отношение друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, диск с записью голосов птиц, предметные картинки, тетради, ручки.

Тип занятия:

  • комбинированный.

Форма занятия:

  • фронтальная.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

I I. Сообщение темы.

- Сегодня мы будем читать, слушать, рассказывать и писать о весне.

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- В названии какого месяца слышится звук П?

На доске картинки: подснежники, птицы, половодье. Дети называют картинки.

- Какой первый звук в этих словах? (П)

Появляются следующие картинки: букет, бабочки, бутон. Дети называют картинки.

- Какой первый звук в названиях этих картинок? (Б) Сегодня мы продолжим работу по различению (дифференциации) звуков П — Б.

III. Уточнение связи буквы и звука.

Сравнение звуков П и Б по звучанию. Детям предлагается произнести звук П и сказать, на что похож этот звук, какое звучание он напоминает.

Предлагается произнести звук Б и сказать, какое звучание он напоминает.

Сравнение звуков по артикуляции:

а) определение общего в артикуляции звуков П и Б;
б) определение отличия в артикуляции П-Б.

3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и рукописными буквами.

IV. Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.

Определение звуков П и Б по беззвучной артикуляции.

- Определите, какой звук я хочу произнести, артикулируя звук губами, голосовые складки не работают(горло не дрожит)?

Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты.

- Какой это звук, если работают не только губы, но и голосовые складки. Горло дрожит?

2. Повторение ряда слогов со звуками П и Б:

ПА-БА-ПА
БА-БА-ПА-БА и т.д.

V. Работа в тетрадях.

1. Игра «Шифровка». Прочитать слова. Найти в них буквы Б и П. Шифруем слова, указывая в тетради букву и цифру, указывающую место буквы в слове.

Слова: половодье, апрель, облака, купавы, яблоня, забавы (П1, П2, Б2, П3, Б2, Б3).

- Вспомните слова, которые вы зашифровали.

- О каком времени года они напомнили вам? (О весне)

2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Весна».

3. Выделение слов со звуками П и Б из ряда других:

- Первый ряд запоминает и называет слова со звуком П, второй ряд запоминает и называет слова со звуком Б: скворечник, птенцы, гроза, набухают, цветут, почки, ледоход, верба, проталины, ручьи, капают, бутон.

- О чем нам напоминают все эти слова? (о весне)

VI. Развитие внимания и слуховой памяти.

- Весной все сильнее и сильнее греет солнце. Становится тепло. Природа посыпается. Повсюду — пение птиц. Что это за птицы? Почему их называют перелетными? Какие звуки мы слышим в словах перелетные птицы?

1. Слушание голосов птиц.

- Отгадайте, чей это голос?

- Найдите птицу на картинке.

VII. Развитие звукобуквенного анализа.

- Весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран). Путь их сложный, с препятствиями и бедами.

На экране схема препятствий, которые встречают птиц на их пути.

Сначала появляется изображение препятствия, после нажатия на картинку – текст с описанием этого препятствия

Беседа о первом препятствии (густые туманы)

Ученик читает текст: «Из-за густых туманов птицы теряют дорогу, разбиваются об острые невидимые скалы».

- Чтобы этого не случилось, обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением одного звука.

На доске – скалы. У каждого из детей также рисунки, изображающие скалы.

- Запишем слова под первой или второй скалой под диктовку.

Речевой материал:

пой — бой, палка – балка, борт – порт, бочка – почка, пашня – башня, забор – запор, бабочка – папочка.

- Сравните эти пары слов.

2. Беседа о втором препятствии (внезапные холода).

Ученик читает текст: «Внезапные холода сковывают воды, и птицы умирают от голода и переохлаждения».

- Преодолеем и это препятствие:

Составление слов из букв, данных в беспорядке.

- Чтобы преодолеть это препятствие, надо сложить слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать какая буква «замерзла» — П или Б?

АЕРЛЬ*, ЕЛТО*, ОЛАКА*(апрель, тепло, облака)

3. Беседа о третьем препятствии (морские бури).

Ученик читает текст: «Морские бури ломают птичьи перья, сбивают крылья, уносят далеко от берега. Сильные ветры приводят к наводнению».

- Чтобы помочь птицам мы должны попробовать выровнять ветер. Нужно записать слова со звуками П и Б в два столбика, каждое под своей буквой. Слева на схеме записаны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых звук на первом месте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых Б или П на втором месте и т.д.

Слова для диктанта:

подуть, проплыл, верба, бутон, капель, обрыв, апрель, забор.

Беседа о четвертом препятствии (хищные птицы).

Ученик читает текст: «Перелетные птицы становятся жертвами хищных птиц, орлов, соколов, ястребов».

- Каких птиц называют хищными? Чем они отличаются от других птиц?

- Название какой хищной птицы произнесено со звуком Б?

VIII. Подведение итогов занятия.

Домашнее задание: подобрать и выучить загадки о весне.

Список использованной литературы:

  1. Л.Н.Ефименкова «Коррекция звуков речи у детей». Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1987.
  2. И.Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995
  3. Р.И. Лалаева Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПБ., 1999
  4. З.Т.Бобылева «Игры с парными карточками. Звуки Б — П». Настольные логопедические игры для детей 5 – 7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

Ангилова Елена Николаевна,
Логопед МОУ Кесовогорская СОШ,
п. Кесова Гора

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.