Конспект фронтального занятия во 2 классе в группе для детей с ОНР. Основная цель занятия: развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков П-Б в словах, предложениях и тексте.
Тема: «Развитие слуховых дифференцировок звуков П — Б на материале текстов».
Цель:
- развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях и тексте.
Задачи:
- Формировать сложные формы фонематического анализа.
- Развивать речеслуховую память.
- Обогащать словарный запас существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна».
- Закреплять навыки словоизменения и словообразования.
- Автоматизировать правила правописания звонких и глухих согласных в конце слова.
- Развивать умение работать в коллективе, воспитывать уважительное отношение друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, диск с записью голосов птиц, предметные картинки, тетради, ручки.
Тип занятия:
- комбинированный.
Форма занятия:
- фронтальная.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
I I. Сообщение темы.
- Сегодня мы будем читать, слушать, рассказывать и писать о весне.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- В названии какого месяца слышится звук П?
На доске картинки: подснежники, птицы, половодье. Дети называют картинки.
- Какой первый звук в этих словах? (П)
Появляются следующие картинки: букет, бабочки, бутон. Дети называют картинки.
- Какой первый звук в названиях этих картинок? (Б) Сегодня мы продолжим работу по различению (дифференциации) звуков П — Б.
III. Уточнение связи буквы и звука.
Сравнение звуков П и Б по звучанию. Детям предлагается произнести звук П и сказать, на что похож этот звук, какое звучание он напоминает.
Предлагается произнести звук Б и сказать, какое звучание он напоминает.
Сравнение звуков по артикуляции:
а) определение общего в артикуляции звуков П и Б;
б) определение отличия в артикуляции П-Б.
3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и рукописными буквами.
IV. Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.
Определение звуков П и Б по беззвучной артикуляции.
- Определите, какой звук я хочу произнести, артикулируя звук губами, голосовые складки не работают(горло не дрожит)?
Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты.
- Какой это звук, если работают не только губы, но и голосовые складки. Горло дрожит?
2. Повторение ряда слогов со звуками П и Б:
ПА-БА-ПА
БА-БА-ПА-БА и т.д.
V. Работа в тетрадях.
1. Игра «Шифровка». Прочитать слова. Найти в них буквы Б и П. Шифруем слова, указывая в тетради букву и цифру, указывающую место буквы в слове.
Слова: половодье, апрель, облака, купавы, яблоня, забавы (П1, П2, Б2, П3, Б2, Б3).
- Вспомните слова, которые вы зашифровали.
- О каком времени года они напомнили вам? (О весне)
2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Весна».
3. Выделение слов со звуками П и Б из ряда других:
- Первый ряд запоминает и называет слова со звуком П, второй ряд запоминает и называет слова со звуком Б: скворечник, птенцы, гроза, набухают, цветут, почки, ледоход, верба, проталины, ручьи, капают, бутон.
- О чем нам напоминают все эти слова? (о весне)
VI. Развитие внимания и слуховой памяти.
- Весной все сильнее и сильнее греет солнце. Становится тепло. Природа посыпается. Повсюду — пение птиц. Что это за птицы? Почему их называют перелетными? Какие звуки мы слышим в словах перелетные птицы?
1. Слушание голосов птиц.
- Отгадайте, чей это голос?
- Найдите птицу на картинке.
VII. Развитие звукобуквенного анализа.
- Весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран). Путь их сложный, с препятствиями и бедами.
На экране схема препятствий, которые встречают птиц на их пути.
Сначала появляется изображение препятствия, после нажатия на картинку – текст с описанием этого препятствия
Беседа о первом препятствии (густые туманы)
Ученик читает текст: «Из-за густых туманов птицы теряют дорогу, разбиваются об острые невидимые скалы».
- Чтобы этого не случилось, обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением одного звука.
На доске – скалы. У каждого из детей также рисунки, изображающие скалы.
- Запишем слова под первой или второй скалой под диктовку.
Речевой материал:
пой — бой, палка – балка, борт – порт, бочка – почка, пашня – башня, забор – запор, бабочка – папочка.
- Сравните эти пары слов.
2. Беседа о втором препятствии (внезапные холода).
Ученик читает текст: «Внезапные холода сковывают воды, и птицы умирают от голода и переохлаждения».
- Преодолеем и это препятствие:
Составление слов из букв, данных в беспорядке.
- Чтобы преодолеть это препятствие, надо сложить слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать какая буква «замерзла» — П или Б?
АЕРЛЬ*, ЕЛТО*, ОЛАКА*(апрель, тепло, облака)
3. Беседа о третьем препятствии (морские бури).
Ученик читает текст: «Морские бури ломают птичьи перья, сбивают крылья, уносят далеко от берега. Сильные ветры приводят к наводнению».
- Чтобы помочь птицам мы должны попробовать выровнять ветер. Нужно записать слова со звуками П и Б в два столбика, каждое под своей буквой. Слева на схеме записаны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых звук на первом месте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых Б или П на втором месте и т.д.
Слова для диктанта:
подуть, проплыл, верба, бутон, капель, обрыв, апрель, забор.
Беседа о четвертом препятствии (хищные птицы).
Ученик читает текст: «Перелетные птицы становятся жертвами хищных птиц, орлов, соколов, ястребов».
- Каких птиц называют хищными? Чем они отличаются от других птиц?
- Название какой хищной птицы произнесено со звуком Б?
VIII. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: подобрать и выучить загадки о весне.
Список использованной литературы:
- Л.Н.Ефименкова «Коррекция звуков речи у детей». Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1987.
- И.Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995
- Р.И. Лалаева Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПБ., 1999
- З.Т.Бобылева «Игры с парными карточками. Звуки Б — П». Настольные логопедические игры для детей 5 – 7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Ангилова Елена Николаевна,
Логопед МОУ Кесовогорская СОШ,
п. Кесова Гора