Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов

Дифференциация звуков [б-п]Конспект фронтального занятия во 2 классе в группе для детей с ОНР. Основная цель занятия: развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков П-Б в словах, предложениях и тексте.

Тема: «Развитие слуховых дифференцировок звуков П — Б на материале текстов».

Цель:

  • развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях и тексте.

Задачи:

  1. Формировать сложные формы фонематического анализа.
  2. Развивать речеслуховую память.
  3. Обогащать словарный запас существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна».
  4. Закреплять навыки словоизменения и словообразования.
  5. Автоматизировать правила правописания звонких и глухих согласных в конце слова.
  6. Развивать умение работать в коллективе, воспитывать уважительное отношение друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, диск с записью голосов птиц, предметные картинки, тетради, ручки.

Тип занятия:

  • комбинированный.

Форма занятия:

  • фронтальная.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

I I. Сообщение темы.

- Сегодня мы будем читать, слушать, рассказывать и писать о весне.

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- В названии какого месяца слышится звук П?

На доске картинки: подснежники, птицы, половодье. Дети называют картинки.

- Какой первый звук в этих словах? (П)

Появляются следующие картинки: букет, бабочки, бутон. Дети называют картинки.

- Какой первый звук в названиях этих картинок? (Б) Сегодня мы продолжим работу по различению (дифференциации) звуков П — Б.

III. Уточнение связи буквы и звука.

Сравнение звуков П и Б по звучанию. Детям предлагается произнести звук П и сказать, на что похож этот звук, какое звучание он напоминает.

Предлагается произнести звук Б и сказать, какое звучание он напоминает.

Сравнение звуков по артикуляции:

а) определение общего в артикуляции звуков П и Б;
б) определение отличия в артикуляции П-Б.

3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и рукописными буквами.

IV. Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.

Определение звуков П и Б по беззвучной артикуляции.

- Определите, какой звук я хочу произнести, артикулируя звук губами, голосовые складки не работают(горло не дрожит)?

Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты.

- Какой это звук, если работают не только губы, но и голосовые складки. Горло дрожит?

2. Повторение ряда слогов со звуками П и Б:

ПА-БА-ПА
БА-БА-ПА-БА и т.д.

V. Работа в тетрадях.

1. Игра «Шифровка». Прочитать слова. Найти в них буквы Б и П. Шифруем слова, указывая в тетради букву и цифру, указывающую место буквы в слове.

Слова: половодье, апрель, облака, купавы, яблоня, забавы (П1, П2, Б2, П3, Б2, Б3).

- Вспомните слова, которые вы зашифровали.

- О каком времени года они напомнили вам? (О весне)

2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Весна».

3. Выделение слов со звуками П и Б из ряда других:

- Первый ряд запоминает и называет слова со звуком П, второй ряд запоминает и называет слова со звуком Б: скворечник, птенцы, гроза, набухают, цветут, почки, ледоход, верба, проталины, ручьи, капают, бутон.

- О чем нам напоминают все эти слова? (о весне)

VI. Развитие внимания и слуховой памяти.

- Весной все сильнее и сильнее греет солнце. Становится тепло. Природа посыпается. Повсюду — пение птиц. Что это за птицы? Почему их называют перелетными? Какие звуки мы слышим в словах перелетные птицы?

1. Слушание голосов птиц.

- Отгадайте, чей это голос?

- Найдите птицу на картинке.

VII. Развитие звукобуквенного анализа.

- Весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран). Путь их сложный, с препятствиями и бедами.

На экране схема препятствий, которые встречают птиц на их пути.

Сначала появляется изображение препятствия, после нажатия на картинку – текст с описанием этого препятствия

Беседа о первом препятствии (густые туманы)

Ученик читает текст: «Из-за густых туманов птицы теряют дорогу, разбиваются об острые невидимые скалы».

- Чтобы этого не случилось, обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением одного звука.

На доске – скалы. У каждого из детей также рисунки, изображающие скалы.

- Запишем слова под первой или второй скалой под диктовку.

Речевой материал:

пой — бой, палка – балка, борт – порт, бочка – почка, пашня – башня, забор – запор, бабочка – папочка.

- Сравните эти пары слов.

2. Беседа о втором препятствии (внезапные холода).

Ученик читает текст: «Внезапные холода сковывают воды, и птицы умирают от голода и переохлаждения».

- Преодолеем и это препятствие:

Составление слов из букв, данных в беспорядке.

- Чтобы преодолеть это препятствие, надо сложить слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать какая буква «замерзла» — П или Б?

АЕРЛЬ*, ЕЛТО*, ОЛАКА*(апрель, тепло, облака)

3. Беседа о третьем препятствии (морские бури).

Ученик читает текст: «Морские бури ломают птичьи перья, сбивают крылья, уносят далеко от берега. Сильные ветры приводят к наводнению».

- Чтобы помочь птицам мы должны попробовать выровнять ветер. Нужно записать слова со звуками П и Б в два столбика, каждое под своей буквой. Слева на схеме записаны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых звук на первом месте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых Б или П на втором месте и т.д.

Слова для диктанта:

подуть, проплыл, верба, бутон, капель, обрыв, апрель, забор.

Беседа о четвертом препятствии (хищные птицы).

Ученик читает текст: «Перелетные птицы становятся жертвами хищных птиц, орлов, соколов, ястребов».

- Каких птиц называют хищными? Чем они отличаются от других птиц?

- Название какой хищной птицы произнесено со звуком Б?

VIII. Подведение итогов занятия.

Домашнее задание: подобрать и выучить загадки о весне.

Список использованной литературы:

  1. Л.Н.Ефименкова «Коррекция звуков речи у детей». Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1987.
  2. И.Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995
  3. Р.И. Лалаева Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПБ., 1999
  4. З.Т.Бобылева «Игры с парными карточками. Звуки Б — П». Настольные логопедические игры для детей 5 – 7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

Ангилова Елена Николаевна,
Логопед МОУ Кесовогорская СОШ,
п. Кесова Гора

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.