Развивающие игры, направленные на развитие эмоциональной сферы

Предложенный практический материал, в который включены развивающие игры, а также пословицы и поговорки на развитие  эмоциональные сферы ребенка, можно использовать в работе с детьми, как средство формирования эмоциональной лексики. Они помогут детям глубже осознать представленные здесь эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее.

1. «Большой — маленький»

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений рук.

Описание игры: дети, по заданию логопеда, изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

2. «Облака»

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание игры: логопед читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два прохожих облачка
Найти я захотел,
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я,  то вам
Все расскажу сейчас:

Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
Мне весело с тобой!
И долго – долго облачку
махал я в след рукой.

А вот другое облако
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями — дождиком расплакалось оно…
И стало грустно – грустно так,
А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, напугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дуну, что страшилище
Пустилось наутек.

А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
-Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летит, летит со мной!

Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

3. «Сказочные зайцы»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности движений рук.

Описание игры: логопед предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Остальные дети отгадывают из какой сказки зайцы.

4. «Выбери девочку»

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры: Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто:

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

- Какая девочка бросила зайку? – задает вопрос логопед после чтения стихотворения.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
-«Ох, доска  кончается,
Сейчас я упаду».

- Какая девочка испугалась за бычка?

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

- Какая девочка пожалела мишку?

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
А потом поедем в гости.

- Какая девочка любит свою лошадку?

5. «Прочитай письмо»

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Описание игры: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать.

Например:

Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.

6. «Повтори фразу»

Цель: развитие выразительности речи.

Описание игры: логопед называет фразу (например: «У меня есть котенок»), которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью.

Пословицы и поговорки

На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Не так страшен черт, как его малюют.
Боится его, как черт ладана.
Боится, как черт попа.
Боятся волков, быть без грибков.
На трусливого много собак.
Бояться несчастья — и счастья не будет.
На трусливого и уж – змея.
В расплохе и медведь труслив.
Он сам своей тени боится.
Волка бояться — и от белки бежать.
В баню идти – пару не бояться.
Волков бояться – в лес не ходить.
Пуганная ворона – куста боится.
Грозит мышь кошке, да издалека.
Пуганный зверь далеко бежит.
Дай бог нашему теляте да волка поймати.
Кто назад бежит, тот честью не дорожит.
Дрожит как лист на осине.
Душа в пятки ушла.
Страх за неправдой по пятам ходит.
Кого медведь драл, тот и пенька в лесу боится.
Страхов много, а жизнь одна.
Бодливую корову из стада вон.
На чужой сторонушке рад своей коровушке.
Бранись, а на мир слово оставляй!
Сердце веселится – и лицо цветет.
Браниться бранись, а рукам волю не давай!
Весело поется, весело и прядется.
Всякая ссора красна мировою.
Гнев – плохой советник.
Кончил дело – гуляй смело.
Гневлив с горшками не ездит.
Гость доволен – хозяин рад.
Господин гневу своему – господин всему.
Не спеши карать – спеши миловать.
Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.
Не торопись казнить, дай слово вымолвить.
С людьми браниться никуда не годится.
Криком изба не рубится.
Видна печаль по ясным очам, а кручина по белому лицу.
Горе — море не перейдешь.
С ребятами горе, а без них вдвое.
Горе не горе, лишь бы не было боле.
Час в добре поживешь – все горе забудешь.
Горе не задавит, а с ног свалит.
Вперед да вперед – так меньше горе берет.
Горе не ищут – само приходит.
Всякое горе со временем забывается.
Горе как море, берегов не видно.
Где горе, там и слезы.
Горе не плуг, а бороздки прокладывает.
Горе горевать, не пир пировать.
Горе с сердца – гора с плеч.
Горе горюет – с руками воюет.
Горе старит, радость красит.
Горе да беда – с кем не была!
Горе – что стрела разит.
Горе да нужду обухом не перешибешь.
Горькие вести и гонцу не на радость.
Горе молчать не будет.
Слезами горю не поможешь.

Игры по ознакомлению детей с антонимами (словами с противоположным значением) и синонимами.

1. «Скажи наоборот»

К данным словам детям предлагается придумать слова — неприятели.

К словам — предметам:

день — (ночь)      друг — (враг)
зима — (лето)     война — (мир)
добро — (зло)     радость — (печаль)

К словам — признакам:

веселый -                        большой -
высокий -                        белый -
добрый -                          короткий -

К словам – действиям:

поднимать -                  покупать -
стоять -                            одеть-
говорить -                      налить -

2. «Подбери картинку-«неприятель»

К данному слову выбрать из трех картинок одну с противоположным значением.

Холодильник — снеговик, мороженое, лампа.
Сахар — чай, арбуз, лимон.
Карандаш — тетрадь, ручка, резинка.

3. «Закончи предложение словом — «неприятелем».

Слон большой, а комар …
Камень тяжелый, а пушинка …
Золушка добрая, а мачеха ….

4. «Найди «приятелей»»

Учить детей выбирать слова близкие по смысловому значению (синонимы).

Конь, собака, лошадь. Дом, улица, здание. Веселый, крепкий, прочный.

5. «Придумай слова — «приятели»»

Детям предлагается придумать слова — «приятели» к данным словам:

идти — (шагать), приятель — (друг), торопиться — (спешить), солдат — (боец), смелый — (храбрый), корм — (пища, еда).

Игры,  направленные на пополнение словаря детей наречиями с эмоциональной окраской

1. Какой – как?

Образуй новые слова, отвечая на вопрос «КАК?»

Образец: БЕДНЫЙ (какой?) – БЕДНО (как?)

БЕСПОКОЙНЫЙ — …

БЫСТРЫЙ — …                       ДОРОГОЙ — …

ВЕСЕЛЫЙ — …                       ЗАБАВНЫЙ — …

ГРОМКИЙ — …                        ЗЛОЙ — …

ВЫСОКИЙ — …                        ИНТЕРЕСНЫЙ — …

ДЕРЗКИЙ — …                        КАПРИЗНЫЙ — …

КРАСИВЫЙ — …

ЛАСКОВЫЙ — …                      РАДОСТНЫЙ — …

ЛЮБЕЗНЫЙ — …                     СКОРЫЙ — …

ОЖИВЛЕННЫЙ — …             ТОРОПЛИВЫЙ- …

ПРИВЕТЛИВЫЙ — …            ЧЕСТНЫЙ — …

2. Закончи предложения

Зайчик готовил домашнее задание. Упражнение было трудным. Помоги зайчику справиться с заданием.

Закончи предложения.

Образец:

КАПРИЗНАЯ девочка ведет себя (как?) КАПРИЗНО.

ПРИВЕТЛИВЫЙ человек говорит (как?) …

НЕУКЛЮЖИЙ медвежонок годит (как?) …

КРИВАЯ березка стоит (как?) …

ХИТРАЯ лисичка смотрит (как?) …

СМЕШНОЙ котенок играет (как?) …

ЗЛОЙ волк глядит (как?) …

РАДОСТНАЯ музыка звучит (как?)…

ИНТЕРЕСНУЮ книгу читать (как?) …

СВИРЕПЫЙ ураган налетел (как?) …

СПОКОЙНАЯ черепаха ползет (как?) …

СИЛЬНЫЙ дождь льет (как?) …

ЛЕГКИЙ ветерок дует (как?) …

3. «Слова- враги»

Продолжи предложение. Подбери подходящее по смыслу слово.

Образец:

Ночью на улице ХОЛОДНО, а днем ТЕПЛО.

Тигр бежит БЫСТРО, а черепаха ползет …

Я включил музыку ТИХО, а мой брат …

Другу в гору идти ТЯЖЕЛО, а мне …

Птицы летают ВЫСОКО, а насекомые …

Дедушка выглядит СТАРО, а я …

Мой дом стоит БЛИЗКО от дороги, а его дом …

Я иду по лестнице ВВЕРХ, а друг …

От конфет во рту СЛАДКО, а от лекарств …

4. Осень

Наступила осень. Деревья скинули свои листья, Зайчику стало немного грустно, и он решил придумать небольшой рассказ об осеннем дне. Помоги зайчику подобрать нужные слова, чтобы закончить предложения.

СОЛНЫШКО СВЕТИТ (как?) …

ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ (как?) …

СЕРЫЙ ДОЖДЬ ЛЬЕТ (как?) …

ОСЕНЬ ПРИШЛА (как?) …

ЛЮДИ ОДЕВАЮТСЯ (как?) …

НА УЛИЦЕ СТАЛО (как?) …

5. Что как делать?

Зайчик играл с Попугаем, кто придумает больше слов, которыми можно закончить предложение.

Образец:

Я играл вчера ДОЛГО, ВЕСЕЛО, ИНТЕРЕСНО.

Я готовил обед ……

Я занимался спортом …

Я смотрел в окно, и мне стало …

Я пришил пуговицу …

Я бежал …

Я пел песню …

Я готовил уроки …

Что за чем?

6. Закончи предложение.

Образец: ДЕКАБРЬ ЗА НОЯБРЕМ И ПЕРЕД ЯНВАРЕМ.

ЯНВАРЬ ЗА … И ПЕРЕД …

ФЕВРАЛЬ ЗА … И ПЕРЕД …

МАРТ ЗА … И ПЕРЕД

АПРЕЛЬ ЗА … И ПЕРЕД …

МАЙ ЗА … И ПЕРЕД …

ИЮНЬ ЗА … И  ПЕРЕД …

ИЮЛЬ ЗА … И  ПЕРЕД …

АВГУСТ  ЗА … И ПЕРЕД …

СЕНТЯБРЬ ЗА … И  ПЕРЕД …

ОКТЯБРЬ ЗА И ПЕРЕД …

НОЯБРЬ ЗА И ПЕРЕД …

7. Найди лишнее

Послушай внимательно слова и скажи, какое из них лишнее. Объясни свой выбор.

ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО, ТОСКЛИВО, РАДОСТНО

РАДОСТНО, ВЕСЕЛО, ЗАБАВНО, НЕЧАЯННО

ХОРОШО, ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ОТЛИЧНО, ДОЛГО

БОДРО, ЖИВО, МЕДЛЕННО, АКТИВНО

ПРАВИЛЬНО, ВЕРНО, ТОЧНО, ТРУСЛИВО

ДОЛГО, ДЛИТЕЛЬНО, КРАТКО, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНО

МИРНО, ТУМАННО, СПОКОЙНО, БЕЗМЯТЕЖНО

Олейник Жанна Михайловна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям

Посмотрите ещё:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.