Данная речевая карта представляет собой примерную схему логопедического обследования ребенка раннего возраста (от 8 месяцев до 1 года 3 месяцев), поступившего в Дом Ребенка. Даются варианты логопедического заключения, рекомендации логопеда воспитателям в зависимости от результатов обследования.
1. Дата поступление в Дом ребенка.
2. Возраст на данный момент.
Краткий анамнез:
а) где находился до поступления в Дом ребенка.
б) с каким диагнозом
3. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность):
а) Губы: толстые, тонкие, подвижность, оральный праксис.
б) Зубы: наличие и количество зубов на момент осмотра.
в) Прикус: норма, прогения, прогнатия, отсутствие зубов.
г) Язык: норма, приросший, короткая уздечка, тремор языка, язык толствый, неповоротливый, положение языка.
д) Нёбо: норма, высокое, узкое, готическое, плоское, низкое, нет ли расщелины, состояние увули.
4. Лицо: выражение осмысленное, выразительное, с живой мимикой, амимичное, безучастное, симметричное, асимметричное. Саливация.
5. Общее звучание речи: характеристика голоса — достаточной силы и громкости, модулированный, слабый, форсированный, крикливый, визгливый, грубый, сдавленный, захлебывающийся, дрожащий, прерывыстый, глухой, носовой, немодулированный.
6. Импрессивная речь: реакция на вопрос «Где?», выполняет ранее разученные действия без показа, «Ладушки», «Дай ручку», «Дай …»; реакция на свое имя (оборачивается), по инструкции «Дай» находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения («сорока», «ку-ку»). По словесной инструкции выполняет разученные движения, не подсказанные предметами (водит куклу, собачку), появление первых обобщений и понимание без показа — названий, действий, имен, выполнение отдельных поручений (дай, принеси, положи на место), выполнение по слову различных действий с игрушкой, выполнение одноступенчатой простой инструкции.
7. Экспрессивная речь: гуление (указать все звукокомплексы), лепет, модулированный лепет. Слоги — однотипные или различные, повторяет за взрослым слоги, имеющиеся в собственном лепете, гетероимитация, произносит первые слова-номинативы (ав-ав, кис-кис, дай-дай). Произносит 6-10 простых слов.
8. Моторика: подражает действиям взрослого, с предметами действует в зависимости от их свойств (катает, вынимает, нанизывает колечки на пирамидку, гремит, нажимает, вкладывает); самостоятельно по просьбе взрослого выполняет выученные действия с игрушками. Устойчивость действий, переносит с одного предмета на другой (кормит собачку, потом — кошку, зайчика). Накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями (2-3 кольца).
Заключение:
- Задержка речевого развития в предречевой период.
- Речевое развитие в пределах возрастной нормы.
Рекомендации:
- Индивидуальные, подгрупповые логопедические занятия.
- Индивидуальные или подгрупповые занятия с воспитателем под контролем и по заданиям логопеда.
Зуева О. Г., учитель-логопед