Речевое развитие детей 2-3 лет

Статья посвящена этапам речевого развития детей раннего возраста и факторам влияющим на формирование речи.

Речевое развитие детей 2-3 лет

Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольниковМногие родители обеспокоенны развитием речи своего ребенка 2-3 года. В этом возрасте ребенок готовится ко взрослой жизни – выходу в детский сад. Очень важно понять развивается ваш малыш нормально или есть причины для беспокойства. Необходимо, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит.

Появление и дальнейшее развитие речи зависит от ряда факторов:

- определенной степени зрелости коры головного мозга

- определенного уровня развития всех органов чувств

- наличия речевой среды, речевого окружения

- состояния психофизического здоровья ребенка

- потребности пользоваться речью как основным способом общения.

Процесс становления речи в лингвистическом аспекте изображается линейно:

Крик, гуление, лепет, словосочетание, связная речь

С пяти месяцев начинается период лепета, который продолжается до 10-12 месяцев.

В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими.

В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги с губными согласными и простыми мягкими переднеязычными и даже цепочки слогов с ними. К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер.

Ребенок привлекает внимание окружающих голосовыми реакциями.

В девять месяцев появляется так называемый модулированный лепет или лепетное декламирование.

С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова.

В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова НЕ, ДА с соответствующими жестами.

К году вес мозга ребенка удваивается. У нормально развивающегося ребенка к году не менее 10–15-ти осознанно употребляемых слов

(МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БАЙ-БАЙ, БИ- БИ, ПАПА, ПАЙ, НЯНЯ, НО-НО, ДАЙ, ДЯДЯ, ДЕДА, ТУ-ТУ, ТЁТЯ, КО-КО, КИСЬ, ГУЛЯ, ГА-ГА, ЛЯЛЯ),

Но слово у ребенка по-прежнему вызывается взрослым, у ребенка еще нет потребности в использовании слов.

В один год и два месяца у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова.

Значимым периодом в развитии речи ребенка оказывается возраст с полутора лет до одного года девяти месяцев.Этот возраст специалисты называют периодом лексического взрыва.

В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре 50-60 слов, появляются односложные предложения-требования.

Временной отрезок с одного года и девяти месяцев до трех лет называют периодом оформления самостоятельной речи.

Ранний дошкольный возраст (с 2-х до 3-х лет)

Словарь:

К двум годам у нормально развивающегося ребенка в обиходе от двухсот пятидесяти до трехсот слов.

В это время ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи.

  • Имена существительные составляют примерно 63%,
  • глаголы – 23%, другие части речи – 14 %.

Грамматический строй речи

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена).

Сначала появляется винительный падеж, затем – родительный, дательный, творительный и предложный.

Сразу после двух лет ребенок осваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы: [ПАТИК] – пальчик, [ВАТИТЬКА] – водичка.

На третьем году жизни у ребенка формируется фразовая речь

Связная речь

Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения.

К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи.

Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду.

Он слушает чтение знакомых сказок, стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишья.

Практически все родители задумываются над тем, как научить ребенка говорить в 2 года. В этом возрасте детей начинают очень активно готовить к посещению детского садика, а некоторые малыши уже не первый день являются его постоянными посетителями. Это одна из наиболее весомых причин, почему мамы и папы столь обеспокоены развитием речевой деятельности у ребенка, ведь очень важно, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит. Бывает и так, что в первые годы ребенок говорит очень мало, только называет предметы, которые его интересуют. Если что-либо вызывает беспокойство, проконсультируйтесь с психологом.

Может оказаться, что интеллектуальное развитие малыша в норме, но у него нет потребности говорить много, ведь и без этого он получает все необходимое и может на вполне удовлетворительном для него уровне контактировать с окружающими.

Правила развития речи

Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:

Задумываясь о том, как научить вашего ребенка разговаривать , нужно обязательно определить, есть ли какие-либо проблемы, и в чем для вашего ребенка заключаются основные трудности.

Большие проблемы с речью могут быть в том случае, если имеет место невралгическая патология, проблемы со слухом, неправильный прикус. В этом возрасте ребенок может не выговаривать некоторые звуки, но беспокоиться не стоит. Артикуляционный аппарат пока еще не полностью сформирован и не достаточно натренирован.

Речь вашего ребенка в 2 года будет в норме, если его развитием будете заниматься в первую очередь вы сами. В таком возрасте еще рано определять, есть ли у ребенка речевые проблемы. К примеру, склонность к речевым нарушениям более точно проявляет себя только с 4 лет.

Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет могут проводить профессиональные логопеды, но только в случае, если у малышей соответствующий эмоциональный настрой. Только положительное настроение способствует хорошему усвоению знаний и положительному результату обучения.

Но хочу вам напомнить, что на речь вашего ребенка раннего возраста влияет и ваше отношение. Все должно проходить в спокойной и гармоничной атмосфере, которая в первую очередь наполнена любовью. Уже в первые дни жизни, во время практики первого эмоционального общение матери с ребенком закладывается фундамент для дальнейшего развития малыша.

Задумываясь над тем, как учить ребенка правильно, в первую очередь ориентируйтесь не на общие нормы, а на него, как личность. Скорее всего общение ребёнка с другими будет таким же, как ваше общение с ним. Иногда вас будут удивлять «взрослые» привычки ребенка, но стоит понимать, что именно вы, осознанно или неосознанно, поспособствовали их формированию.

Подбирать и применять упражнения для развития речи у детей нужно не только тогда, когда уже обнаружились проблемы — этим нужно заняться заранее.

Лобкова Инна Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи у детей Развитие речи у детей
Речевая готовность ребёнка к школе Речевая готовность ребёнка к школе
Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.