Речевое развитие детей второго года жизни в условиях дома ребенка

Речевое развитие детей второго года жизниВторой год жизни — период интенсивного формирования речи. Его можно назвать периодом самостоятельной речи.

Дети, растущие в семьях, начинают активно применять первые слова вскоре после того, как у них отмечается понимание речи взрослого. Активная речь у них возникает при понимании сравнительно невысокого уровня сложности обращений взрослого. Далее происходят стремительное, на коротком временном отрезке, усложнение и обогащение активной речи ребенка, а также быстрое повышение уровня понимания речи взрослого. И в понимании, и в активном использовании речи эти дети достигали высших для их возраста ступеней.

Воспитанники дома ребенка на начальных этапах овладения речью характеризуются тем, что на длительное время задерживаются на стадии только понимания речи взрослого, не переходя к ее активному использованию. Первые слова у них появляются при сравнительно высоком уровне ее понимания.

То есть, у большинства детей воспитывающихся в условиях дома ребенка наблюдается дизонтогенез нервно-психического развития по типу задержки, причем наибольшее отставание определяется у них в развитии тех функций, которые наиболее интенсивно развиваются в этом возрасте у их сверстников из семьи (активная и понимаемая речь).

Таким образом, это обусловлено постоянным действием неблагоприятных для детей раннего возраста условий дома ребенка, где одним из основных факторов, формирующих здоровье, является эмоциональная и сенсорная депривация, в основе которой лежит дефицит индивидуального общения со взрослыми, недостаток впечатлений, внешних сенсорных раздражителей и эмоциональных контактов. Это способствует нарушению формирования навыков общения, приводит к задержке развития речи, которая в раннем возрасте является основным способом взаимоотношения с окружающим миром.

Итак, нашей целью является реализация комплекса задач, направленных на благоприятное развитие речи ребенка. При этом нам необходимо знать этапы развития речи детей второго года жизни в норме, которые помогут нам правильно организовать коррекционно-педагогическую работу в соответствии с уровнем развития ребенка данного возрастного периода.

Анализ динамики развития речи детей второго года жизни показывает, что развитие речи можно разделить на 2 периода, каждый из которых состоит из 2 этапов с наиболее интенсивным развитием отдельных речевых реакций в каждом из них.

1 период речевого развития

Первый этап - от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев.

  • на основе повышенной ориентировочной реакции на все окружающее происходит быстрое формирование понимания названий предметов, действий;
  • дети начинают узнавать на картинке изображения знакомых предметов;
  • пользуются много лепетом (в момент двигательной активности, удивления, радости), который становится более разнообразным, эмоционально выразительным;
  • многие дети уже в этом периоде учатся подражать облегченным словам, произносимым взрослыми.

Второй этап - от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев.

  • объем словаря 30-40 слов; в этом возрасте дети пользуются облегченными словами и произносимыми правильно (машина);
  • называют предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
  • дети начинают обобщать предметы по существенным признакам, в понимаемой речи (в «конфликтной» ситуации).
  • понимают практическое значение предлогов «в», «на» (выполняют поручения взрослого).
  • дети начинают хорошо узнавать изображения знакомых действий: девочка спит, кошка ест.

2 период речевого развития

Первый этап - от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.

  • во время игры и в другой ситуации дети сопровождают свои действия словами и двухсловными предложениями;
  • понимают несложный рассказ и отвечают на вопросы взрослого: « Где …? Покажи».
  • понимание предложно- падежных конструкций с предлогом «под» (выполняют поручения взрослого).
  • понимание единственного и множественного числа существительного: стол-столы, машина – машины, ложка – ложки (1год 9м.)
  • понимание суффиксальных отношений: понимание слов с суффиксом уменьшительности: машина большая и машина маленькая, мишка большой и мишка маленький (1 год 9 м.)

Второй этап - от 1года 9 месяцев до 2 лет.

  • при общении со взрослым, во время игры, режимных процессов пользуются трехсловными предложениями;
  • понимание короткого рассказа взрослого без показа, имеющихся в опыте ребенка;
  • понимание предложно- падежных конструкций с предлогом «у», «с» (выполняют поручения взрослого).
  • понимание единственного и множественного числа глагола (2 года): девочка ест дети едят; мальчик строит, дети строят.

Работа по развитию речи детей второго года жизни в условиях дома ребенка

Работа по развитию речи детей раннего возраста строится поэтапно. Выделение этапов осуществляется на основе психологического принципа развития, сущность которого состоит в том, что ребенок овладевает речью в определенной последовательности с соблюдением общих закономерностей и при условии тесного взаимодействия речи с развитием всей психики ребенка.

Задачи развития речи

Задачи развития речи в общей формулировке являются одинаковыми для всего второго года жизни:

  • развивать понимание речи и способность подражания,
  • накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими.

Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии разное.

В первом полугодии (от 1 года до 1 года 6 месяцев) нашей важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Рекомендуется учить детей понимать не только отдельные слова, но и фразы. С помощью фраз взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит малыша понимать смысл поручений и выполнять их.

В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова дети должны не только воспроизводить после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять по собственной инициативе. Это способствует развитию речи как средства общения со взрослыми и детьми.

Во втором полугодии (от 1 года 6 месяцев до 2 лет) задача развития понимания речи взрослого по-прежнему является одной из важнейших. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности. Детей необходимо учить понимать названия предметов, явлений, событий, действий, находящихся и происходящих не только в непосредственно близком, но и в более далеком окружении (в саду, во дворе, на улице); понимать названия признаков предметов, различные слова, необходимые для усвоения правил поведения; понимать короткие рассказы, стихотворения, потешки; выполнять несложные поручения.

Методические приёмы, используемые для развития речи детей второго года жизни.

Основные методы обучения, так же как и содержание обучения, определяются особенностями мышления детей раннего возраста, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.

Подбор приемов обучения осуществляется на основе учета особенностей, всех психических процессов данной возрастной группы детей.

Детям раннего возраста необходимы наличие опоры на наглядный образец, вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов.

При этом обязательно:

  • соотнесение слова с обозначенным предметом,
  • соотнесение слова с действием,
  • соотнесение слова с признаком,
  • многократность повторения нового слова взрослым,
  • выполнение действий с предметами, которые обозначаются новым словом.

Учитывая сказанное, к характерным методическим приёмам обучения детей второго года жизни можно отнести следующие:

Все перечисленные приемы направлены главным образом на развитие слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимания обращенной речи. Свидетельством полного и правильного понимания воспринятой речи будет появление ожидаемой от ребенка ответной реакции.

Причем эта ответная реакция ребенка может выражаться невербальной мимикой, указательным жестом, взглядом или выполнением действий.

Воспитывая умение прислушиваться к речи взрослого, следует активно побуждать ребенка отвечать не только движениями, но и словами.

Все приемы, характерные для конца первого года жизни, используются и на втором году жизни ребенка с целью активизации речи. Чтобы ребенок вместо мимики, жеста или молчаливого выполнения действия мог употребить слово, необходимо использовать и специальные приемы, способствующие актуализации его речи.

К таким приемам относятся:

  1. Внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем – вопросами: «Кто это? Что это? Кто спрятался?»;
  2. Просьба, предложение произнести слово;
  3. Совместное проговаривание слова;
  4. Отраженное произнесение слова;
  5. Самостоятельное произнесение слова;
  6. Договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слова;
  7. Ответы на конкретные вопросы: «Кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, цвету);
  8. Предъявление речевого образца.

Таким образом, на развитие речи большое влияние оказывает перемена условий жизни. При поступлении и в период адаптации к новым условиям, речевая активность у детей может снижаться. Особенно часто это бывает на втором году жизни. Для установления контакта взрослому необходимо чаще общаться с ребенком, создать благоприятную речевую среду и проводить индивидуальные занятия.

Литература:

  1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева Общеобразовательная программа «От рождения до школы»
  2. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э.Л. «Диагностика нервно – психического развития».
  3. Стребелева Е. А. «Дети – сироты: диагностика и консультирование» ИКП РАО г.Москва;
  4. Ю. А. Разенкова «Логопедическое обследование детей первых трех лет жизни» ИКП РАО г.Москва;
  5. Ю. А. Разенкова «Коррекционная работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка».

Калужских Наталья Михайловна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный
дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики», г. Апатиты Мурманской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.