Результаты нарушенного досуга

Дисграфия, дислексия - результаты нарушенного досугаВы играли в детстве в «Классики»? А в «Вышибалы», «Штандер-стоп!», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Синька Поп», «Светофор», «Съедобное-несъедобное», «Резиночка», «Виселица», «Я знаю пять имен мальчиков…», «Дочки-матери», «Школа»?

Этот вопрос я задаю мамам, которые приводят ко мне на занятия детей и удивляются: «Получается, что мой ребенок недоразвитый?» (мама врач, ребенок в семь лет с нарушением звукопроизношения не может рассказать, что видел в зоопарке и плачет на занятии при малейшем затруднении). Ведь игры, в которые мы играли тридцать лет назад во дворе, развивали весь функциональный базис навыка чтения и письма, коммуникативные навыки, воспитывали волю.

Дав девочкам для игры на ковре игрушечных кошечек, я наблюдала, как они играли.

- Давай играть?

- Давай.

- Вот тебе кошечки, а эти мне.

И все. Поиграли.

Вспомните себя в чужом дворе. Как Вы знакомились? «Привет! Давай играть!» — начинается диалог, игра. А как сейчас дети знакомятся? Никак. Они этого не умеют. Их мамы знакомят, притягивая, друг к другу за руки. В какие игры играют наши дети? В компьютерные и … развивающие. Под девизом «учимся играя».

На своих семинарах «Коррекция нарушений письменной речи» М. А. Полякова интересно объясняет, что такие игры и такое обучение осуществляются на непроизвольном внимании. Ведь, чтобы привлечь внимание ребенка к предмету, его подают ярким, огромным, неожиданно. Ребенок остановит на нем внимание, может даже выполнить какие-то манипуляции. Но это не значит, что он его запомнил и знает. Так же, как мы, увидев утром самолет в небе, посмотрим на него, на его след, думая при этом о своем, а вечером вряд ли сможем ответить на вопрос видели мы сегодня самолет или нет. Потому что внимание на него обратили непроизвольно. А в компьютерных играх на экране все выскакивает так резко и пропадает так неожиданно, что у ребенка вообще нет возможности рассмотреть предмет.

И так все детство – яркие краски, яркие впечатления, чтобы ребенок зацепил взглядом, посмотрел и захотел … (чаще всего купить). И в результате гипертрофированное развитие непроизвольного внимания, которое не дает возможности развитию произвольного внимания, на котором строится учеба. А когда это происходит на фоне уже имеющихся неврологических проблем (в результате проблемной беременности, родовой травмы или тяжелого заболевания в первые годы жизни), то можете себе представить, каким ребенок придет в школу.

Сегодня трудности в обучении испытывают очень многие дети. Об этом написано много книг и нейропсихологами, и физиологами, и логопедами (М.М. Безруких «Трудности обучения в начальной школе» М. 2009).

Жизнь мелькает перед нашими детьми слишком яркими красками, не давая возможности постоять, рассмотреть, увидеть, сравнить, запомнить, рассказать. И как результат – бедный словарь, невозможность общаться. А еще и несформированность высших психических функций, при участии которых формируется навык чтения и письма: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, ориентации во времени и пространстве.

Дети в школе испытывают колоссальные трудности, связанные с перенапряжением нервной системы, что позже приводит к ее истощению, частым болезням и неврозам. Так как сильная концентрация внимания может вызывать тошноту, головокружение, дезориентацию в пространстве и времени. И дети на уроке начинают говорить, ходить, и, как следствие, получать замечания учителя.

Надо отметить, что под «школьными трудностями» понимается весь комплекс учебных и не учебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребенка в школе и приводят:

1) к отклонениям в физическом и психическом здоровье;

2) к нарушениям социально-психологической адаптации;

3) к снижению успеваемости.

В последние годы все чаще и откровеннее говорят о трудностях обучения в начальной школе. И педагоги, и родители знают цифры официальной статистики, а она показывает: в начальной школе почти 40% детей имеют непреходящие трудности обучения. Это значит, что 10-12 детей в каждом классе не верят в свои силы, так и не научились, как следует читать и писать, не имеют шансов успешно окончить школу и получить достойную профессию. И проблема эта не только и не столько педагогическая, но медицинская, психологическая и социальная. Фактически в ситуации неудачи оказывается не только ребенок, но и педагог, и родители, что создает дополнительные проблемы (М. М. Безруких).

И многие логопеды сегодня увеличивают количество занятий пропедевтического периода (с 7-10 рекомендованных до 20-30) для развития высших психических функций и используют в своей работе методы нейропсихологической коррекции.

Каждое свое занятие я начинаю с упражнений, направленных на коррекцию дефицита базового сенсомоторного развития.

Большое внимание уделяю на развитие межсистемных взаимосвязей глаз – рука – речь. То есть одновременное движение руки, глаз и говорение. Ведь во время письма мы пишем, проговаривая вслух или «про себя» то, что пишем и следим за тем, что мы пишем глазами. Начинаю с простых (для нас) упражнений, описанных в программе «Дельфины» Семенович – слежение за мячом в вытянутой руке. Многим детям очень трудно дается удержание взгляда на мяче. Затем добавляем движение языка в ту же сторону. А позже движения рук, глаз и языка выполняются реципрокно, т.е. глаза влево, а руки и язык вправо или руки вверх, а глаза и язык вниз (каждое движение по 8 раз). Считают, что любое упражнение эффективно, если его выполнять 8, 16 или 24 раза, т.е. число повторений должно быть кратно 8.

Игру «Эхо» провожу с мячом. Повторяя за мной цепочку слогов, ребенок на каждый слог подбрасывает и ловит мяч из сухого бассейна.

Очень полезна игра «Я знаю пять …», когда ребенок стучит мячом об пол, и на каждый удар говорит по слову из стишка: «Я знаю пять имен мальчиков – Коля – раз, Петя – два, Сережа – три, Вова – четыре, Миша – пять.
Я знаю пять названий деревьев – береза – раз, дуб – два, рябина – три, клен – четыре, липа – пять. (мебели, городов, транспорта и т.д.). Эта игра сложная, т.к. нужно выполнять точные движения, думать и говорить одновременно. Она развивает не только межсистемные связи глаз-рука-речь, но и обогащает словарь, учит систематизировать понятия.

Дифференциацию звуков провожу в игре «Руки – ноги». На один звук – руки поднимаются вверх или опускаются, а на другой звук  работают ноги – надо встать или сесть за стул.

По статистике, усваивается 20% услышанного, 40% увиденного и 80% того, что человек сделал сам. И я в своей работе всегда использую методы и приемы коррекционной педагогики, рекомендованные М.А. Поляковой и Н.Г. Свободиной и другими авторами, опирающиеся на анализаторы, которые не задействованы на уроках в классе – кинестетический и пространственный.

Достаточно долго закрепляю у детей понятия гласный – согласный на основе кинестетического восприятия. Дети, опираясь на зрительную опору в виде артикуляционного профиля и на кинестетические ощущения органов артикуляции (положение языка, зубов, губ, движение в гортани или его отсутствие),  объясняют, почему данный звук гласный или согласный. По беззвучной артикуляции отгадывают, какой это звук.

Характеристику звука учу давать, произнося вслух звук с движением указательного пальца: указываю на рот (есть преграда струе воздуха или нет?) – гласный или согласный, указываю на шею («работает» горлышко или нет?) – звонкий или глухой, показываю ладошку (на что «сажаем» звук, на мягкую травку или на твердый лед?) – твердый или мягкий. Какую фишку берем?

Звуковые схемы слов мы собираем из деталей конструктора Лего красного, синего и зеленого цвета. Дети могут «взять слово» в руки – так мы визуализируем звуковой ряд.

Буквы для наилучшего освоения дети делают сами в трехмерном, осязаемом изображении: делают из пальчиков, из счетных палочек, лепят из пластилина, печатные собирают из буквенного деревянного конструктора, а письменные – из элементов, вырезанных из картона. Все буквы сравниваются с образами. Например  У – ужик, О – обруч, у буквы П – пара ног, а у Т – три ноги. (В. С. Кукушин М. – РнД,  2005, З. Ю. Агранович, Л. Н. Ефименкова М.)

Например, ребенок путал буквы Т и Д и никак не запоминал образы Д – дом, Т – молоток тук-тук стучит — предложила маме написать большие толстые буквы Д д на листе бумаги, а потом сделать в них дырки (у буквы Т  дырок нет).

Перед тем, как писать буквы в тетради, дети прописывают ее на листочке с открытыми, а затем с закрытыми глазами, чтобы запомнить кинетический образ буквы.

Считать слоги нам помогают «Веселые пальчики». Кричим слово, как болельщики на стадионе, машем кулачком и на каждый слог отгибаем пальчик. Выполняем проверку: нет гласного – нет слога.

Ставим ударение «ударяя» в воздухе по слову кулаком вперед, как боксеры.

Чувствовать разделительные Ь и Ъ учимся тоже с помощью руки. Рука перед грудью – это ребенок на роликах (велосипеде). «Едем»: (произносим) ле, би, се – рука ровно движется справа налево. Затем произносим лье, бьи, съе – чувствуем «спотыкушечку» – рука «спотыкается» резко вниз. Значит, пишем «разделюшечку» — разделительный Ь или Ъ.

Проговорив, что звук [И] мы произносим улыбаясь (произнести с утрированной артикуляцией), запоминаем «ЖИ – ШИ -  с улыбкой пиши». То есть при обучении операциям языкового анализа, я стараюсь, как можно больше теоретического материала перевести в зрительные и кинестетические образы.

Обогащению словаря дома в период летних каникул способствует работа со словарными словами. Работу выполняют раз в два дня. Выписываем словарное слово из словаря, делим на слоги, ставим ударение (1 класс) или разбираем по составу (со 2 класса). Затем подбираем и записываем  3 – 5 родственных слов, придумываем предложение с любым из них, записываем его, подчеркиваем главные члены предложения.

Такие минизанятия помогают детям с ММД (минимальная мозговая дисфункция), АНС (астено-невротический синдром), СДВ (синдром дефицита внимания) не забыть за лето буквы, не утратить навык подбирать родственные слова, развивать связное высказывание на уровне фразы.

Анализ диагностических работ, выполняемых в первых числах сентября на сохранность знаний, показал, что 72% детей, выполнявших данное минизанятие летом, написали диктант без «2», тогда, как из тех учащихся, кто не делал эту работу вообще или делал неправильно, только один ребенок справился с диктантом.

Многие из родителей сейчас возможно удивятся, а как же мы без этого приходили первого сентября в школу и писали без ошибок? Если мы вспомним свои каникулы, то вспомним и то, что писали не по пять слов и предложение, а целые письма мамам, бабушкам, школьным приятелям, переписывали тексты понравившихся песен в песенники,  составляли и сами заполняли анкеты друзей, писали так называемые «письма счастья». А еще с удовольствием читали детскую литературу.

Для развития межполушарного взаимодействия на своих занятиях я даю детям упражнения, при выполнении которых руки пересекают хорду тела. Сначала только движение, затем движение с сопряженной речью.

Например:

«Раз» -  хлопок перед собой вытянутыми руками;
«два» -  правая рука касается левого уха, а левая рука касается носа;
«три» — хлопок перед собой;
«четыре» -  левая рука касается правого уха, а правая рука носа;
«ушко» -  хлопок перед собой вытянутыми руками;
«носик» — правая рука касается левого уха, а левая рука касается носа;
«заце-» -  хлопок перед собой вытянутыми руками;
«пили!» левая рука касается правого уха, а правая рука носа.
Два раза = восемь смен.

При заучивании словарных слов играю с ребенком в мяч. Например: бросаю ему мяч и говорю «улица – 3», ребенок возвращает мне мяч и называет, какую третью букву  он напишет в этом слове.

Обязательно выполняем обводку рисунков двумя руками. Рисунки расположены на стене. Это очень важно для тех детей, кто за годы до школы так и «не потрогал» пространство. Не бегал столько, сколько нужно, не прыгал, не запрыгивал, не спрыгивал, не забирался, не катался на  велосипеде, роликах, не играл в подвижные игры. У такого ребенка классная доска может вызывать дезориентацию. Потому что он привык работать на горизонтальной поверхности стола, а на вертикальной поверхности он теряется. В результате могут возникать проблемы  в школе с тем материалом, который подается на доске, много ошибок при списывании или вообще невозможность списать. Начинаем обводить двумя руками с простых линий, и заканчиваем изображениями животных, цветов, деревьев.

Вся работа, описанная выше, необходима многим сегодняшним детям. Потому что часто паспортный возраст не соответствует физиологическому. То есть отдельные структуры головного мозга в силу каких-то причин немного задержались в своем развитии. И в логопедических группах логопеды ее обязательно проводят. Что-то дают и на подготовительных к школе курсах.

Но бывает так, что пришел ребенок в школу и столкнулся с трудностями в обучении. Родители решили, что он их «перерастет» выбрали выжидательную политику, а проблемы не проходят, а растут как снежный ком. И ребенок не научается писать и читать как одноклассники. И, скорее всего на приеме у невролога или нейропсихолога родители услышат слово «дисграфия» или «дислексия».

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса  письма, проявляющееся в однотипных ошибках стойкого характера. Соответственно дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в однотипных ошибках стойкого характера.

Да, конечно же, есть ошибки, которые допускают все дети в период формирования навыка чтения и письма. Но в норме они не так часты, как у детей с дисграфическими и дислексическими нарушениями и, действительно, уходят к концу первого – середине второго класса.

Но если какие-либо психические функции недостаточно сформированы, то овладевать навыком чтения и письма ребенок будет с трудом, с затратой колоссальных усилий, что может привести к истощению нервной системы.

Если, уважаемые взрослые, Вы уже поняли, что Ваше чадо допускает кучу «глупых» ошибок не потому, что он ленится или невнимательный, а потому что ему нужна профессиональная помощь логопеда или психолога, можно считать, что данная статья просветительскую функцию выполнила. А следующим шагом, который нужно сделать во избежание усугубления школьных трудностей, является совместный поход к логопеду.

Будьте готовы к тому, что Вас могут попросить пройти обследование у нейропсихолога и невропатолога. Это необходимо в тех случаях, когда ребенок левша или когда нужно получить более подробную информацию о работе головного мозга. Может потребоваться  медикаментозное сопровождение. И, если Ваш ребенок будет зачислен на логопедические занятия, нужно будет его мотивировать.

Логопеды, конечно, не волшебники, многое зависит от структуры нарушения в развитии ребенка. Но использование новейших данных в области исследования чтения и письма очень помогают в работе по предупреждению нарушений и коррекции этих несовершенных навыков. А это значит, что ребенок в классе не будет находиться в ситуации неуспеха, которая может привести к отказу учиться и нарушениям личностного развития.

Для LogoPortal.RU — Логопедический Портал
Елена Виноградова © Все права защищены

Используемые материалы:

1. Полякова М.А. Коррекция нарушений письменной речи АНО Логопед Плюс М., 2010
2. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи АНО Логопед Плюс М., 2010
3. Ахутина Т.В. Нейропсихологические методики диагностики и коррекции нарушений письма.
4. Семенович А.Ю. Эти невероятные левши.
5. Логинова Е.А. Нарушения письма.
коррекции нарушения письма у младших школьников АНО Логопед Плюс М., 2011
6. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М., 2004
7. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (9 понравилось, средний балл: 4,56 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: , ,

Сейчас читают:

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»
Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или ранняя абилитация Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или ранняя абилитация
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей) Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей)
Нарушения письменной речи младших школьников Нарушения письменной речи младших школьников

Отзывы к материалу: "Результаты нарушенного досуга"

  1. Васильевна:

    «в начальной школе почти 40% детей имеют непреходящие трудности обучения»!
    Эх, если бы родители читали такие хорошие статьи! И не обвиняли бы потом нас, педагогов, в том, что МЫ плохо учим!

  2. просто мама:

    Да когда же современным детям играть? Школа-бассейн-шахматы-танцы-рисование-музыка-английский с репетитором. Потом еще и уроки делать до 24.00. Не знала, что такие последствия от «недоигранности» бывают(((

  3. Наталья Владимировна:

    Замечательно! И правда, в педагогике сейчас бум новаций, чуть ли не каждый год пишутся для детей новые учебники, а грамотность опустилась ниже плинтуса. Статья заставила оглянуться на свое детство, вспомнить, что почти все время мы, дети, играли и двигались, носились и выдумывали. И как-то плавно потом вписались в учебу. Не скажу, что было без проблем, но такого количества трудностей обучения на «квадратный метр» школ не было. Спасибо автору — есть чему поучиться.

  4. Марина:

    Как соратники в вопросах правильного развития речи полностью с вами согласна. Извините, что позаимствовала из Вашей статьи некоторые цитаты для Логопедического уголка. Ваше авторство обязательно будет указано. Спасибо!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.