Результаты нарушенного досуга

Дисграфия, дислексия - результаты нарушенного досугаВы играли в детстве в «Классики»? А в «Вышибалы», «Штандер-стоп!», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Синька Поп», «Светофор», «Съедобное-несъедобное», «Резиночка», «Виселица», «Я знаю пять имен мальчиков…», «Дочки-матери», «Школа»?

Этот вопрос я задаю мамам, которые приводят ко мне на занятия детей и удивляются: «Получается, что мой ребенок недоразвитый?» (мама врач, ребенок в семь лет с нарушением звукопроизношения не может рассказать, что видел в зоопарке и плачет на занятии при малейшем затруднении). Ведь игры, в которые мы играли тридцать лет назад во дворе, развивали весь функциональный базис навыка чтения и письма, коммуникативные навыки, воспитывали волю.

Дав девочкам для игры на ковре игрушечных кошечек, я наблюдала, как они играли.

- Давай играть?

- Давай.

- Вот тебе кошечки, а эти мне.

И все. Поиграли.

Вспомните себя в чужом дворе. Как Вы знакомились? «Привет! Давай играть!» — начинается диалог, игра. А как сейчас дети знакомятся? Никак. Они этого не умеют. Их мамы знакомят, притягивая, друг к другу за руки. В какие игры играют наши дети? В компьютерные и … развивающие. Под девизом «учимся играя».

На своих семинарах «Коррекция нарушений письменной речи» М. А. Полякова интересно объясняет, что такие игры и такое обучение осуществляются на непроизвольном внимании. Ведь, чтобы привлечь внимание ребенка к предмету, его подают ярким, огромным, неожиданно. Ребенок остановит на нем внимание, может даже выполнить какие-то манипуляции. Но это не значит, что он его запомнил и знает. Так же, как мы, увидев утром самолет в небе, посмотрим на него, на его след, думая при этом о своем, а вечером вряд ли сможем ответить на вопрос видели мы сегодня самолет или нет. Потому что внимание на него обратили непроизвольно. А в компьютерных играх на экране все выскакивает так резко и пропадает так неожиданно, что у ребенка вообще нет возможности рассмотреть предмет.

И так все детство – яркие краски, яркие впечатления, чтобы ребенок зацепил взглядом, посмотрел и захотел … (чаще всего купить). И в результате гипертрофированное развитие непроизвольного внимания, которое не дает возможности развитию произвольного внимания, на котором строится учеба. А когда это происходит на фоне уже имеющихся неврологических проблем (в результате проблемной беременности, родовой травмы или тяжелого заболевания в первые годы жизни), то можете себе представить, каким ребенок придет в школу.

Сегодня трудности в обучении испытывают очень многие дети. Об этом написано много книг и нейропсихологами, и физиологами, и логопедами (М.М. Безруких «Трудности обучения в начальной школе» М. 2009).

Жизнь мелькает перед нашими детьми слишком яркими красками, не давая возможности постоять, рассмотреть, увидеть, сравнить, запомнить, рассказать. И как результат – бедный словарь, невозможность общаться. А еще и несформированность высших психических функций, при участии которых формируется навык чтения и письма: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, ориентации во времени и пространстве.

Дети в школе испытывают колоссальные трудности, связанные с перенапряжением нервной системы, что позже приводит к ее истощению, частым болезням и неврозам. Так как сильная концентрация внимания может вызывать тошноту, головокружение, дезориентацию в пространстве и времени. И дети на уроке начинают говорить, ходить, и, как следствие, получать замечания учителя.

Надо отметить, что под «школьными трудностями» понимается весь комплекс учебных и не учебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребенка в школе и приводят:

1) к отклонениям в физическом и психическом здоровье;

2) к нарушениям социально-психологической адаптации;

3) к снижению успеваемости.

В последние годы все чаще и откровеннее говорят о трудностях обучения в начальной школе. И педагоги, и родители знают цифры официальной статистики, а она показывает: в начальной школе почти 40% детей имеют непреходящие трудности обучения. Это значит, что 10-12 детей в каждом классе не верят в свои силы, так и не научились, как следует читать и писать, не имеют шансов успешно окончить школу и получить достойную профессию. И проблема эта не только и не столько педагогическая, но медицинская, психологическая и социальная. Фактически в ситуации неудачи оказывается не только ребенок, но и педагог, и родители, что создает дополнительные проблемы (М. М. Безруких).

И многие логопеды сегодня увеличивают количество занятий пропедевтического периода (с 7-10 рекомендованных до 20-30) для развития высших психических функций и используют в своей работе методы нейропсихологической коррекции.

Каждое свое занятие я начинаю с упражнений, направленных на коррекцию дефицита базового сенсомоторного развития.

Большое внимание уделяю на развитие межсистемных взаимосвязей глаз – рука – речь. То есть одновременное движение руки, глаз и говорение. Ведь во время письма мы пишем, проговаривая вслух или «про себя» то, что пишем и следим за тем, что мы пишем глазами. Начинаю с простых (для нас) упражнений, описанных в программе «Дельфины» Семенович – слежение за мячом в вытянутой руке. Многим детям очень трудно дается удержание взгляда на мяче. Затем добавляем движение языка в ту же сторону. А позже движения рук, глаз и языка выполняются реципрокно, т.е. глаза влево, а руки и язык вправо или руки вверх, а глаза и язык вниз (каждое движение по 8 раз). Считают, что любое упражнение эффективно, если его выполнять 8, 16 или 24 раза, т.е. число повторений должно быть кратно 8.

Игру «Эхо» провожу с мячом. Повторяя за мной цепочку слогов, ребенок на каждый слог подбрасывает и ловит мяч из сухого бассейна.

Очень полезна игра «Я знаю пять …», когда ребенок стучит мячом об пол, и на каждый удар говорит по слову из стишка: «Я знаю пять имен мальчиков – Коля – раз, Петя – два, Сережа – три, Вова – четыре, Миша – пять.
Я знаю пять названий деревьев – береза – раз, дуб – два, рябина – три, клен – четыре, липа – пять. (мебели, городов, транспорта и т.д.). Эта игра сложная, т.к. нужно выполнять точные движения, думать и говорить одновременно. Она развивает не только межсистемные связи глаз-рука-речь, но и обогащает словарь, учит систематизировать понятия.

Дифференциацию звуков провожу в игре «Руки – ноги». На один звук – руки поднимаются вверх или опускаются, а на другой звук  работают ноги – надо встать или сесть за стул.

По статистике, усваивается 20% услышанного, 40% увиденного и 80% того, что человек сделал сам. И я в своей работе всегда использую методы и приемы коррекционной педагогики, рекомендованные М.А. Поляковой и Н.Г. Свободиной и другими авторами, опирающиеся на анализаторы, которые не задействованы на уроках в классе – кинестетический и пространственный.

Достаточно долго закрепляю у детей понятия гласный – согласный на основе кинестетического восприятия. Дети, опираясь на зрительную опору в виде артикуляционного профиля и на кинестетические ощущения органов артикуляции (положение языка, зубов, губ, движение в гортани или его отсутствие),  объясняют, почему данный звук гласный или согласный. По беззвучной артикуляции отгадывают, какой это звук.

Характеристику звука учу давать, произнося вслух звук с движением указательного пальца: указываю на рот (есть преграда струе воздуха или нет?) – гласный или согласный, указываю на шею («работает» горлышко или нет?) – звонкий или глухой, показываю ладошку (на что «сажаем» звук, на мягкую травку или на твердый лед?) – твердый или мягкий. Какую фишку берем?

Звуковые схемы слов мы собираем из деталей конструктора Лего красного, синего и зеленого цвета. Дети могут «взять слово» в руки – так мы визуализируем звуковой ряд.

Буквы для наилучшего освоения дети делают сами в трехмерном, осязаемом изображении: делают из пальчиков, из счетных палочек, лепят из пластилина, печатные собирают из буквенного деревянного конструктора, а письменные – из элементов, вырезанных из картона. Все буквы сравниваются с образами. Например  У – ужик, О – обруч, у буквы П – пара ног, а у Т – три ноги. (В. С. Кукушин М. – РнД,  2005, З. Ю. Агранович, Л. Н. Ефименкова М.)

Например, ребенок путал буквы Т и Д и никак не запоминал образы Д – дом, Т – молоток тук-тук стучит — предложила маме написать большие толстые буквы Д д на листе бумаги, а потом сделать в них дырки (у буквы Т  дырок нет).

Перед тем, как писать буквы в тетради, дети прописывают ее на листочке с открытыми, а затем с закрытыми глазами, чтобы запомнить кинетический образ буквы.

Считать слоги нам помогают «Веселые пальчики». Кричим слово, как болельщики на стадионе, машем кулачком и на каждый слог отгибаем пальчик. Выполняем проверку: нет гласного – нет слога.

Ставим ударение «ударяя» в воздухе по слову кулаком вперед, как боксеры.

Чувствовать разделительные Ь и Ъ учимся тоже с помощью руки. Рука перед грудью – это ребенок на роликах (велосипеде). «Едем»: (произносим) ле, би, се – рука ровно движется справа налево. Затем произносим лье, бьи, съе – чувствуем «спотыкушечку» – рука «спотыкается» резко вниз. Значит, пишем «разделюшечку» — разделительный Ь или Ъ.

Проговорив, что звук [И] мы произносим улыбаясь (произнести с утрированной артикуляцией), запоминаем «ЖИ – ШИ -  с улыбкой пиши». То есть при обучении операциям языкового анализа, я стараюсь, как можно больше теоретического материала перевести в зрительные и кинестетические образы.

Обогащению словаря дома в период летних каникул способствует работа со словарными словами. Работу выполняют раз в два дня. Выписываем словарное слово из словаря, делим на слоги, ставим ударение (1 класс) или разбираем по составу (со 2 класса). Затем подбираем и записываем  3 – 5 родственных слов, придумываем предложение с любым из них, записываем его, подчеркиваем главные члены предложения.

Такие минизанятия помогают детям с ММД (минимальная мозговая дисфункция), АНС (астено-невротический синдром), СДВ (синдром дефицита внимания) не забыть за лето буквы, не утратить навык подбирать родственные слова, развивать связное высказывание на уровне фразы.

Анализ диагностических работ, выполняемых в первых числах сентября на сохранность знаний, показал, что 72% детей, выполнявших данное минизанятие летом, написали диктант без «2», тогда, как из тех учащихся, кто не делал эту работу вообще или делал неправильно, только один ребенок справился с диктантом.

Многие из родителей сейчас возможно удивятся, а как же мы без этого приходили первого сентября в школу и писали без ошибок? Если мы вспомним свои каникулы, то вспомним и то, что писали не по пять слов и предложение, а целые письма мамам, бабушкам, школьным приятелям, переписывали тексты понравившихся песен в песенники,  составляли и сами заполняли анкеты друзей, писали так называемые «письма счастья». А еще с удовольствием читали детскую литературу.

Для развития межполушарного взаимодействия на своих занятиях я даю детям упражнения, при выполнении которых руки пересекают хорду тела. Сначала только движение, затем движение с сопряженной речью.

Например:

«Раз» -  хлопок перед собой вытянутыми руками;
«два» -  правая рука касается левого уха, а левая рука касается носа;
«три» — хлопок перед собой;
«четыре» -  левая рука касается правого уха, а правая рука носа;
«ушко» -  хлопок перед собой вытянутыми руками;
«носик» — правая рука касается левого уха, а левая рука касается носа;
«заце-» -  хлопок перед собой вытянутыми руками;
«пили!» левая рука касается правого уха, а правая рука носа.
Два раза = восемь смен.

При заучивании словарных слов играю с ребенком в мяч. Например: бросаю ему мяч и говорю «улица – 3», ребенок возвращает мне мяч и называет, какую третью букву  он напишет в этом слове.

Обязательно выполняем обводку рисунков двумя руками. Рисунки расположены на стене. Это очень важно для тех детей, кто за годы до школы так и «не потрогал» пространство. Не бегал столько, сколько нужно, не прыгал, не запрыгивал, не спрыгивал, не забирался, не катался на  велосипеде, роликах, не играл в подвижные игры. У такого ребенка классная доска может вызывать дезориентацию. Потому что он привык работать на горизонтальной поверхности стола, а на вертикальной поверхности он теряется. В результате могут возникать проблемы  в школе с тем материалом, который подается на доске, много ошибок при списывании или вообще невозможность списать. Начинаем обводить двумя руками с простых линий, и заканчиваем изображениями животных, цветов, деревьев.

Вся работа, описанная выше, необходима многим сегодняшним детям. Потому что часто паспортный возраст не соответствует физиологическому. То есть отдельные структуры головного мозга в силу каких-то причин немного задержались в своем развитии. И в логопедических группах логопеды ее обязательно проводят. Что-то дают и на подготовительных к школе курсах.

Но бывает так, что пришел ребенок в школу и столкнулся с трудностями в обучении. Родители решили, что он их «перерастет» выбрали выжидательную политику, а проблемы не проходят, а растут как снежный ком. И ребенок не научается писать и читать как одноклассники. И, скорее всего на приеме у невролога или нейропсихолога родители услышат слово «дисграфия» или «дислексия».

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса  письма, проявляющееся в однотипных ошибках стойкого характера. Соответственно дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в однотипных ошибках стойкого характера.

Да, конечно же, есть ошибки, которые допускают все дети в период формирования навыка чтения и письма. Но в норме они не так часты, как у детей с дисграфическими и дислексическими нарушениями и, действительно, уходят к концу первого – середине второго класса.

Но если какие-либо психические функции недостаточно сформированы, то овладевать навыком чтения и письма ребенок будет с трудом, с затратой колоссальных усилий, что может привести к истощению нервной системы.

Если, уважаемые взрослые, Вы уже поняли, что Ваше чадо допускает кучу «глупых» ошибок не потому, что он ленится или невнимательный, а потому что ему нужна профессиональная помощь логопеда или психолога, можно считать, что данная статья просветительскую функцию выполнила. А следующим шагом, который нужно сделать во избежание усугубления школьных трудностей, является совместный поход к логопеду.

Будьте готовы к тому, что Вас могут попросить пройти обследование у нейропсихолога и невропатолога. Это необходимо в тех случаях, когда ребенок левша или когда нужно получить более подробную информацию о работе головного мозга. Может потребоваться  медикаментозное сопровождение. И, если Ваш ребенок будет зачислен на логопедические занятия, нужно будет его мотивировать.

Логопеды, конечно, не волшебники, многое зависит от структуры нарушения в развитии ребенка. Но использование новейших данных в области исследования чтения и письма очень помогают в работе по предупреждению нарушений и коррекции этих несовершенных навыков. А это значит, что ребенок в классе не будет находиться в ситуации неуспеха, которая может привести к отказу учиться и нарушениям личностного развития.

Для LogoPortal.RU — Логопедический Портал
Елена Виноградова © Все права защищены

Используемые материалы:

1. Полякова М.А. Коррекция нарушений письменной речи АНО Логопед Плюс М., 2010
2. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи АНО Логопед Плюс М., 2010
3. Ахутина Т.В. Нейропсихологические методики диагностики и коррекции нарушений письма.
4. Семенович А.Ю. Эти невероятные левши.
5. Логинова Е.А. Нарушения письма.
коррекции нарушения письма у младших школьников АНО Логопед Плюс М., 2011
6. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М., 2004
7. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (9 понравилось, средний балл: 4,56 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: , ,

Сейчас читают:

Не пора ли к логопеду? Не пора ли к логопеду?
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм
Методическая разработка: «Педагогическая мастерская по коррекции дизорфографии» Методическая разработка: «Педагогическая мастерская по коррекции дизорфографии»
Профилактика дисграфии в системе комплексной коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников Профилактика дисграфии в системе комплексной коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

Отзывы к материалу: "Результаты нарушенного досуга"

  1. Васильевна:

    «в начальной школе почти 40% детей имеют непреходящие трудности обучения»!
    Эх, если бы родители читали такие хорошие статьи! И не обвиняли бы потом нас, педагогов, в том, что МЫ плохо учим!

  2. просто мама:

    Да когда же современным детям играть? Школа-бассейн-шахматы-танцы-рисование-музыка-английский с репетитором. Потом еще и уроки делать до 24.00. Не знала, что такие последствия от «недоигранности» бывают(((

  3. Наталья Владимировна:

    Замечательно! И правда, в педагогике сейчас бум новаций, чуть ли не каждый год пишутся для детей новые учебники, а грамотность опустилась ниже плинтуса. Статья заставила оглянуться на свое детство, вспомнить, что почти все время мы, дети, играли и двигались, носились и выдумывали. И как-то плавно потом вписались в учебу. Не скажу, что было без проблем, но такого количества трудностей обучения на «квадратный метр» школ не было. Спасибо автору — есть чему поучиться.

  4. Марина:

    Как соратники в вопросах правильного развития речи полностью с вами согласна. Извините, что позаимствовала из Вашей статьи некоторые цитаты для Логопедического уголка. Ваше авторство обязательно будет указано. Спасибо!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.