Речевое развитие первоклассника

Введение

Готовим ребенка к школе - советы логопедаНи одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители должны внимательно следить за тем, как развивается ребенок. Однако это возможно только в том случае, если известны основные требования к закономерностям развития.

Именно поэтому, учителю-логопеду необходимо выходить на родительские собрания в первых классах, давая родителям информацию, касающуюся речевого развития и тех трудностей в обучение, которые можно предупредить, если вовремя на это обратить внимание и начать помогать ребенку.

Исходя из этого, я перед собой поставила следующие цели:

1. Оказывать помощь родителям в своевременной диагностике и предупреждении нарушений чтения и письма у детей, давать необходимые рекомендации.

2. Обозначить проблемы, возникающие при письме и чтении у младших школьников.

3. Знакомить с данными логопедического обследования.

4. Разъяснять причины возможных нарушений письменной речи.

Для реализации данных целей разработала комплекс родительских собраний, который включает в себя 3 выступления за весь учебный год.

На первом выступление рассказывается о речевом развитие первоклассника. Также дается информация о результатах предварительного логопедического обследования. В конце собрания родители получают памятку, по которой дома могут проверить, что знает и чего не знает их ребенок. И если ребенок испытывает трудности либо позаниматься самостоятельно, либо обратиться к специалисту.

Второе выступление посвящено темам: «Как помочь ребенку стать читателем», «Как избежать ошибок при формировании письменной речи».

Дается информация, позволяющая задуматься над тем, насколько значимо для ребенка, если именно в семье смогут привить любовь к книгам, если ребенку помогут повысить технику чтения. Также рассказывается, какие шаги можно предпринять для того, чтобы у ребенка легче формировался навык письма. В конце собрания родители получают памятку.

На третьей встрече, когда перед родителями лежит итоговый диктант за первый класс, логопед рассказывает, в чем могут быть причины нарушений письма, показываются диктанты детей с нарушением письма. Дается информация о количестве детей, которым предложена логопедическая помощь во втором классе.

После каждой встречи родителям предлагается заполнить анкету – отзыв, которая позволяет логопеду увидеть эффективность проведенной работы. (Приложение 1)

Предложенная система сотрудничества с родителями приводит к более ответственному отношению родителей к учебе своих детей. Многие родители после таких встреч признаются, что недостаточно хорошо занимаются развитием своих детей. Родители начинают записываться на индивидуальные консультации и посещать занятия.

Такие встречи можно организовывать совместно с психологом школы, где каждый из специалистов дает необходимую информацию по развитию и воспитанию детей.

Все выступления сопровождаются слайдовой презентацией.

Родительское собрание на тему «Речевое развитие первоклассника»

Начать свое выступление я хотела бы с притчи о древнегреческом баснописце Эзопе.

Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:

- Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете.

Хозяин позвал Эзопа:

- Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.

Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.

- Эзоп, ты же принес язык!

- А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви; языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».

Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:

- Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.

Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

Удивлению гостей нет предела.

- Эзоп, ты же опять принес язык!

- А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

Из этой притчи понятно, что культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей.

Культура речи, диалога включает в себя множество требований: уважение к личности собеседника, способность слушать и слышать другого человека, умение корректно вести спор.

Всем понятно, что в основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Он уверен в том, что его слово и так веско.

Именно от того как мы общаемся со своими детьми, зависит развитие культуры речи ребенка.

Теперь хотелось бы рассказать о том, насколько правильной должна быть речь ребенка. Потому что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации.

Уже к моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по поводу обыденной жизни и вещей, входящих в сферу его интересов. Словарь ребенка увеличивается от 3000 до 7000 слов.

Так какими же знаниями должен владеть первоклассник?

Ваш ребенок должен хорошо оперировать в речи такими обобщающими понятиями, как домашние и дикие животные, ягоды, головные уборы, насекомые, профессии. Например, при показе вот такой картинки ребенок должен назвать, что это профессии. Некоторые дети говорят, что это работа

Дети должны знать детенышей животных. Очень часто дети говорят, что детеныши свиньи – «свинята», овцы – «овчата», лисы – «лисенки», курицы – «птенчики».

Очень хорошо, если ребенок в своей речи употребляет такие предлоги, как из-за, из-под, между, около. Когда ребенку показываешь картинку и спрашиваешь: «Где сидит мальчик?», ребенок скажет: «Мальчик сидит под стулом». Но когда у ребенка спросишь: «Откуда вылезет мальчик?» в основном ответы детей: «Мальчик вылезет из стула». «Разве мальчик сидит внутри стула?»

Ребенок понимает, что сказал неправильно, но как сказать, какое слово применить ребенок не знает. «Мальчик вылезет из-под стула».

Еще одним из важнейших моментом считается, что к началу обучения в школе у ребенка должны быть поставлены все звуки речи. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы на письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. Что же происходит, если у ребенка к моменту поступления в школу в произношение отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только – только их исправил, а автоматизация этих звуков еще не закончилась.

При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА».

Может быть и так, что физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие – звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки).

Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза. Это говорит о фонематических нарушениях, о сложности звуко-буквенного анализа.

У ребенка могут быть лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры.

Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА» (пуговица), «СКОРОДА» (сковорода) – в устах трёхлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет.

Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ».

Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а недостаточность сформиролванности отдельных мозговых структур. В совокупности с другими «благоприятными» факторами: слабо развитой произвольностью; низким уровнем развития речи, памяти, внимания; психологическими проблемами и т.д. – и получилось в результате то нарушение письменной речи, которое диагностировали у ребенка.

Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней.

Также источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной нарушений письма и чтения может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество пытается вмешаться в эти процессы. Сейчас не редкость, когда «умные» мамы обучают ребенка грамоте с 2 – 3 лет и пытаются записать в школу своих чад, не достигших даже 6 лет. И иногда им это удается. Ничего хорошего их этого не получается. У ребенка неизбежно появляются какие-то проблемы.

Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии. Но бывает и так, что все было нормально, но, когда ребенок пошел в школу, начались проблемы. Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.

Забота и желание каждого из нас – это умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко. Мы все понимаем, что владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья», а для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Мною было проведено предварительное логопедическое обследование. Результаты обследования показывают, что в вашем классе нарушено звукопроизношение у ________детей – это составляет __________%

Нарушены фонематические процессы (это умение детей слышать и выделять звуки речи) у ________детей. Составляет __________%

В декабре будет проводиться диагностическое тестирование. Цель: посмотреть насколько хорошо у детей формируется навык письма.

И уже по результатам двух тестирований некоторым детям будет предложена логопедическая помощь.

Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей.

Речевое развитие первоклассника.

Ребенок 1 класса должен владеть следующими понятиями:

1. Знать обобщающие слова по темам: овощи, фрукты, посуда, обувь, строительные инструменты, музыкальные инструменты, домашние и дикие животные, птицы, рыбы, ягоды, цветы, продукты питания, одежда, головные уборы, мебель, транспорт, электроприборы, школьные принадлежности, насекомые, профессии.

2. Знать детенышей животных. Можно поиграть в игру «Мама-папа-детеныш». Например: Собака-пёс- щенок.

3. Уметь правильно употреблять в речи предлоги: в, из, на, со(с), за, из-за, у(около), под, из-под, над, под, между(среди).

4. Уметь строить предложения, описывать серию картинок, связывать начало, продолжение и конец рассказа или сказки.

Корытько Ольга Петровна,
учитель-логопед,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов № 3″,
г. Ханты — Мансийск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.