Родительское собрание и презентация на тему «Связная речь»

Связная речьПри слове логопед сразу же вспоминается советская комедия «По семейным обстоятельствам». И первая мысль, которая приходит в голову, что сейчас речь пойдёт о коррекции (то есть, исправлении) звукопроизношения.

Действительно, это самый яркий компонент речи. Мы обращаем на него внимание сразу же, как только заслышим речь. И нам режет ухо, если человек неправильно выговаривает звуки.

Но само слово логопед переводится с греческого, как речевой педагог или педагог речи. А мы говорим не отдельными звуками. Они складываются в слова, слова во фразы, фразы в связное высказывание. Человек рождается, не умея говорить, но с готовностью этому научиться. Речь – это дар. Дар одного человека другому. С чем же можно сравнить этот дар? Пожалуй, только с цветком.

\1 слайд\

Что же питает этот цветок? Какие основные компоненты речи?

Конечно звукопроизношение, словарный запас, фонематический слух (умение различать звуки), слоговая структура речи, грамматическое оформление фразы. Венец – это связная речь. Умение логически последовательно построить высказывание. Оно может быть устным или письменным. Это умение необходимо нам не только пока мы учимся в школе, но ещё более во взрослой жизни.

Но как рождается связная речь? Наша мыслительная деятельность осуществляется благодаря внутренней речи. А что такое, уважаемые родители, внутренняя речь? Это речь про себя. Мы всю свою жизнь ведём диалог сами с собой. Научаемся этому к 4-5 годам. Мы обдумываем высказывание про себя. А затем внутренняя речь претворяется во внешнюю. Этот момент исключительно важен. Если речь – это цветок, то внутренняя речь – бутон, который должен раскрыться, превращаясь в цветок.

\2 слайд\

Красиво, правда? Но, к сожалению, может быть и так.

\3 слайд\

Почему так получилось? Почему наш бутон, который был такой красивый, крепкий не оправдал наших ожиданий? Не соблюдалось главное условие. Внутреннюю речь надо учить раскрываться. Само по себе это не происходит.

Уважаемые родители, а для чего нам речь? Этот вопрос мы себе никогда не задаём, потому, что речь для нас естественный процесс. Но это для нас, для взрослых, у которых функции речи уже все развиты. У некоторых не без помощи логопеда. А какие же есть функции речи?

\4 слайд\

- Функция общения.

Всю жизнь, с момента рождения мы сохраняем потребность в общении. С первых секунд жизни человек говорит миру: здравствуйте. Я пришел. Давайте общаться. Без общения человек не может существовать. Он испытывает дискомфорт. Общение необходимо нам как воздух.

- Функция обучения.

Родился человек, и мы начинаем знакомить его с миром. Называть предметы, которые его окружают. Вот наш малыш подрос и идёт в детский сад. Мир расширяется. Затем он идёт в школу, мир становится ещё больше. И, наконец, он выходит во взрослую жизнь. Но, обучение не кончается на протяжении всей жизни. Постигаем ли мы науки или учимся житейским премудростям.

- Функция планирования.

Мы планируем свои действия, даже этого не замечая. Вспомните, утро, мы проснулись. И сразу же мысленно начинаем составлять план действий: сейчас встану, умоюсь, приготовлю завтрак. Надо не забыть тото и тото. У каждого из нас есть знакомые, которые не умеют планировать. Эти люди постоянно что-то забывают сделать, всегда опаздывают. Они приносят беспокойство себе и окружающим.

Как мы научаемся планировать? Сначала ребёнок сопровождает свои действия речью вслух. Ни к кому не адресуясь, называет предметы, рассказывает, что он будет делать.

Мишка лежит. Сейчас буду кормить. Мишка кушай. Постепенно эта внешняя речь уходит во внутренний план, внутреннюю речь и мы делаем это про себя.

- Функция регулирования.

С помощью речи мы регулируем своё поведение и стараемся регулировать чужое. Как часто мы сетуем на детей, говоря: Я 100 раз сказала, сколько можно повторять? Речь не идёт о том моменте, когда ребёнок чем-то увлечён и нас не слышит. И нам приходится повышать голос, стучать рукой по столу. Лишь тогда слова возымеют действие. Почему же на это он реагирует. Рождаясь, человек не знает слов и реагирует на другие компоненты речи: силу голоса, повышение или понижение тона, его мелодику. И только развитая речь становится регулятором поведения.

Понимание ценности речи пришло к людям не сегодня. Еще древнегреческий философ Еврепид написал

\5 слайд\

Зачем, о смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому должны служить мы все!

Давайте, если не служить, то воспитывать нашу речь и речь наших детей.

Большое спасибо вам за внимание.

Презентация «Связная речь»

Авторы составители:
1) учитель-логопед высшей категории: Ямпольская Анна Борисовна МБОУ ДО УМОЦ г.Королёв,
2) учитель-логопед I категории: Уздемир Анна Николаевна МБОУ ДО УМОЦ г.Королёв
3) учитель-логопед II категории: Любимова Марина Николаевна МБОУ ДО УМОЦ г.Королёв

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.