Ротацизм и параротацизм

РОТАЦИЗМ  (лат. rhotacismus, от греческой буквы «ро») — нарушение произношения звуков (фонем) [р] и [рь].

Нарушение может выражаться в искажении звуков, отсутствии их или замене другими звуками.

Замена [р] или [рь] другими звуками также называется ПАРАРОТАЦИЗМ (от греч. приставки para, означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо, иными словами, нечто, похожее на ротацизм).

Ранее ротацизм называли картавостью, в настоящее время термин картавость не употребляется, вместо него часто используют выражение «недостатки, дефекты или нарушение произношения [р]».

Типичные формы ротацизма и параротацизма:

  •     отсутствие звука [р] (корова — коова, рука — ука)
  •     ротацизм велярный (лат. velum — мягкое нёбо) (корень языка сближается с нижним краем мягкого нёба, проходя через щель между языком и мягким нёбом, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию нёба, вызывая дополнительный шум и дефектное звучание [р] и [рь], т.н. велярное [р]. Данную форму дефекта, а также увулярный ротацизм ранее часто называли картавостью);
  •     ротацизм увулярный (лат. uvula — язычок) (произношение [р] и [рь] искажается за счет вибрации только маленького язычка, т.н. увулярное [р]. Данная форма дефекта также называется горловым [р]);
  •     ротацизм боковой (искаженное произношение [р] или [рь], (боковое [р]), когда при артикуляции звуков вибрирует не кончик языка, а его боковой край. Боковой ротацизм часто возникает по причинам органического характера, т.е. из-за анатомических особенностей или дефектов артикуляционного аппарата (языка, подъязычной уздечки, нёба, зубов… При боковом ротацизме вместо [р] может произноситься сочетание звуков [р] и [ль] — [рль].);
  •     ротацизм билабиальный (синонимы: лабиальный, губной, двугубный) (искажение [р] и [рь], при котором звук образуется за счет вибрации губ. При билабиальном ротацизме получается звук, похожий на [прр], так называемое кучерское [р]);
  •     ротацизм одноударный (проторный) (дефект, связанный с тем, что при правильном месте образования звуков [р] и [рь] передний край языка только однократно касается альвеол, переодические же его колебания отсутствуют. При одноударном ротацизме звук [р] может быть похож на [д], также не удается произнесение длинного рокочущего [ррррррр]);
  •     ротацизм щёчный (нарушение [р] и [рь] (щёчное [р]), при котором струя выдыхаемого воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая вибрацию одной или обеих щёк);
  •     ротацизм интердентальный (межзубный) (нарушение [р] и [рь], вызванное положением языка между зубами);
  •     ротацизм лабиодентальный (искажение [р] и [рь], вызванное образованием звука между нижней губой и верхними зубами (резцами) или верхней губой и нижними зубами);
  •     ротацизм ларингеальный (гортанный) (проявляется при экстрапирамидных заболеванияих или вызывается расщелиной нёба, звуки [р] и [рь] возникают за счет колебания сжатых ложных складок или сильно сомкнутых голосовых складок);
  •     ротацизм назальный (дефектное произнесение [р] и [рь] обусловлено колебаниями между задней плоскостью мягкого нёба и задней стенкой глотки. Назальный ротацизм возникает при неполном нёбно-глоточном затворе (при врожденном укорочении мягкого нёба));
  •     ротацизм фарингеальный (глоточный) (дефектное произнесение [р] и [рь] обусловлено образованием похожего на [р] хриплого звука между корнем языка и задней стенкой глотки);
  •     гнусавое произношение [р] (корень языка образует смычку с мягким нёбом и выдох происходит через нос);
  •     замена твердого [р] мягким [рь] (корова — корёва, рука — рюка);

***

  •     параротацизм, замена [р] на [в] ([в] произносится губами без вибрации, рука — вука, паровоз — павовоз);
  •     параротацизм, замена [р] на [д] (рука — дука, рама — дама);
  •     параротацизм, замена [р] на [ы] (рука — ыука, рыба — ыыба);
  •     параротацизм, замена [р] на [г] (рука — гука, паровоз — паговоз);
  •     параротацизм, замена [р] на [л] (рука — лука, рыба — лыба);
  •     параротацизм, замена [р] на [ль] (рука — люка);
  •     параротацизм, замена [р] на [й] (рука — йюка, рыба — йиба).

Иногда ротацизм отождествляется с формой простой дислалии, когда единственным нарушением речи является неправильное произнесение хотя бы одного из этих двух звуков.

Вместе с тем, ротацизм может быть составной частью сложной дислалии, когда наряду со звуками [р] и [рь] нарушено произношение и других групп звуков.

Также ротацизм может наблюдаться или быть следствием других более сложных нарушений, например: дизартрии, алалии, ринолалии…

Этапы коррекции ротацизма такие же, как и при коррекции любых других звуков:

  • постановка звука,
  • автоматизация звука в слогах,
  • словах и предложениях,
  • дифференциация звука при необходимости и, затем,
  • введение звука в речь.

Специфика коррекции ротацизма обусловлена нарушением, на фоне которого проявляется ротацизм, особенностями строения артикуляционного аппарата, интеллектуальным развитием логопата (логопат — человек с дефектной речью), его целеустремленностью, психологическими особенностями личности.

На фоне умственной отсталости звуки [р] и [рь] ставятся, как правило, быстро, но долго автоматизируются.

Когда при дизартрии наблюдается вялость языка, то значительное время занимает именно постановка звука.

При алалии же звуки [р] и [рь] могут появиться спонтанно, например: ребенок не говорит, нет простых звуков, таких как [м] или [б], а звук [р] уже есть.

В возрасте до 5-ти лет чистые звуки [р] и [рь], как и все остальные звуки, появляются у большинства нормально развивающихся детей по подражанию, т.е. ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно, ориентируясь на речь окружающих его людей.

Чаще всего звуки [р] и [рь] появляются у ребенка последними, если же до 5-ти лет этого не произошло или звуки сформировались искаженными, то для правильной постановки или исправления звукопроизношения требуется помощь логопеда.

Для исправления произношения [р] и/или [рь], а также для контроля за формированием этих звуков к логопеду можно обращаться в любом возрасте, начиная с 4-х лет!

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 4,86 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дислалия, Нарушения речи Метки: 

Сейчас читают:

Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов
Тренажер для развития речевого дыхания «Новогодний венок» — мастер класс Тренажер для развития речевого дыхания «Новогодний венок» — мастер класс
Индивидуальное занятие на тему: Дифференциация звуков [с]-[ш] Индивидуальное занятие на тему: Дифференциация звуков [с]-[ш]
Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях — конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях — конспект индивидуального логопедического занятия

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.