Конспект № 1 логопедического подгруппового занятия для детей ФФНР (6-7 лет)
Тема: Звуки С-Ш
Лексическая тема: «Одежда, обувь»
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Выполнение, развитие артикуляционных движений
2. Развитие речевого дыхания
3. Вырабатывать четкое произношение слогов, слов, словосочетаний;
4. Работать над эмоциональной выразительностью речи;
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Развитие связной речи.
Коррекционно — воспитательные задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение к одежде, обуви;
Материал к занятию: картинки с изображением предметов одежды со звуками (с), (ш); игрушки котенок, мышонок; вертушки на дыхание; скрепки, пуговицы;
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Ребята, встаньте в круг. Поиграем в игру «Хорошее настроение»
Покажите свое настроение соседу слева, соседу справа.
- Хорошее у вас настроение?
Дети. Да
Выполним упражнение.
Мы веселые ребята.
Будем весело шагать (шагаем на месте, высоко поднимая ноги)
Подниматься на носочки (подняться на носочки)
И на пяточках стоять (встать на пятки)
Повернемся влево, вправо (руки на пояс, повернуть туловище влево, вправо)
Покиваем головой (сделать кивок головой влево, вправо)
И похлопаем в ладоши (встать прямо)
Раз, два, три, четыре, пять (проговорить 1 -2- 3- 4 — 5)
Упражнение настроения
Покажем «тучку» — нахмурим бровки и «Веселое солнышко» — улыбнулись.
- Ребята, когда показываем тучку, что делаем?
Дети. Нахмуриваем бровки.
- Ребята, а когда показываем солнышко?
Дети. Улыбаемся.
Дети выполняют упражнение перед зеркалом.
- Ребята, покажем ветерок – слабый ветерок, сильный ветерок. Подуем на вертушку.
- Надуем шарик, сдулся шарик (вдох носом – выдох носом, вдох носом – выдох ртом)
II. Тема занятия звуки (с), (ш)
- Возьмемся, ребята, за руки, встанем в круг, поиграем
Присели, произносим звук (с — с – с)
Встали, руки вверх: длительно проговорим – (Ш – Ш – Ш)
1. Упражнения с колечками
- Ребята, проговорим слоги с колечками:
Дети одевают поочередно колечки на пальцы, начиная с большого пальца, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Проговариваем: са – са – са – са – са
Снимаем поочередно колечки: обратные слоги – ас – ас – ас – ас — ас
Колечки поочередно одеваем и проговариваем: ша – ша – ша – ша – ша
Затем снимаем, называем обратные слоги: аш – аш – аш – аш – ащ
2. В гостях у нас сегодня мышонок Тишка и котенок Киска.
Мышонок любит слова со звуком (ш), котенок Киска – со звуком (с).
Детям даются предметные картинки «Одежда и обувь».
Дети подбирают картинки со звуком (Ш) – шапка, шарф, штанишки, шубка, рубашка, шнурки.
Котенку картинки со звуком (с) – сарафан, носочки, свитер, кроссовки, сапоги, сандалии.
3. — Ребята, проговорите звуки (с), (ш) в словах
- Поиграем со словами: придумаем слова к словам мышонок, киска.
Шустрый мышонок, шумный мышонок, смелый мышонок;
Пушистая киска, пушистая шерстка, серая шерстка, быстрая кошка.
4. Пальчиковая гимнастика.
- Ребята, поиграем с пальчиками: выполним упражнения:
У кошки – царапки
Мягкие лапки (показ «царапки», «мягкие лапки»)
У мышонка Тишки – острые зубки «показ – пальцами одновременно стучим по столу пальцами»
5. «Угостим Тишку» Развеселим Тишку и Киску.
- Послушайте чистоговорку, затем проговорите.
Мышонок Тишка любит сушки.
В каких словах вы слышите звуки (с), (ш)
Дети. В слове сушки звуки (с), (ш)
- Еще послушаем чистоговорку:
Кошка Киска любит есть из миски и греться на солнышке.
- Назовите слова со звуками (с).
- Чем мы угощали Тишку?
Дети. — Сушками.
- Что любит Киска?
Дети. Киска любит есть из миски.
Дети проговаривают чистоговорки: кто лучше проговорит?
6. Сегодня, ребята, мы будем делать шерстку кошке из скрепок.
Детям даются скрепки и они их прикрепляют к трафарету.
III. Ребята, что вы узнали на занятии?
Конспект №2 подгруппового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ФФНР
Тема: Звуки «с — ш»
Лексическая тема: «Ткани»
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Формирование фонематического слуха
2. Развитие артикуляционных движений
3. Развитие сенсорики.
4. Развитие мелкой моторики
5. Развитие речевого выдоха
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к вещам
Предварительная работа: нарисовать, написать скороговорки со звуками «с», «ш»
Материал: различная ткань, воздушные шарики; тетради, ручки;
Ход занятия:
I. Круг приветствия:
- Ребята, давайте посмотрим, кто –то прислал нам корзиночку.
Давайте посмотрим что же в корзиночке?
Дети. Шарики.
- Давайте надуем шарики!
- Вот какие чудесные шары!
- Как мы надували шарики?
- с – с – с
- Как сдулся шарик?
- ш- ш – ш
- Проговорим вместе: с — с – с — ш – ш – ш
- Какое у вас настроение?
Дети: — Веселое, радостное!
- Ребята, назовите цвета шариков!
Дети. Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий
- Давайте скажем цвета настроения:
Ответы детей:
- Веселое – оранжевое
- Грустное – зеленое
- Радостное – красное
II. Одежда
1. Посмотрим, что же еще в корзиночке?
- Кусочки ткани.
- Посмотрим что это за ткань? Потрогаем ручками.
- Легкая, тонкая, прозрачная, цветная, полосатая, однотонная, ворсистая
Дети трогают ткань руками.
- Для чего нужна ткань?
Дети. Из ткани делают одежду.
«Назовите действие» Что делают с одеждой?
Дети. — Стирают, сушат, гладят, складывают, вешают, зашивают, одевают, носят;
2. «Скажи наоборот»
Одевать – снимать
Застегивать – расстегивать
Разбрасывать – складывать
Шнуровать – расшнуровывать
Рвать – зашивать
Завязывать — развязывать
3. — Посмотрите, ребята, какое письмо прислал нам почтальон?
- Что – то здесь написано.
- Кто сможет прочитать?
- Давайте будем учиться читать слоги
- Пойди Саша, найди букву занятия «песенку водички» звук «С»
- Звук «С» — согласный, твердый, глухой
- А, О, У, Ы – гласные
Читаем слоги: СА СО СУ СЫ
4. Работа в тетради: запишите слоги:
Дети записывают в тетрадь: са со су сы ас ос ус ыс
Назовите букву: показ буквы (Ш)
- звук (Ш) – твердый согласный, глухой;
- Составьте слоги с гласными: А У О Ы
- Чтение слогов: ША ШУ ШО ШИ
- Запишите в тетрадь слоги: ша шу шо ши аш ош уш ыш
5. К вам пришел Петрушка. Будем заучивать скороговорки:
У Саньки новые сапоги.
- Какой звук спрятался в скороговорке?
- Давайте проговорим. Какой звук я проговариваю длительно?
Дети. Звук (С)
- Все вместе проговорим, выделяя звук (С)
- Кто проговорит четко, громко, тот и молодец!
- О чем говорится в скороговорке?
Дети. О Саньке. Что у Саньки новые сапоги.
- Еще одна скороговорка.
Логопед. Достает из конверта скороговорку.
Шила шубку, сшила юбку
Шила шапку, сшила шлепку!
Хороша швея Наташа!
- Проговорим, ребята, скороговорку.
- Какие звуки мы проговаривали длительно?
Дети. Звуки (С), (Ш)
Логопед. Говорим медленно, четко проговариваем звуки (С — Ш)
Логопед. Сейчас проговорим быстро. Затем еще быстрее.
Логопед. Кто, ребята, расскажет Петрушке скороговорку?
Петрушка – веселый сказочный герой. Как мы будем проговаривать скороговорку?
Дети. Будем говорить весело.
III. Коврик из кусочков ткани.
Посмотрите, ребята, какой коврик.
Сегодня мы с вами будем делать коврик из кусочков ткани.
Будем вырезать геометрические фигуры.
Затем выкладывать узор. Приклеивать ткань.
Дети называют виды ткани и вырезывают нужные фигуры.
IV. Оценка работ учеников.
- Что делали на занятии?
Верхозина Валентина Ивановна,
учитель-логопед