Самоанализ фронтального логопедического занятия

Самоанализ фронтального логопедического занятия по сюжетной картинке «Снеговик».

Занятие представлено здесь.

Тема занятия соответствовала перспективному плану и программе обучения и воспитания.

Целью занятия являлось составление детьми рассказов о конкретных объектах картины с использованием метафор, представляя их в прошлом, настоящем и будущем времени.

На занятии решались:

1. Образовательные задачи: закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;

2. Развивающие задачи:

  • закреплять умение определять состав картины, моделировать его,
  • устанавливать взаимосвязи между объектами на картине, моделировать их,
  • упражнять в образовании и употреблении относительных и качественных прилагательных,
  • согласовывать их с существительными,
  • создавать образные характеристики объектов путем составления метафор,
  • работать над составлением рассказов о конкретных объектах, представляя их прошлое и будущее,
  • работать над четкостью дикции,
  • интонационной выразительностью речи,
  • развивать внимание, воображение, творческое мышление;

3. Воспитательные задачи: воспитывать умение сопереживать героям картины, понимать их чувства.

Технология построения занятия с точки зрения деятельностного подхода состоит из следующих аспектов.

Занятие проходило в несколько этапов. Положительных психологический настрой был создан в начале занятия, в процессе которого дети приветствовали присутствующих, используя разные формулировки приветствия, что создавало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом, принять на занятии незнакомых людей.

Вводно–организационный этап содержал загадки зимнего содержания, которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное, направленное внимание.

Содержанием мотивационно – побудительного этапа стало создание сюрпризных моментов: появление волшебников Дели, Давай, Отставай и Забегай, проведение игр «Подзорная труба», «Волшебный гость», «Что может быть таким же», «Угадай волшебника», «Как можно назвать». Это создало у детей внутреннюю мотивацию на деятельность. Они участвовали в моделировании связей слов в предложениях с использованием таблицы объектов картины.

На этапе актуализации проходила тренировка мыслительных операций, присутствующих во многих заданиях: например, предлагалось представить, что было раньше с воронами, снеговиком, Машей, Викой, Аней, что с ними случится потом (игра «Что было и что будет?»). Применяя такие приемы, мы развивали умение осмысливать предметы и явления окружающей действительности, учили детей осознавать преобразования объектов во времени.

На этапе получения новых знаний дети закрепляли известные им и знакомились с новыми свойствами и качествами предметов, учились их сравнивать, находили похожие, общие признаки. Дети составляли метафоры, используя карточки с изображениями предметов, имеющих общие качества и признаки. Происходило расширение объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов картины, их связях.

Во время динамической паузы мы продолжали работу по упражнению детей в подборе похожих по определенному признаку объектов, связанных с темой занятия: дети двигались и отвечали на вопросы, составляя метафоры. Они упражнялись в умении работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции.

На этапе практического применения полученных знаний и умений дети составляли рассказ об определенном герое, используя схему рассказа, выполняя определенные инструкции педагога к нему: например, обязательным являлось упомянуть, что было с героем до изображенного на картине, что будет после, а также использование метафор. Дети старались выполнить инструкции, пользовались схемой, формировали навыки самоконтроля при оценке своих рассказов. Они взаимодействовали с другими детьми: помогали, договаривали, дополняли рассказы.

На заключительном этапе занятия прошло обсуждение рассказов, объяснение оценок, данных рассказам в соответствии с выполнением инструкции логопеда. Дети демонстрировали осознание себя как участников творческого процесса, сформированность элементарных навыков самооценки.

Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая и обширная наглядность, сюрпризный момент, встреча с волшебниками, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия играми и заданиями, оно продолжалось 30 минут. Использовались здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики.

В процессе занятия реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей «Познание» (расширение знаний о зимних явлениях), «Коммуникация» (дети упражнялись в речевом общении взаимодействии со сверстниками, логопедом, незнакомыми людьми).

На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.


Митина Людмила Алексеевна
 

Митина Людмила Алексеевна,
учитель-логопед,
МДОУ д/сад №7 «Родничок»,
г. Богородицка Тульской области
 

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Отзывы к материалу: "Самоанализ фронтального логопедического занятия"

  1. лариса:

    Давно не видела такого подробного и качественного самоанализа! Очень хорошо разобран и расписан каждый этап занятия. Большое спасибо.

  2. Наталья:

    Всеобъемлющий конспект, детальный самоанализ. Огромное спасибо! Есть чему поучиться начинающему специалисту.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.