Программа логопедической работы по коррекции письменной речи (ОНР, нарушение письма)

Рабочая программа
Данная программа логопедической работы предполагает коррекцию письменной речи у обучающихся с ОНР в соответствии с ФГОС НОО. Программа рассчитана на 3 года. В каждом году обучения прописаны предметные, метапредметные и личностные результаты.

Программа логопедической работы по коррекции письменной речи (ОНР, нарушение письма).

Программа логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи разработана на основе Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе и с учётом требований ФГОС НОО

Цель логопедических занятий: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первично), в освоении общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Задачи:

  • формирование речедвигательных представлений (артикуляционная моторика);
  • формирование и развитие речеслуховых представлений (фонетико-фонематических, темброво-интонационных);
  • развитие зрительно-двигательных представлений (мелкая моторика, графомоторный навык);
  • развитие пространственных представлений (величина, форма, пространственная ориентация);
  • развитие временных представлений;
  • развитие произвольного слухового, зрительного внимания;
  • формирование и развитие вербально логической, образной, двигательной памяти.
  • развитие умственных операций (умение сравнивать, анализировать и синтезировать, конкретизировать и обобщать, делать выводы и заключения);
  • развитие умения выделять и удерживать цели и способы деятельности, проверять ее результаты;
  • развитие познавательных отношений (стремление приобрести знания, разобраться в явлениях действительности, понять их, найти им объяснение);
  • формирование интеллектуальных чувств (удовлетворение при овладении знаниями, умениями и навыками);
  • формирование фонематического восприятия;
  • формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
  • формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
  • формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;
  • формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;
  • развитие связной речи;
  • развитие процессов чтения и письма;
  • установление логических и языковых связей между предложениями;
  • уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
  • развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
  • развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
  • развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
  • обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
  • обучение конструированию сложного предложения.

Логопедические занятия реализуются преимущественно на ступени начального общего образования с обучающимися, имеющими общее либо фонетико-фонематическое недоразвитие речи, препятствующие успешному овладению предметом «Русский язык». Количество часов за весь период обучения составляет 218 часов по 3 часа в неделю в первый год обучения (87ч.), на втором году – по 2 часа в неделю (58ч.), на третьем году обучения в 1 полугодии 2 часа в неделю, со второго полугодия – по одному часу (43ч.). За все три года обучения 30 часов отводится на вводный, промежуточный и итоговый мониторинг состояния устной и письменной речи обучающихся.

Планируемые результаты

Предметные результаты логопедической коррекции нарушений письменной речи должны отражать знания обучающихся:

  • о гласных и согласных звуках и буквах;
  • о понятиях: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
  • о том, чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
  • о графическом обозначении слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
  • о правописании предлогов и приставок.
  • о признаках родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);
  • о составе слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;
  • о правописании суффиксов и приставок;
  • о частях речи;
  • о том, как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
  • о главных и второстепенных членах предложения;
  • о сложном предложении и его составе; о видах связи в сложном предложении;
  • о видах связи в словосочетании (смысловые и логические).

К концу обучения обучающиеся смогут:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
  • определять ударные и безударные гласные, слоги;
  • определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
  • определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
  • производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
  • графически обозначать звуки, слоги и слова;
  • распознавать части речи и их основные признаки;
  • изменять слова по числам, родам и падежам;
  • определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
  • производить разбор слова по составу;
  • различать понятия словоизменение и словообразование;
  • выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
  • устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;
  • устанавливать связи между частями сложного предложения;
  • составлять и анализировать сложное предложение.

1-й год обучения (2 класс)

Личностные результаты

  • Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебной ситуации, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Осознание необходимости самосовершенствования;
  • Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи и усилиями, трудолюбием;
  • Сформированность интереса к поиску ошибок и их исправлению.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Умение ставить цели и задачи по поиску ошибок и их решению на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;
  • Составление алгоритма действий (умение определять последовательность операций с учётом конечного результата);
  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Использование знаково-символических средств;
  • Умение позитивно относиться к процессу общения, слушать собеседника, умение задавать вопросы;
  • Умение планировать общие способы работы по поиску ошибок и их исправлению.

Предметные результаты

  • Дифференцирование звуков и букв, гласных и согласных звуков, согласных звуков по различным основаниям (звонкости-глухости, мягкости-твёрдости)
  • Дифференцирование букв, сходных по написанию;
  • Дифференцирование звуков, схожих по звучанию;
  • Определение последовательности звуков в слове;
  • Определение места звука в слове;
  • Определение сильной и слабой позиции звука в слове;
  • Умение определять количества слогов в слове и осуществлять перенос;
  • Развитие орфографической зоркости;
  • Умение правильно применить правило.

2-й год обучения (3 класс)

Личностные результаты

  • Сформированность внутренней позиции школьника (положительное отношение к школе и логопедическим занятиям, чувство необходимости учения; предпочтение оценке своих знаний отметке);
  • Сформированность познавательных мотивов;
  • Открытость изучению нового;
  • Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои ошибки, поступки.

Метапредметные результаты

  • Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Способность планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать как в ситуации успеха, так и неуспеха;
  • Умение использовать различные способы поиска учебной информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль.

Предметные результаты

  • Сформированность понятий «однокоренные» и «родственные слова»;
  • Умение осуществлять морфемный разбор слов: выделять корень, приставку, окончание, суффикс, основу слова;
  • Умение определять формы слова;
  • Умение образовывать новые слова суффиксальным, префиксальным, префиксально-суффиксальным способом;
  • Дифференцировка приставок и предлогов;
  • Сформированность понятий о частях речи;
  • Умение определять род, число, падеж имени существительного;
  • Умение определять род, число, падеж имени прилагательного;
  • Умение определять время, род, спряжение глагола, понятие об инфинитиве;
  • Умение осуществлять морфологический разбор слова.
  • Орфографическая зоркость;
  • Умение видеть ошибкоопасное место и применить алгоритм по нахождению верной орфограммы.

3-й год обучения (4 класс)

Личностные результаты

  • Сформированность познавательных мотивов;
  • Стремление к самоизменению и самосовершенствованию;
  • Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях;

Метапредметные результаты

  • Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • Умение внести коррективы в выбранный либо составленный план (алгоритм) действий;
  • Умение обосновывать свою точку зрения;
  • Умение строить понятные для партнёра высказывания, планировать совместные способы работы;
  • Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
  • Умение осуществить рефлексию своих действий, предполагая полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Предметные результаты

  • Умение определять грамматическую основу предложения;
  • Умение находить второстепенные члены предложения;
  • Умение по вопросам определить главные и второстепенные члены предложения;
  • Умение соблюдать порядок слов при записи предложений;
  • Умение отличать связный текст от набора слов, словосочетаний, предложений;
  • Умение составлять предложения из заданного набора слов без пропуска членов предложения и повторов;
  • Составлять тексты в 8-10 предложений, связывая их между собой по смыслу и используя для этого лексические повторы, личные местоимения, наречия;
  • Умение выполнять творческие письменные работы (сочинение-описание, изложение, и т.д.)

По итогам 3-хлетнего логопедического обучения обучающийся будет иметь:

  • Орфографическую зоркость (умение видеть и предвидеть ошибкоопасные места; умение самостоятельно распознать ошибку и исправить её, применив соответствующее правило);
  • Сформированность лексико-грамматических представлений («языковая грамотность»: отсутствие аграмматизмов в устной и письменной речи, умение грамматически и логически грамотно составлять устные монологи, писать сочинения и изложения, вести диалог);
  • Сформированность фонетико-фонематических представлений (умение дифференцировать фонемы на слух, умение характеризовать их особенности, умение выполнять фонетический разбор, умение переводить графемы в фонемы);
  • Сформированность морфологических представлений (знания о самостоятельных и служебных частях речи, их характеристиках, особенностей написания, согласования друг с другом);
  • Способность семантического и логического анализа текста, с целью выделения предложений, слов, орфограмм.
  • Умение поиска адекватных алгоритмов решения орфографических задач;
  • Способность проверить и оценить выполненное действие (умение правильно проверить и оценить свою работу);

Содержание логопедических занятий

1 год логопедического обучения

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки и буквы. Гласные буквы звуки и буквы.  Звук и буква А. звук и буква О.  Звук и буква У. Звук и буква Э. Звук и буква Ы. Звук и Буква И. Буквы Я, Ё, Е, Ю. Ударение: гласные ударные и безударные. Согласные звуки и буквы.Место образования звука. Способ образования звука. Парные согласные по звонкости-глухости. Звуки и буквы Б-П. Звуки и буквы В-Ф. Звуки и буквы Г-К. Звуки и буквы Д-Т. Звуки и буквы З-С. Звуки и буквы Ж-Ш. Непарные согласные звуки и буквы Й, Л, М, Н, Р, Х, Ц, Ч, Щ.Парные согласные по мягкости-твёрдости.Обозначение мягкости согласного гласными второго ряда. Обозначение согласного буквой Ь. Звуки Б-Бь. Звуки В-Вь. Звуки Г-Гь. Звуки Д-Дь. Звуки З-Зь. Звуки К-Кь. Звуки Л-Ль. Звуки М-Мь. Звуки Н-Нь. Звуки П-Пь. Звуки Р-Рь. Звуки С-Сь. Звуки Т-Ть. Звуки Ф-Фь. Звуки Х-Хь. Непарные согласные звуки Й, Ч, Щ, Ш, Ж, Ц. Буквы ь и ъ. Функции буквы Ь. Значение буквы Ъ.Понятие о слоге. Открытые слоги. Закрытые слоги. Слоги со стечением согласной. Слоговой анализ и синтез. Односложные слова. Слова из двух-, трёх, и более слогов. Слоговые схемы. Перенос. Правила переноса.
Слово. Многообразие слов. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Фразеологизмы.
Слово. Словообразование.Корень слова. Однокоренные слова. Приставка. Суффикс. Способы образования новых слов. Сложные слова.  Предлоги.
Слово. Словоизменение и согласование слов. Форма слова. Окончание слова.  Слова-предметы. Понятие об имени существительном. Имена собственные и имена нарицательные. Большая буква в именах нарицательных. Изменение имён существительных по числам.  Род имени существительного. Изменение имён существительных по падежам. Родительный падеж. Винительный падеж. Дательный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Три склонения имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Слова-признаки: имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по родам. Склонение имён прилагательных. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде, числе и падеже. Понятие о местоимении. Личные местоимения. Согласование местоимения и имени существительного. Глагол. Неопределённая форма глагола. Лицо и число глагола. Время глагола. Спряжение глагола. Согласование глагола с именем существительным.
Предложение. Предложение и его виды. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Заглавная буква в начале предложения. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространённые предложения. Нераспространённые предложения. Однородные члены предложения. Запятая при однородных членах предложения. Простые и сложные предложения.
Текст.Текст, его виды. Части текста. Типы текстов. Письменные творческие работы (написание сказок, сочинений, былин, потешек, сочинений-описаний, изложений).

3) Тематическое планирование

1 год обучения (87ч.)

Раздел 1. Звуки и буквы (87ч.)

Тема

Количество часов

1. Звуки и буквы русского языка. Алфавит.

1

2. Гласные звуки и буквы.

20

3. Согласные звуки и буквы.

52

4. Буквы Ь и Ъ.

3

5. Слог. Перенос.

11

2 год обучения (58ч.)

Раздел 2. Слово (58 ч.)

Раздел 2.1. Многообразие слов (9ч.)

1. Слово и его значение.

1

2. Однозначные и многозначные слова

1

3. Омонимы.

1

4. Синонимы.

2

5. Антонимы.

2

6. Паронимы.

1

7. Фразеологизмы.

1

Раздел 2.2. Словообразование (14ч.)

8. Корень слова. Однокоренные слова.

2

9. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов.

2

10. Приставка. Префиксальный способ образования слов.

2

11. Предлоги и приставки.

4

12. Способы образования новых слов. Сложные слова.

4

Раздел 2.3. Словоизменение и согласование слов (35ч.)

13. Форма слова. Окончание.

2

14. Имя существительное.

13

15. Имя прилагательное.

6

16. Местоимение.

3

17. Глагол.

11

3 год обучения (43ч.)

Раздел 3. Предложение (21ч.)

1. Виды предложений.

1

2. Связь слов в предложении.

3

3. Главные члены предложения.

5

4. Второстепенные члены предложения.

6

5. Распространённые и нераспространённые предложения

2

6. Однородные члены предложения.

2

7. Простое и сложное предложение.

2

Раздел 4. Текст (22ч.)

8. Понятие о тексте

1

9. Части текста

1

10. Типы текстов

3

11. Развитие речи (написание творческих письменных работ с само- и взаимопроверкой)

17

Савельева Александра Анатольевна,
учитель-логопед
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №129″,
г. Новосибирск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Документы Метки: 

Сейчас читают:

Общий план методической работы учителя-логопеда на учебный год Общий план методической работы учителя-логопеда на учебный год
Программа логопедической работы с обучающимися с ОВЗ Программа логопедической работы с обучающимися с ОВЗ
Программа по развитию речи «Речевичок» для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет Программа по развитию речи «Речевичок» для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.