Семейная гостиная: «Буду чисто говорить!»

Автоматизация звуков в речиРодительское собрание, которое проводит учитель-логопед в виде семинара-практикума, направленно на автоматизацию звуков в речи.

Задачи:

  • Показать родителям необходимость для ребенка иметь правильное звукопроизношение для успешного овладения чистой речью.
  • Заинтересовать родителей играми, направленными на автоматизацию звуков
  • Помочь родителям сформировать у детей интерес к «языку и его законам».

Ход родительского собрания

Уважаемые родители! Сегодня я пригласила вас посетить нашу семейную гостиную. Главная задача нашего сбора настроится на диалог и на творчество!

Как часто мы видим, насколько трудно донести до маленького человека то, к чему не лежит его душа!

Итак, главная задача сделать так, чтобы детям хотелось заниматься. А это бывает тогда, когда занятия вплетены в жизнь ребенка, привязаны к его интересам, которыми он живет, когда учебные задания вырастают из главных дел. А главное дело в жизни дошкольника – что? (игра). В какую игру можно вплести любое наше задание? Может быть он любит самолеты? Поиграем в пилотов которые летят на самолете. Расправили крылья, приготовили язык и полетели. Л-Л-ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ, наш рейс пуст, соберем пассажиров. Дети и взрослые, пофантазируйте и придумайте пассажиров, в названии которых есть звук Л…

Вот мы придумали, обучающую игру, которая поможет автоматизировать поставленные звуки…

Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. А как вы их преподнесете ребенку зависит от интересов ребенка и от вас.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное- по дороге домой, чтобы не отвлекаться вечером от домашних дел!

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование следующих игр и упражнений, в которые мы сейчас и поиграем.

Участниками будете вы и дети.

Предлагаются игры для проигрывания со взрослыми и детьми:

«Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.(Скажи РА столько раз, сколько ты услышишь хлопков.).

“Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз с заданной мелодией.

РА-РА-РА-РА-РА,
РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 “песенок”-слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

“Проведи слог по звуковой дорожке”.

Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая дорожка ведёт по кочкам, и слоги произносятся то громко, то тихо. Третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок с трудом пользуется поставленным звуком. Выполнять задания необходимо регулярно. Упражнения на проговаривание выполнять в течение 5-10 минут.

Можно использовать такие игровые приемы, как «повтори столько раз, сколько ты услышал хлопков», «брось мяч и повтори за мной…».

Игры на автоматизацию звуков в словах

Итак, следующие игры направлены на автоматизацию звуков в словах:

Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова».

Данная игра будет способствовать автоматизации звуков в словах и слогах.

Ход игры.

Логопед говорит детям: «Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни». Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят мяч и, бросая его обратно, назывют целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Игра «Всезнайка».

Эта игра поможет развить связную речь, быстроту мышления.

Дети должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например со звука [л].

Как тебя зовут?
Где ты живешь?
Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до автоматических движений. От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи, будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а, значит, успешность адаптации ребенка в школе.

Игры со скороговорками

Скороговорки – отличное упражнение для улучшения дикции, автоматизации звука в речи.

Детям очень нравятся стишки-скороговорки, потому что в них уже заложен какой-то сюжет. И ребенок, проговаривая такую скороговорку, в голове представляет себе, о чем там говорится.

Итак, игра со скороговорками заключается в следующем: нам нужна шахматная доска и фишки для каждого игрока (мы используем маленькие фигурки из киндер-сюрпризов). Для игры нам еще необходимы скороговорки. Выбирайте скороговорки, соответственно возрасту детей и не очень сложные, чтобы со второго, третьего раза ребенок мог такую скороговорку произнести достаточно хорошо.

Мама, или любой другой взрослый — это судья. Дети – игроки.

Игроки ставят свои фишки на любой угол шахматной доски — это наш старт. По ходу игры игроки будут передвигаться на определенное количество клеточек по кругу. И кто первым пройдет круг, тот и победитель. Для большего интереса можно условиться пройти не один круг, а, например, пять. Итак, начинаем игру.

Мама говорит первую скороговорку. Первый игрок повторяет ее. Если ребенок сказал скороговорку очень хорошо, мама говорит ему, что он может перейти на 3 хода вперед. Если средненько – то на 2, ну а если совсем плохо – то на 1. Вы, как судья, можете дать возможность игроку исправиться: еще раз повторить скороговорку, но не более трех раз.

Затем ход переходит ко второму игроку. Он повторяет ту же скороговорку и также получает мамину оценку. Вот поэтому-то и желательно, чтобы первым ходил старший, тогда у младшего будет время повторить эту скороговорку про себя, пока ходит его соперник.

Дальше мама говорит вторую скороговорку и так далее, пока у вас не кончатся скороговорки или пока игроки не пройдут определенное число кругов..

Итак, игра начинается.

Игра «Паровозик».

На каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки, после этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести свою скороговорку целиком.

Игра «Эхо».

Участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий.

Игра «Проговори стихотворение, скороговорку».

Цель: развитие просодической стороны речи (темпа, высоты, силы голоса, интонации), автоматизация звуков.

Проговорить скороговорку или стихотворение медленно, быстро, громко, тихо, как иностранец, голосом лисы, голосом волка.

Купила бабуся бусы Марусе.
Бобр добр до бобрят.
Три сороки тараторки тараторили на горке.

Игра «Выключи звук».

Ведущий медленными движениями губ и при необходимости языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников — угадать какую скороговорку произнес ведущий.

Игра «Распускающийся цветок».

Представьте, что рука — это стебель нашего цветка. По мере проговаривания цветок растет и распускается.

Вы сегодня меня порадовали играми, своим актерским мастерством, фантазией, поэтому я решила преподнести вам сюрприз вам и вашим детям.

Если вам понравилось игры, у вас хорошее настроение и вы будете применять их на практике возьмите красные шары, если у вас есть стремление проявлять фантазию в играх с вашими детьми возьмите синие шары.

А еще я дарю буклеты, в которых содержится практический материал необходимый для автоматизации звуков.

Можно придумать множество подходов, но самый лучший, будет свой неповторимый — Ваш и Вашего ребенка. Желаю вам светлых и радостных минут!

Сафонова Татьяна Дмитриевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «ЦРР – детский сад №20 «Сказка»,
г. Ханты-Мансийск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 3,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.