Семинар-практикум для педагогов «Организация и планирование занятий по звукопроизношению и обучению грамоте»

1 занятие семинара

Обучение грамотеВ подготовительных специальных (коррекционных) группах V вида, как правило, находятся дети, имеющие различные речевые нарушения, разный уровень подготовленности к усвоению программ, предусмотренных для данного возраста детей с учетом логопедического заключения.

Среди воспитанников – как дети, успешно усвоившие программу старшей группы, но имеющие еще определенное отставание в речевом развитии, так и дети, впервые начавшие посещать речевую группу.

Разноуровневый состав воспитанников групп обуславливает определенные трудности при планировании коррекционной работы, требует тщательного продумывания каждого этапа занятия на основе дифференцированного и индивидуального подхода, особенно в условиях фронтальной работы.

В соответствии с рекомендациями программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной все обучение условно делится на три периода, в течение которых предполагается проведение занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте:

  • 1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь (2 занятия по звукопроизношению).
  • 2 период – декабрь, январь, февраль (2 занятия по звукопроизношению, 1 занятие по обучению грамоте).
  • 3 период – март, апрель, май (1 занятие по звукопроизношению, 2 занятия по обучению грамоте).

В программе Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной занятия по обучению грамоте детей с ОНР предусмотрены со 2 периода (в подготовительной к школе группе).

Опыт работы многих учителей-логопедов, а также рекомендации некоторых современных авторов (Л.Б. Баряева, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина), доказывают, что целесообразнее обучение грамоте начинать с первого периода, совмещая с занятиями по формированию звукопроизношения.

Таким образом, в течение учебного года может быть проведено 90 занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте.

Предложенное в пособии примерное перспективное планирование рассчитано на максимальное количество занятий (90), но в практической работе, с учетом возможных затруднений, в зависимости от состава группы, характера речевых нарушений детей, их особенностей и возможностей, учитель-логопед может регулировать объем материала (количество изученных букв, содержание материала занятий) по своему усмотрению.

При корректировании плана желательно сохранить предложенную последовательность изучения звуков и букв, так как материалы для чтения, звукового анализа и синтеза разработаны с учетом данной последовательности.

Основные задачи логопедической работы по данному разделу обучения:

  • закрепить навык правильного произношения звуков в самостоятельной речи;
  • закрепить навык произношения слов различной слоговой структуры;
  • сформировать у детей систему четко различимых, противопоставленных друг другу фонем;
  • формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • формировать навыки языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
  • сформировать навык слогового осознанного чтения;
  • формировать элементарные навыки письма (используя кассу букв, самостоятельное печатание).

Структура перспективного планирования соответствует комплексному подходу к решению поставленных задач; содержание работы предусматривает поэтапное формирование системы знаний, умений и навыков у детей.

Структура плана включает 4 основных раздела:

  1. темы занятий,
  2. формирование фонетико-фонематической стороны речи,
  3. формирование языкового анализа и синтеза,
  4. примерный речевой материал для формирования навыка чтения.

Темы занятий сформулированы в соответствии с запланированным порядком работы над звуками и изучения букв.

Содержание работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи предполагает:

  • закрепление правильного произношения звуков,
  • развитие темпо-ритмической стороны речи,
  • развитие фонематического слуха, восприятия, фонематических представлений.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза предусматривает работу на различных уровнях: предложения, слова, слога, звука, буквы, с использованием различных опор, схем, моделей, кассы букв.

При формировании навыка чтения ведущим является аналитико-синтетический метод, в особых случаях возможно использование глобального и полуглобального (слогового) метода обучения чтению.

Основной единицей при первоначальном обучении чтению является слог, поэтому дидактический материал в планирование представлен различными видами слогов, слоговыми таблицами для развития навыка чтения; словарный материал подобран в соответствии с изученными буквами, слова сгруппированы на основе общности слоговой структуры с постепенным усложнением.

Объем материала для чтения используется на занятии в зависимости от возможностей каждого ребенка. Предложенный в планировании дидактический материал для чтения позволит обеспечить индивидуальный, дифференцированный подход при обучении. Данный материал может быть использован и для индивидуальных занятий учителями-логопедами, восптателями речевых групп, родителями.

Порядок изучения звуков и букв разработан на основе изучения научной литературы, в соответствии с некоторыми основополагающими принципами: онтогенетическим принципом, принципом учета артикуляционных возможностей детей, принципом учета фонетических характеристик звука, позволяющими обеспечить качественный отбор учебного материала и определить последовательность его изучения на занятиях по обучению грамоте.

В планировании предусмотрено параллельное изучение звуков и буквы на занятиях, что способствует процессу запоминания графического образа буквы, закрепляет звукобуквенные связи, ускоряет формирование навыка послогового чтения. Предложенная последовательность изучения звуков и букв проходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе: А, У, И, О, М, П, Н, Т, К, Ы, Б, Д, Г, Э, Х, В (звуки раннего онтогенеза, определяющие ядро фонологической системы русского языка) Е, С, З, Ф, Ш, Ж, Й, Ц, Л, Ч, Р, Щ, Я, Ю, Ё, ь,ъ.

Данный порядок предусматривает возможность формировать фонематические процессы на основе фонематических противопоставлений (в соответствии с патогенетическим принципом). Фонематические противопоставления вырабатываются при обучении детей умениям дифференцировать фонемы на слух (восприятие) и в произношении (воспроизведении), поэтому при планировании достаточное количество занятий отведено дифференциации звуков и соответствующих им букв.

Также основанием выбранной последовательности букв является частотность звуков в словах, с которыми ребенок может встретиться в предложениях и текстах. Это позволяет как можно раньше начать читать осмысленные фразы, включающие глаголы. С этой целью во второй период обучения включено изучение буквы Е, так как данная буква дает возможность расширить количество глаголов для чтения, а изучение буквы Ф, соответствующей звукам раннего онтогенеза, отнесено на более поздний период из-за ограниченного использования при чтении.

На изучение каждого звука (пары звуков) и соответствующей буквы рекомендуется отводить не менее 2-3 занятий, что позволяет постепенно усложнять материал, опираясь на имеющиеся у детей навыки и умения, определять приоритетные для данного занятия направления работы, регулировать объем и содержание речевого материала.

Например, на первом занятии по теме «Звуки [м]-[м']. Буква Мм» работа направлена на формирование акустико-артикуляционных образов звуков, развитие слухового внимания, фонематического восприятия, умения выделять звук на фоне слова, из ряда других звуков; при формировании элементарных навыков звукового анализа и синтеза используются различные опоры: утрированное произнесение звуков логопедом, использование фишек, схем; анализируются пока только обратные слоги («ам», «ум»). В конце занятия, при условии успешного выполнения детьми предложенных заданий, возможно знакомство с графическим образом буквы для создания и первичного закрепления связи звуков с буквой, обозначающей их.

При знакомстве с буквой используется принцип многосенсорности. На следующем занятии образ буквы закрепляется, формируется умение читать обратные и прямые слоги с данной буквой; фонематический анализ проводится с привлечением изученных букв (звукобуквенный анализ), прочитанные слоги анализируются и выкладываются с помощью кассы букв. Таким образом, системный подход реализуется не только в содержании материала по всему разделу плана, но и внутри каждого блока занятий, объединенных общими звуками и буквой.

Важной задачей при обучении чтению является параллельное формирование технической и смысловой стороны чтения. С первых занятий по обучению грамоте предусматривается работа над понятием «предложение», формируется умение анализировать предложение на слух и при чтении. Поэтому рекомендуется широко использовать прием чтения предложений с картинками, схемами, обозначающими слова, подходящие по смыслу.

2 занятие

Методические рекомендации по формированию навыков языкового анализа и синтеза на занятиях по обучению грамоте.

Содержание работы по формированию навыков языкового анализа и синтеза включает в себя:

  • формирование умения анализировать предложения (количество слов, их порядок и последовательность);
  • формирование навыка звукового анализа и синтеза;
  • формирование навыка слогового анализа и синтеза;
  • формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

Предложение.

Первый период начинается с подготовительного этапа (2-3 занятия) , где детей знакомят с понятиями «слово», «предложение». Обучают самым простым операциям с ними.

На первом занятии детей знакомят с понятием «слово». Объясняется, что каждое слово имеет свое значение, для этого следует учить детей отличать слова от бессвязного набора звуков. Можно использовать следующие приемы:

Логопед произносит то слова, то произвольные сочетания звуков (например, «кракамук»), а ребенок устно или определенным сигналом отмечает, когда было произнесено слово, а когда – набор звуков.

Ребенок сам называет слова и придумывает псевдослова.

Логопед произносит слова искаженно, меняя, например, порядок слогов или заменяя звуки («коболок» — колобок, «хобос» — хобот), а ребенок восстанавливает слово и произносит его. Желательно правильно произносить первый слог или первый звук слова.

На следующем занятии с помощью практических примеров дается понятие «предложение». Педагог объясняет, что предложение — это несколько слов, которые выражают определенную законченную мысль. Для осознания данного понятия можно применить прием сравнения простых предложений с набором слов или словосочетаний. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим. Полезно провести дидактическое упражнение «Живые слова», в котором ребенок должен найти место своему слову в предложении (а себе – в строю детей) и во время произнести его.

При анализе предложения следует учить детей определять количество слов в предложении. Для этого используются различные предметы (счетные палочки, полоски картона, спички). Логопед произносит предложение, а дети выкладывают количество слов данными предметами. Затем вводится условное графическое обозначение слов в предложении (прямая черта). Предложение всегда начинается с большой буквы, что также отмечается особым графическим знаком (уголок).

Необходимо познакомить детей с различными знаками препинания в конце предложения и указать на возможное интонационное оформление предложения. В течение всего срока обучения грамоте последовательно, с постепенным усложнением развивается умение анализировать предложение (определять количество слов, их последовательность, составлять графическую схему), что отражено в представленном перспективном планировании:

  1. простое двусоставное предложение без предлогов (занятия 4-6);
  2. простое предложение из 3 слов без предлога (занятия 7-11)
  3. простое предложение из 3-4 слов без предлога (занятия 12-15);
  4. простое предложение из 3-4 слов с простыми предлогами (занятия 16-55);
  5. предложения из 4-5 слов с предлогами и без предлогов (с 56 занятия).

Звуковой анализ и синтез.

Формирование звукового анализа и синтеза на основе фонематического восприятия, кинестетических ощущений начинается с умения выделять, анализировать, различать гласные звуки. На первом занятии (из нескольких по данной теме) дети знакомятся со звуком, с помощью логопеда определяют его акустико-артикуляционные признаки, названный звук соотносится с условными звуковым символом.

Для формирования навыков звукового анализа, начиная с элементарных, можно использовать различные варианты упражнений, дидактических игр. Например, для выделения звуков из ряда других или на фоне слова рекомендуются следующие игры: «Хлопни, если услышишь звук»; «Поймай звук»; «Повтори за мной»; при обучении умению определять количество произнесенных звуков: «Сколько звуков, столько стуков», «Раз, два, три не зевай, сколько звуков? Называй!», «Раз, два, три, сколько звуков? Повтори!», «Сколько звуков сосчитай, и число их называй».

При звуковом анализе и синтезе звуковых комплексов, состоящих из 2-3-4 гласных звуков, используются символы, соответствующие артикуляции звука. Начиная с 4 занятия, предлагается выкладывать звуковые символы в графических схемах слов («звуковые домики»).

Формирования звукового анализа и синтеза — сложный, длительный процесс, который проходит своеобразные ступени развития. Следуя теории П.Я. Гальперина, он начинается с установления развернутых внешних операций (утрированное произнесение звуков логопедом, использование опорных схем, фишек), затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане.

Последовательность предъявления речевого материала для анализа и синтеза постепенно усложняется через увеличение количества звуков и усложнение слоговой структуры анализируемого слога или слова (по Р.И. Лалаевой), что отражено в предлагаемом планировании:

  1. ряд гласных звуков, слова из двух гласных (уа, ау) — занятия 6-10;
  2. сочетание гласного с согласным в обратном слоге (ам, ум) — занятия 11-13;
  3. сочетание согласного с гласным в прямом слоге (па, ты) — занятия 14-17;
  4. односложные слова (закрытый тип слога: мук, кот, тик) – занятия 18-22;
  5. двусложные слова , состоящие из открытых слогов (мама, ноты) — занятия 23-25;
  6. двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (банан, домик) – занятия 26-31;
  7. двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (утка, папка, магнит) — с 32 занятия;
  8. односложные слова со стечением согласных в начале слова (кто, стук, свет) — с 47 занятия;
  9. односложные слова со стечением согласных в конце слова (мост, лист) — с 49 занятия;
  10. двусложные слова со стечение согласных в начале слова (книга, звуки) — с 51 занятия
  11. трехсложные слова (канава, магазин, капуста) — с 55 занятия.

В планировании к занятиям предлагается примерный речевой материал, который можно использовать с учетом уровня сформированности навыков фонематического анализа и синтеза у детей.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Формирование данного вида анализа и синтеза проводится в той же последовательности; отличие в том, что для звукобуквенного анализа используются, наряду с условными обозначениями звуков (схемы, фишки), буквы. Для формирования звукобуквенного анализа применяются различные приемы, упражнения, способствующие закреплению звукобуквенных связей. Например, можно использовать следующий вариант проведения звукобуквенного анализа:

  • Назвать все звуки в слове.
  • Определить их количество.
  • Назвать только гласные (согласные) звуки.
  • Выложить слово с помощью звуковых символов: гласные, согласные (твердые-мягкие).
  • Заменить фишки, обозначающие гласные (согласные) звуки, соответствующими буквами или составить данное слово из букв под звуковой схемой.

Одним из основных средств обучения звукобуквенному анализу является касса букв. В практике логопедической работы этот вид обучения широко используется. Систематическая работа с кассой букв (выкладывание слов, предложений) помогает подготовить дошкольников к овладению письмом, так как способствует формированию устойчивых звукобуквенных связей, овладению звуковым анализом и синтезом во внутреннем плане, что является залогом грамотного письма.

Касса букв позволяет использовать в обучении различные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный; развиваются межанализаторные связи, зрительное, слуховое внимание, пространственное восприятие, тонкая моторика пальцев и кистей рук. Уже с первых занятий для обучения рекомендуется использовать наборы букв (например, гласных).

После знакомства с 2-3 буквами гласных звуков можно проводить буквенные диктанты, используя игровые методы и приемы:

  • «Цепочка букв» Логопед называет ряд звуков, дети запоминают их и выкладывают цепочку из соответствующих букв, затем следует самопроверка.
  • «Дорожки букв» Логопед называет слова, из которых дети должны выделить первый (или любой другой заданный) звук, найти соответствующую букву, выложить ее и т.д. Например: аист, утка, азбука, окунь, умный (а у а о у).
  • «Кто в домике живет?» По предметной картинке дети называют заданный звук и выкладывают на изображение домика соответствующую букву.
  • «Заполни квадраты» На столах у детей таблица из 9-ти квадратов. Логопед показывает предметные картинки и называет место квадрата (например, верхний левый угол), дети выделяют гласный звук из слова и выкладывают букву в соответствующий квадрат. Например, дом, жук, шар, кит, и т.д.. Задание можно усложнить, если затем дети будут по буквам вспоминать названные слова или показанные картинки.

Слоговой анализ и синтез.

С 12 занятия (по перспективному плану) вводится понятие «слог». Объясняется, что слог – это маленькая частичка слова. Слова можно делить на слоги. В слове может быть 1-2-3-4 слога (дать пример). Количество слогов соответствует количеству гласных звуков (показать практически). В дальнейшем идет закрепление понятия «сколько в слове гласных, столько и слогов» с помощью практических упражнений по определению количества слогов в слове.

Для усиления слухового восприятия гласных звуков, развития умения чувствовать ритмический «рисунок» слова можно использовать следующие приемы:

  • прохлопать, произнося слово по слогам;
  • «прошагать» слово;
  • выкладывать палочки или какие-либо предметы, с одновременным произнесением слова по слогам.

Звуковые схемы слов анализируются по количеству слогов в соответствии с обозначенным количеством гласных звуков (по плану анализ двусложных слов с 23 занятия). После проведения устного слогового анализа может быть составлена слоговая схема слова, которую можно дополнять буквами, обозначающими гласные звуки. Например: (батоны) а о ы .

По мере усвоения материала, детей учат соотносить слова или картинки с заданной слоговой схемой. Постепенно во 2 и 3 периоде обучения формируется навык звукобуквеннослогового анализа. Упражнения на слоговой синтез проводятся устно («Восстанови слово»), а также широко используются при формировании навыка чтения : «Составь слово из данных слогов ( ка, му)», «Выбери подходящий слог и дополни слово: му — (та, ка, па, на, ха)».

Формирование умения делить слова на слоги, воспринимать на слух слоги разной структуры подготовливает базу для формирования правильного слогового чтения.

3 занятие. Работа с буквой.

В различных методиках, в основе содержащих фонетический метод чтения (аналитико-синтетический, слоговой), основой является знание букв, закрепление звукобуквенных связей.

Период первоначального овладения звукобуквенными обозначениями следует рассматривать как преимущественно практический. Практический подход к обучению допускает и некоторые отступления от научной строгости в подаче материала по графике русского языка, что отмечено в методических рекомендациях по обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи (Волосовец Т.В.; Лопатина Л.В., Голубева Г.Т., Баряева Л.Б.; Корнев А.Н.).

Чтобы научиться читать, дети не нуждаются во введении алфавитных названий букв, обозначающих согласные звуки.

Опыт работы логопедов-практиков показывает, что при первоначальном знакомстве с буквой детям может быть сообщено «полное имя буквы», например, буква «эм», как пропедевтический прием, но затем в дальнейшем обучении название буквы соответствует названию звука, который она обозначает, так как на первых порах обучения требуется совмещение звукового значения буквы с называнием, которое должно подсказывать ребенку как буква читается, то есть какой звук она обозначает.

Можно отсрочить и фонетические сведения о многозначности букв Е, Ё, Ю, Я. Освоение прочтения будет осуществляться на практической основе.

Главное, чему необходимо научить ребенка, — соотносить букву с соответствующим звуком и называть (читать) ее, отличать одну букву от другой, узнавать изображение буквы не только изолированно, но и в ряду других букв (в словах).

Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим изображением. Буква состоит из элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. В русском печатном алфавите небольшой набор графических элементов, поэтому многие буквы, сходны по написанию. Например: П — Н — И , Т — Г , Р — В — Ь.

При использовании в обучении различных шрифтов ( нестандартные прописи, стилизованные буквы, например, образ букв Л), несовпадении образов заглавных и строчных букв ( А а, Б б, Е е, Ё ё) изучение образа буквы должно проводиться более тщательно, следует выделять существенные элементы, как бы создавая обобщенный графический образ буквы.

В психологической литературе (Ананьев Б.Г. И др.) отмечается, что ребенок легче устанавливает сходство различных элементов, чем различие сходных элементов. Это связано с возрастными особенностями развития мозга.

Для того, чтобы отличить изучаемую букву от всех других (особенно сходных по начертанию), необходимо при знакомстве с буквой осуществлять оптический анализ буквы на составляющие ее элементы. Сравнивая букву с другой, похожей на неё, например, П — Н, сначала устанавливать сходство букв (Чем похожи буквы?), а затем — различие (Чем буквы отличаются? Покажи эти элементы, обведи, раскрась.).

Поскольку отличие многих букв состоит лишь в пространственном расположении элементов, то прочное усвоение оптического образа буквы возможно только при достаточном развитии пространственных представлений у ребенка.

Оптический анализ буквы, быстрое узнавание буквы среди других (изолированная буква — один уровень сложности, буква в ряду других букв — другой уровень сложности), способность сохранять в памяти образ буквы, воспроизводить образно требует определенного уровня развития зрительных функций.

Один из ведущих принципов при изучении букв – принцип многосенсорности. Каждый ребенок при обучении должен видеть букву, называть, писать, конструировать из различного материала, ощущать тактильно, телесно изображать, зрительно представлять, тогда обучение станет интересным, доступным, развивающим для каждого ребенка.

Известно много разнообразных приемов работы с буквой, дидактических игр, упражнений: стихи о буквах, буквы в картинках, сломанные буквы, «Найди ошибки», «Найди одинаковые буквы», «Корректурная проба», «Волшебный мешочек», выкладывание, конструирование букв из различного материала, печатание, штриховка букв и т.д.. Использование некоторых известных приемов и упражнений предполагает ряд условий:

«Картинки-подсказки».

Предметные картинки, в которых первый звук, соответствует изучаемой букве. Например, Б — барабан.

Механизм действия таков: если ребенок забыл букву, он вспоминает картинку, выделяет первый звук, называет букву, запоминает. Рекомендации: акцент на выработку правила подсказки (первый звук слова – название буквы), название картинки хорошо знакомо ребенку; не использовать больше одной картинки для буквы, иначе подсказка не будет действовать полностью.

«Буквы-картинки».

Стилизованное изображение букв в виде какого-либо предмета. Механизм действия: создание зрительных и звуковых ассоциаций для запоминания буквы, развитие интереса к изучению букв.

Рекомендации: подбирать рисунок, включающий две ассоциации (зрительную и слуховую, например, буква Д — рисунок «дом» ), так как случайные зрительные образы, не подкрепленные звуковой ассоциацией запомнить трудно, порой невозможно. Иногда такие ассоциации запутывают детей (например, буква Т – рисунок «молоток»).

Л.С. Выготский, критикуя субъективные способы запоминания, относит их к искусственным. Подсказка должна быть наглядной, конкретной, нельзя перегружать память ребенка ненужными образами. Действует та подсказка, к которой не нужны инструкции.

«Зашумленные буквы». «Путаница».

Цель упражнения: развитие зрительного восприятия, выработка помехоустойчивости.

Любой текст, предложение и даже слово для начинающего читателя представляют собой «зашумленные» условия для мгновенного опознания букв.

Способы «зашумления»: линии, перечеркивающие букву, штриховка, наложенные друг на друга буквы.

Вид «зашумления» может быть различным:

  • буква одного цвета – фон зашумления другого;
  • все выполнено одним цветом;
  • линии зашумления расположены редко, а затем — часто.

При узнавании букв, наложенных друг на друга, задание постепенно усложняется: буквы разные по графическому образу (О, Н, К), буквы похожие (О, З, В); увеличивается количество букв.

«Ремонт». «Реконструкция». «Половинки букв».

Необходимо учитывать, что буквы как графические объекты обладают различной степенью сложности. Работа должна начинаться с наиболее простых для узнавания букв, имеющих две оси симметрии: о, х, н, ж. Далее переходят к буквам, имеющим одну вертикальную ось симметрии: А, Д д, Л л, М м, Т т, Ф ф, Ш ш; затем – одну горизонтальную ось симметрии: Е, З з, С с, К к, Э э, Ю ю.; и только после этого в работу включаются асимметричные буквы: а, Б б, Г г, И и, У у, Ц ц, Ч ч, Щ щ, Я я.

4 занятие. Чтение.

Минимальной единицей чтения является слог, поэтому после знакомства с новой буквой детям предлагаются для чтения различные варианты слогов (некоторые варианты слогов даны в планировании).

Обучение рекомендуется начинать с чтения обратных слогов, как самых простых для формирования навыка.

Следует обратить внимание на чтение обратных слогов, с буквами, обозначающими оглушаемый звонкий согласный («б», «д», «з», «в», «г», «ж»).

Первоначально детей знакомят с чтением данных слогов, так как во многих словах такие слоги встречаются («иг-ра-ли», «уз-ка-я», «об-хо-дит»), но в дальнейшем слоги такого типа не включаются в слоговые таблицы для отработки навыка, так как это противоречит орфоэпическому принципу произношения данных слогов в речи и при беглом чтении.

Скорость чтения зависит от умения быстро (одномоментно) опознавать (прочитывать) различные единицы чтения: слоги, слова, группы слов, то есть от степени автоматизации навыка чтения данных единиц (по А.Н. Корневу). Следовательно, чем чаще дети упражняются со слоговыми таблицами, тем прочнее усваивается связь: графический слог — фонетический слог, и быстрее формируется навык слогового чтения.

Рекомендуемое количество слогов в таблицах — 9-16.

Слова для отработки навыка чтения группируются по типу слоговой структуры (количество слов определяется индивидуально). Принцип автоматизации навыка чтения при постепенном усложнении типов слогов и слов предложен А.Н. Корневым:
типы слогов (в порядке усложнения): ГС (ам), СГ (ма), СГС (мам), ССГ (сма), ГСС (асм), ССГС (стол), СГСС (мост), ГССС (астр);
типы слов: а) маки, малина, окна, кусает; б) туман, манка, сундук; в) капитан, картина, поднимал, подсолнух; г) книга, крапива, крокодил; д) мост, стол, столб; е) астры, острый, верхний, красная, сентябрь и т.д.

Для формирования правильного слогового чтения, во избежание нарушений, когда ребенок хаотично соединяет буквы в слоги («кр-ас-ны-й») используется прием маркировки слогов в словах, который первоначально облегчает процесс чтения, особенно многосложных слов.

В методических пособиях встречаются различные виды маркировки:

  • че-ре-па-ха (самый распространенный способ), че/ре/па/ха, черепаха.

Опираясь на опыт практической работы, хотелось бы отметить, что длительное использование данного приема может затормозить переход от чтения слогового к чтению целыми словами, даже простых двусложных слов. Навык быстрого скандированного слогового чтения у детей с речевыми нарушениями бывает очень стоек, особенно если использовалось много текстов (даже целых книг), где все слова разделены на слоги.

Для плавного перехода к чтению целыми словами рекомендуется использовать следующий прием:

  • ребенок сначала прочитывает слово, где слоги выделены, а затем читает (даже произнося по памяти) слово слитно: ка-бан — кабан, ка-пи-тан — капитан.

Для отработки навыка чтения слов рекомендуется группировать слова не только по принципу общей слоговой структуры, но и учитывать расположение ударного слога, так как чтение группы слов с единой ритмо-интонационной структурой облегчает детям правильную постановку ударения, способствует лучшему пониманию значения слова. Например: а) домик будит гонит водит хобот; б) дымок бидон дубок поход кабан .

Таким образом, для развития навыка чтения необходимо автоматизировать навык чтения слогов, накапливать образы слов через их многократное прочитывание, используя игровые приемы, занимательные упражнения, различное оформление речевого материала для чтения.

Основной целью формирования чтения является умение осмыслять прочитанное, для этого педагог должен использовать любую возможность, поэтому уже при изучении букв гласных звуков в планировании предложен речевой материал для осмысленного чтения (междометия, союзы и предлоги, слова). Чтение слогов также можно совмещать с развитием смысловой стороны чтения.

Например, после прочтения цепочки слогов: кат кот кут кыт кит, дается задание найти и прочитать только слова (кот, кит). Материал для подобных упражнений представлен в планировании.

Хороший результат дает прием соотнесения прочитанных слов с предметными картинками, а предложение можно соотносить с сюжетной картинкой, предлагая несколько картинок на выбор.

Рекомендуется широко использовать прием чтения незаконченных предложений, в которых написанное ребенок читает, а недостающее слово (или несколько слов) добавляет по картинке или по схеме. Интересен прием, когда ребенку предлагается выбрать подходящую к остальным словам в предложении картинку из нескольких вариантов.

Детям из «сильной» подгруппы можно дать задание самостоятельно закончить предложение по данному началу, особенно если идет работа над какой-либо грамматической формой слова.

Топычканова Оксана Владимировна,
учитель-логопед,
МБДОУ №78 «Детский сад комбинированного
вида «Звездочка» города Кургана

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.