«Учимся, играя!» — cеминар для учителей начальных классов

ДисграфияПроблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.А. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

«Учимся, играя!»

Количество детей с трудностями овладения письмом увеличивается год от года. Многие педагоги сталкиваются с часто встречающимися ошибками в письменной речи учеников, которые носят стойкий характер. В связи с этим наш семинар посвящен как преодолению таких ошибок, так и их предупреждению (слайд 1).

Цель нашего семинара:

  • Ознакомление педагогов с упражнениями, направленными на коррекцию дисграфических ошибок.

План семинара:

  1. Понятие дисграфии. Причины возникновения.
  2. Классификация дисграфии.
  3. Рекомендации по предупреждению и преодолению нарушений письменной речи. Практическая часть.
  4. Итоги.
  5. Рефлексия (слайд 2)

Дисграфия — нарушение письменной речи.

Причины дисграфии:

  • несформированность фонетико-фонематических процессов;
  • несформированность лексико-грамматической стороны речи;
  • биологические причины (нарушения головного мозга ребенка).

Различают следующие виды дисграфии:

  • акустическая,
  • оптическая,
  • аграмматическая,
  • дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом пишет неграмотно из-за незрелости некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку.

Правое полушарие отвечает за целостный образ предмета или слова. Левое полушарие – за правильное называние или написание в соответствии с правилами орфографии.

У детей, делающих дисграфические ошибки, как правило, снижение активности мозговой коры, сочетающееся с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, логического мышления (слайды 3, 4, 5).

Вот наиболее часто встречающиеся ошибки в письменных работах детей, которые свидетельствуют о том, что ребёнку нужна помощь:

  • Пропуск букв и слогов (моко – молоко, комата, всят).
  • Не дописывание слов (сосн-сосна).
  • Перестановка букв, слогов (мотолок).
  • Слитное написание слов в предложении (Мыкупались вморе).
  • Орфографические ошибки при знании правил (снига, лыжы).
  • Замена букв (сапка, шираф).

Данные ошибки могут иметь как стойкий, так и временный характер (слайд 6).

Надо отметить, что педагоги, которые используют в своей практике такой вид работы с обучающимися как «работа над ошибками» после выполнения домашней и классной работ, а не только после выполнения контрольных работ, добиваются положительных результатов.

А сейчас переходим к практической части.

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагаются работы учеников, с дисграфическими ошибками.

Цель такая: необходимо ознакомиться с работами, найти и исправить допущенные ошибки. Предлагаем Вам определить виды обнаруженных ошибок (слайды 7, 8, 9, 10).

Как заниматься с детьми, допускающими такие ошибки? Какой подход к ним искать? Что делать?

ИГРАТЬ! Ведь именно в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы, в частности для грамотного письма. В играх представленных нами предусматривается развитие всех необходимых функций и особенно произвольности. У детей развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление.

Игры делают уроки привлекательными, интересными для ребёнка, что существенно повышает эффективность обучения (слайд 11).

Каждая предложенная игра направлена на развитие нескольких функций. Одно и тоже игровое упражнение можно применять при разных нарушениях письменной речи.

Пропуск букв и слогов, их перестановка

«Магазин».

Продаем определённые предметы, представленные на картинках, рекламируя их по каждой букве. Эффективно при пропуске букв, при несформированности семантического образа слова, при речевом недоразвитии. Прорекламируйте слово ЖУК (жёлтый, устрашающий, крылатый)

«Наборщик».

Из букв предлагаемого слова надо составить новые слова. Развивается зрительное восприятие, формируется навык грамотного письма.

«Шифровальщики» или «Письмо по-древнерусски».

Слова записываются только согласными, обозначая гласные точками наверху, или только гласными. Через некоторое время таким образом можно записывать небольшие тексты. При выполнении отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.

«Рассыпушки».

Из предлагаемых букв нужно собрать слово. Или, как вариант, слово составляют из рассыпавшихся слогов. Игра эффективна при пропуске букв, слогов, при их перестановке.

«Волшебный домик».

На доску прикрепляется домик с окошками (рисуется). В окошки вписываются в произвольном порядке наборы букв. Ученики отгадывают, какие слова живут в этом домике. Развивается умение определять последовательность букв в слове (слайд 12).

Недописывание слов, слитное написание слов

«Кузовок».

Задача: собрать кузовок. Складывать можно все слова, которые, например, оканчиваются на –ок- : подарок, платок, грибок… Можно собирать корзину, коробку, ящик. Игра начинается словами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!» Либо: «Вот перед вами корзина, туда отправляется балерина, картина… » «Вот коробка, посмотри, что же там у нас внутри?» Игра эффективна, когда ребенок не дописывает слова. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.

«Неудачный робот».

Робот запрограммирован так, что пишет слова не полностью, а какую-то определённую часть, а остальное отмечает чёрточками. Упражнение используют при пропуске букв и слогов и не дописывании слов. Давать задания здесь нужно исходя из проблемы: если ребёнок не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — записывать две средние.

«Слова зовут на помощь».

На доске представлена лента склеенных между собой слов. Надо помочь словам «освободиться». Развивается логическое мышление, совершенствуются навыки чтения, обогащение словарного запаса, использование слов, относящихся к различным частям речи.

«Хвостоглав».

Необходимо прочитать написанное «слово». Оно содержит в себе несколько слов. Их необходимо найти. Конец первого слова является началом для другого. Развивается внимание, совершенствуется навык чтения, формируется избирательность при письме (слайд 13).

Орфографические ошибки при знании правил, замены букв звонкий →глухой

«Много и один».

Учитель называет один предмет, ученик – много, объясняя при этом какая гласная пишется в корне слова. В ходе игры происходит активизация словаря,

выработка умения слышать ударный гласный в слове, отработка способа проверки безударных гласных.

«Зоркий глаз, чёткое ухо».

Орфографический диктант. Учитель диктует слова, ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Как вариант: учитель показывает предметные картинки, ученики получают задание запомнить только те, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.

«Не соглашайся».

Учитель произносит слова, ученик повторяет его с употреблением отрицания «нет». При ответе акцент делается на согласную перед конечной гласной. Отрабатываем проверку слов со звонкими и глухими согласными на конце, пропедевтика работы с падежными вопросами.

«Назови много предметов».

Учитель называет предмет или показывает его изображение на картинке. Ученик называет много таких предметов и указывает при этом какую согласную букву нужно писать на конце первого слова. Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце (слайд 14).

Приближаясь к завершению нашего семинара, хочется дать несколько советов учителям.

  • Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях.
  • Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха».
  • Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций.
  • Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке (слайд 15).

Так как Вы являетесь не только учителями, но и родителями, предлагаем вашему вниманию несколько советов. …Эти же советы вы можете предложить родителям ваших учеников.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

  • Научите ребёнка «собирать умные мысли» (искать цитаты в книгах).
  • Играйте в «рифмы», сочиняйте стихи, записывайте их в тетрадь.
  • Бананы, орехи, мёд и лимоны – полезная пища «для ума».
  • Свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности. Сопровождайте их словесными играми (слайд 16).

Далее мы просим вас ответить на некоторые предложенные вопросы (раздача листов обратной связи).

В заключении нашего семинара предлагаем Вашему вниманию небольшие буклеты, где мы собрали для вас представленные игры.

Презентация к семинару по дисграфии:

Львова Любовь Станиславовна,
учитель-логопед,
МБОУ НШ «Перспектива»,
г.Сургут

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 4,20 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи
Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.