Клинико-психологический подход к задаче сенсорной афазии

Сенсорная афазияСтатья посвящена нейролингвистическим аспектам афазиологии. В публикации рассматриваются вопросы сенсорной афазии у правшей, левшей и при двустороннем поражении височных долей мозга. Даются методические рекомендации для родственников и больных, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму, страдающих речевыми нарушениями в виде афазии.

В результате локальных поражений мозга появляются тяжелые поражения речи. Самыми распространенными из них являются афазии.

Проблема преодоления речевых нарушений при афазии до настоящего времени остается актуальной.

При афазиях проявляются системные нарушения речевой функции, которые охватывают все языковые степени фонологии, включая фонетику, лексику и грамматику.

Клиническая картина афазий неоднородна. Отличия обусловлены локализацией очага поражения.

Существуют речевые зоны мозга:

  • Задние отделы нижней лобной извилины;
  • Височные извилины;
  • Нижняя теменная область;
  • Зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого доминантного полушария головного мозга.

Помимо локализации очага поражения и его размеров, специфику нарушения речи при каждой из форм афазии определяет степень тяжести и этап заболевания.

Значимую роль играют также патогенетические механизмы.

При сосудистых поражениях головного мозга весомое значение имеет характер нарушения мозгового кровообращения, степень выраженности нейродинамического компонента, состояние не пострадавших участков мозга.

При афазиях, имеющих травматическую либо опухолевую этиологию, особенно важны тяжесть деструктивного недостатка, сроки и характер оперативного вмешательства.

Определенное значение имеют и преморбидные интеллектуально-характерологические черты личности больного.

Для понимания специфики речевого расстройства при той или иной форме афазии, а следственно и для обеспечения дифференцированного подхода к их преодолению, исключительно важно выявить механизм, обуславливающий характер афазиологического синдрома.

Речь представляет собой сложную функциональную систему, опирающуюся на совместную деятельность вторичных и третичных зон мозга, в основном второго и третьего функционального блоков левого полушария.

При поражении этих речевых зон происходит нарушение первичной нейропсихологической предпосылки, отражающей специфическую деятельность соответствующего анализатора. На основе первичного анализаторного нарушения появляется вторичный, то есть нарушение всех видов речевой деятельности: понимания, экспрессивной устной и письменной речи; счета и так далее.

Исходным для речевого высказывания является замысел либо мотив. Каждое устное высказывание состоит из серии синтагм, сочетаний слов в предложении. Парадигматическое соотношение отдельных лексических значений, которое образует представление и которое является актом «симультанного синтеза» отдельных слов в целые высказывания, выступающие как «серийная организация речевых процессов», — являются двумя всеобщими психофизиологическими условиями, которые нужны для перевоплощения мысли в речь и для развертывания высказывания.

Сложнейший акт речевого высказывания, его кодирования пути от мысли к речи, начинается с мотива и всеобщего плана, тот, что с самого начала известен субъекту в самых общих чертах, проходит стадию внутренней речи, приводит к образованию глубинно-синтаксической конструкции, а после этого развертывается во внешнее речевое высказывание, опирающиеся на поверхностно-синтаксическую конструкцию.

Процесс понимания речевого высказывания характеризуется обратной последовательностью и идет от декодирования фонетических единиц речи через расчленение звукового потока на слоги, слова, декодирование значений слов, объединение их в разные по объему сукцессивные ряды, состоящие из лексических и синтаксических групп, путем объединения воспринятых синтаксических последовательностей с восприятием интонации и мимики говорящего и лишь после каждого этого проникновения в смысл воспринимаемой речевой информации.

При поражении различных зон функциональной системы высшие психические функции страдают по-разному. Сложность психологической функции основывается на работе многих участков коры головного мозга. Если требуется записать диктуемое слово, нужно сначала удержать его значение и слоговую конструкцию в слухоречевой памяти, затем произвести обзор его звукового состава.

Акустический обзор и синтез в своем финальном звене осуществляются при участии артикуляторного, кинестетического развернутого контроля. После этого звуковой состав слова должен быть переведен в зрительные и двигательные кодовые знаки-буквы, которые плавно сменяют друг друга упроченным навыком движений руки, смены разных парадигм письменного кода. По мере установления навыка письма все эти операции становятся автоматизированными и не требуют непрерывного контроля.

Становится ясно, что высшие психические функции не локализуются в каких-нибудь ограниченных участках, в связи, с чем очаговое, локальное поражение мозга не приводит к полному выпадению функции.

При нарушении мозгового кровообращения или черепно-мозговой травме нарушается одна из комбинированных предпосылок, обеспечивающих психическую функцию:

  • либо кинестетическая,
  • либо акустическая,
  • либо программирующая, регулирующая, планирующая.

Этим и обеспечивается внутрисистемная перестройка функции, при которой допустима компенсация одной нарушенной анализаторной системы за счет перестроечного участия в ней другой.

Все эти данные исключительно важны, как для понимания многообразия вариантов афазий, так и для решения методических вопросов компенсации речевых расстройств при афазиях.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на одной из форм афазий — акустико-гностической (сенсорной).

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия.

Впервые сенсорную афазию описал немецкий психиатр Вернике (1874г.). Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, появляется при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария.

Отличительной чертой акустико-гностической афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух.

Долгое время механизм нарушения понимания при этой форме афазии оставался неясным, было известно только то, что сенсорная афазия является одним из видов акустической агнозии.

В течение многих лет среди экспертов разных областей знаний велась дискуссия о том, является ли процесс восприятия речи на слух сугубо акустическим, либо в этом процессе определенную роль играет и артикуляторная сторона речи.

В последние годы подтверждено, что восприятию речи помогает внутреннее проговаривание услышанного, что улучшает понимание воспринятого на слух устного сообщения.

Понимание речи обеспечивается не только дифференциацией фонематических свойств речевых звуков, но и определенной последовательностью, определением места ударного слога в слове.

На ранних стадиях заболевания при обширных очагах поражения в височной доле отмечается полное расстройство понимания речи. Больной воспринимает чужую речь как нечленораздельный поток звуков.

Полное непонимание речи окружающих и отсутствие слухового контроля за своей речью приводит к тому, что больные с сенсорной афазией, не сразу начинают осознавать свою болезнь. Это их возбуждает, они становятся подвижны, многоречивы.

На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах отслеживается лишь частичное понимание речи, замещается точное восприятие слова догадками. Следственно, приходится неоднократно повторять свою просьбу, подкреплять свое высказывание жестом, указывающим на предмет.

Вторичным проявлением фонематической недостаточности является особенное искажение в понимании значения слова. На основе не различения звуков появляется основная специфика восприятия речи, а именно его непостоянство. Больной то опознает слово, то не может его распознать. Разные слова могут звучать для него идентично, скажем: кочка-бочка-строчка-точка, и одно и то же слово он может воспринимать по-разному. Так нарушение звуковой дифференцировки ведет к снижению смысловой.

Больной с сенсорной афазией сложнее улавливает на слух корневую, то есть лексико-семантическую часть слова, в итоге чего и возникает потеря словом его предметной отнесенности. Услышав слово колокольчик, больной говорит: «Это что-то маленькое, а что, не знаю».

В связи со звуковой лабильностью у больных с сенсорной афазией расстраивается самоконтроль за собственной речью, в итоге, в их устной речи возникает компенсаторное многословие.

На резидуальных этапах, при сенсорной афазии отслеживается нарушение не только фонематической организации речевого высказывания, выражающееся в редких литеральных парафазиях, заменах глухих фонем — звонкими, но и выбора лексических средств языка, что приводит к обильным вербальным парафазиям.

На раннем этапе заболевания спонтанная речь больных с акустико-гностической афазией изобилует литеральными, а на поздних — вербальными парафазиями.

При акустико-гностической афазии из-за нарушения фонематического слуха вторично страдает его артикуляционное оформление. В результате этого появляются литеральные парафазии.

Больной с акустико-гностической афазией изначально акустически правильно повторяет слово. При вслушивании в слово и очередных попытках повторить его, больной теряет не только звуковые его компоненты, но и утрачивает ритмико-мелодическую основу, которая и содействовала его изначально верному повторению.

При чтении в речи больных с сенсорной афазией возникают литеральные парафазии, больные затрудняются в нахождении ударного слога, поэтому затрудняется и понимание прочитанного. Впрочем, чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии, потому что оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля.

Письменная речь при акустико-гностической афазии нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха больного. На раннем этапе при грубой акустико-гностической афазии затруднено письмо под диктовку и списывание слов. Не осознаются речевые недостатки, зрительный образ списываемого слова воспроизводится бесконтрольно.

Грубые нарушения счета встречаются лишь на самом раннем этапе, потому что счет требует проговаривания слов, входящих в счетные операции.

Установлено, что повторная речь ближе к процессу фонетического восприятия, в котором предметом сознания больных в первую очередь оказывается звуковой состав слова. Недифференцированность восприятия при сенсорной афазии проявляется при повторении в виде литеральных парафазий. При восстановлении восприятия звуков речи, литеральные парафазии при повторении слов встречаются в виде смешения оппозиционных звуков. К концу процесса восстановления литеральные парафазии появляются реже.

Вначале слово звучит как цельная структура, отличающаяся от других слов ритмико-мелодическим рисунком. После этого наступает этап, когда больной просчитывает число слогов и звуков, но как бы без точного осознания того, какие звуки входят в состав слова. Таким образом, способность расчленения слова на слоги предшествует действительному пониманию звука. Исключительно сложен для такого больного вопрос: «Какой четвертый звук в слове?».

Допустимо повторение слова без понимания его смысла. Симптом «отчуждения» заключается в вероятности отрыва звучания слова от его смысла. При сенсорной афазии смысл слов может исчезнуть и остается только, ничего не значащая «звуковая оболочка», и, напротив, может случиться полный распад звучания слова при повторении с наличием смыслового следа. Таким образом, отчуждение смысла слов является одним из следствий звуковой лабильности.

Сосудистая сенсорная афазия встречается чаще всего в сочетании с акустико-мнестической, семантической или «проводниковой» афазией.

«Проводниковость» не ограничивается только сложностями повторения. У этих больных все виды произвольной речи были нарушены иначе, чем при сенсорной афазии: больные не могли называть предметы, строить фразу по картинке или из заданных слов, не могли писать под диктовку.

Таким образом:

  1. Общепринятым является то, что в основе сенсорной акустико-гностической афазии лежит нарушение фонематического слуха;
  2. Сенсорная афазия сосудистого генеза в связи с нарушением бассейна задних ветвей левой средней мозговой артерии, зачастую является комплексной формой афазий, сочетающейся с акустико-мнестической, с семантической и “проводниковой” афазией;
  3. При сенсорной акустико-гностической афазии незначительно нарушается звуковысотный слух; сторона его нарушения указывает на латерализацию очага поражения в контралатеральном уху полушарии;
  4. При дихотическом прослушивании выявляется латерализация не фонематического слуха, а слухоречевой памяти. Величина височной площадки объясняется значительным развитием третичных полей височной доли, начиная от передних ее отделов вплоть до задних, опоясывающих зону Вернике;
  5. Клинические наблюдения подтверждают, что тяжелейшая акустико-гностическая афазия возникает в случае двустороннего поражения височных долей головного мозга или у больных с парциальным левшеством.

У правшей акустико-гностическая афазия составляет около 20% общего числа афазий. На раннем этапе после инсульта эти больные возбуждены, не осознают своего заболевания, в связи с чем встают, пытаются ходить, не соблюдают постельный режим. Речь этих больных отличается не только выраженной «жаргонафазией», но и ее обилием. Больные встревожены, многоречивы, обращаются с вопросами к окружающим, раздражаются из-за того, что им не отвечают, или по их суждению, намеренно отвечают неверно, тяжело переживают то, что сам не понимает речь окружающих.

Устная речь больных настолько загружена литеральными парафазиями, что получила определение «речевой окрошки». Однако уже через 1-2 недели после инсульта в речи больных возникают отдельные адекватные или парафазично произнесенные фразы.

Более сохранным при акустико-гностической сенсорной афазии является чтение, основывающееся на зрительном восприятии и артикуляторной стороне речи. В связи с этим оно служит основным «инструментом», перестраивающим в дальнейшем нарушенную при сенсорной афазии речевую нейропсихологическую предпосылку (нарушение фонематического слуха).

Повторно при сенсорной афазии может быть нарушен элементарный счет. Не понимая задания решить пример, больные переписывают его, а осознав задание, допускают много ошибок, от того, что у них появляются вербальные, числовые парафазии.

При акустико-гностической афазии, помимо фонематического слуха, нарушается и слухоречевая, сукцессивная память в пределах одного слова.

У правшей правое полушарие «распознает» гласные фонемы, а левое — согласные. В связи с обильной редукцией гласных фонем в русском языке больные с сенсорной афазией, исключительно в первые месяцы после инсульта, до начала логопедических занятий по восстановлению фонематического слуха, находятся в особо сложных условиях.

При восстановлении фонематического слуха прежде всего нужно опираться на ритмико-мелодическую канву слова, то есть следует научить больного различать на слух одно-, дву- и трехсложные слова.

Стойкая акустико-гностическая афазия встречается и у левшей. Это так называемая в клинике нервных болезней транскортикальная сенсорная афазия, для которой характерна диссоциация между сохранным повторением слов и фраз при грубом нарушении понимания речи. Такая парциальная сенсорная афазия появляется у лиц с парциальным левшеством, причем при поражении как левого, так и правого полушария, видимо, в тех случаях, когда не преобладает доминантность одного из полушарий.

У левши может быть парциальное межполушарное распределение речевых функций, нетипичное для правши, а также совмещение функций, характерное для субдоминантного полушария и сложных нарушений восприятия слова в виде трудности дифференциации свистящих и шипящих фонем (ш — ж, с — з, и др.), «зашумленных» при традиционной сенсорной афазии нарушением фонематического слуха при восприятии в основном смычных (б — п, д — т, г — к) больше частотных в русском языке. В данном случае больше всего страдают свистящие и шипящие фонемы, меньше всего кинестетически, тактильно осязаемые, более поздно формирующиеся в речи.

При сенсорной афазии у больного левши нарушается или сохраняется слухоречевая память на отдельно взятое слово, а больному-правше с сенсорной афазией первоначально глобально нужно повторить слово, а после этого утратить его при попытке произвольного фонематического анализа звукового состава слова.

Исключительно редко встречается так называемая субкортикальная (по классификации К. Вернике) сенсорная афазия, наблюдающаяся при двустороннем поражении височных долей.

Отличительной спецификой этой формы афазии является безусловно полное нарушение, как понимания речи, так и акустической реакции на речевые и неречевые звуки при сохранности слуха, а также разная степень нарушения экспрессивной устной и письменной речи при относительно сохранном чтении.

«Субкортикальная» сенсорная афазия может быть вызвана инфарктами мозга, возникающими первоначально в правой, а через несколько лет, в левой височной доле.

Субкортикальная сенсорная афазия может развиться и при постепенно разрушающей височные доли атрофии мозга, при которой медленно нарастает нарушение понимания речи.

Вариативность сенсорной афазии, различные ее проявления у правшей и левшей, а также при двустороннем поражении височных долей, раскрытие чрезвычайной сложности, многофакторности и многоуровневости речевой деятельности подтверждают мысль И.П. Павлова (1951 г.) о том, что патология зачастую открывает, разлагая и упрощая то, что заслоняет слитное и усложненное при физиологической норме.

Больные с сенсорной афазией на раннем этапе после инсульта весьма возбуждены, не осмысливают своего болезненного состояния, трудно реагируют на сложности контакта с окружающими, не соблюдают режима больницы (встают, пытаются ходить, отказываются принимать лекарства и т.д.). Следственно, установление контакта с ними является первоочередной задачей.

Процессу налаживания контакта, подведению больного к мысли о необходимости занятий помогают неречевые виды работы. На первых занятиях больному предлагаются для срисовывания и списывания очень примитивные, схематичные рисунки и подписи к ним. В этих же целях применяется складывание разрезных картинок. Инструкции к действию даются с поддержкой мимики и жестов.

По мере установления контакта, в процессе занятия включаются устные инструкции, разные виды побудительной речи.

Так, в процессе неречевых форм деятельности (срисовывание, списывание и другие виды копирования), когда больной подводится к пониманию самого факта речевого расстройства, следует приучать его слушать и понимать интонацию речи.

С 5 — 6-го занятия каждая работа больного сенсорной афазией, которая организуется путем мимики и жестов, сопровождается короткими интонационно-интенсивными репликами («Да!», «Нет!», «Отлично!», «Еще раз!», «Дайте!», «Покажите!» и т.д.).

Когда больной «свяжет» интонацию фразы «Дайте!» с жестом, в устную инструкцию вводится второе слово: дайте картинку; дайте ручку; дайте книгу. Эти фразы на первых занятиях обязательно сопровождаются указательным жестом. Таким образом, усложняются инструкции, предъявляемые больному на слух. Больной приучается воспринимать двусловную фразу.

При применении побудительной речи у больных с сенсорной афазией логическое, фразовое ударение в речи падает на существительное, что соответствует задачам предупреждения аграмматизма, характерного для этой группы больных.

Это применение побудительной речи на самом раннем этапе подводит больного к более сложным видам работы, приучает его к слушанию речи и вычленению слова из речевого потока. Постепенно подводит его к фонематическому восприятию речи.

Следовательно, дифференцированное применение побудительной формы речи в восстановительной работе при сенсорной афазии достигается при помощи правильного использования логического ударения, разных интонаций, а также мимики и пантомимики.

В России заболеваемость «Инсультом» составляет более 450 тысяч новых инсультов в год. В мире ежегодно регистрируется 15 млн. инсультов. Инвалидность не только резко снижает качество жизни самих пациентов, но и ложится тяжелым бременем на членов их семей и лиц, ухаживающих за ними.

Благоприятный психологический климат в семье, сочетание доброжелательности с требовательностью в отношении к больному во многом стимулирующее сказывается на восстановлении нарушенных навыков, помогает его возвращению к труду.

Сверхопека, как и безразличное, пассивное отношение к больному, затрудняет успешный процесс восстановления.

Методические рекомендации для родственников

Основные принципы успешной реабилитации после инстульта:

  • Раннее начало (первые дни после инсульта, по показаниям врача-невролога).
  • Продолжительность и систематичность.
  • Комплексность (сочетание различных методов реабилитации).
  • Активное участие в реабилитации самого пациента и членов его семьи.

Восстановление речи, памяти, чтения и письма.

  • Занятия с логопедом-афазиологом или нейропсихологом.
  • «Домашние» занятия: самостоятельно или под руководством обученных логопедом родственников.
  • Медикаментозная терапия — препараты, улучшающие функции мозга.

При нарушениях речи необходимо:

  • Избегать «речевой изоляции» больного.
  • Регулярно привлекать больного в беседы на бытовые темы.
  • Применять в домашних занятиях разные пособия.

Этапы обучения чтению.

  1. Узнавание (при возможности, произнесение вслух) отдельных букв, слогов, простых слов.
  2. Выполнение заданий по письменной инструкции и раскладывание надписей под картинками.
  3. Чтение текстов: от простых до сложных.

Этапы обучения письму.

  1. Списывание слов, предложений, текстов.
  2. Письмо под диктовку слов, предложений, текстов.
  3. Изложение прочитанного.
  4. Сочинение (с опорой на сюжетную картинку).

Домашние упражнения.

Используются с учетом способностей пациента в реабилитационном периоде.

Выполняйте:

  • Активно используйте записные книжки, ежедневники.
  • Разгадывайте кроссворды.
  • Используйте различные тесты и тренажеры памяти.
  • Смотрите информационные передачи, читайте газеты.

Пример тренажеров памяти и речи.

Задание на внимание и счет: серийное (последовательное) вычитание из 100 по определенному числу (3,4,5,6,7).
Психологическая и общественная адаптация.

Задачи семьи:

  • Побуждать больного к занятиям по восстановлению движений и речи.
  • Поддерживать оптимистический, бодрый дух.
  • Помочь выработать реалистический подход к необходимости организовать жизнь в новых условиях.
  • Стремиться к тому, чтобы больной все (или многое) выполнял самостоятельно.

Методические указания и индивидуальные задания для больных:

- Схематично нарисуйте домик и напишите под ним слово дом, попросите больного списать слово.

- Помогите больному решить примеры: 3+2, 5+3, 6-2, 8-4.

- Попросите больного списать его и ваше имена, имена близких ему людей. Помогите ему скопировать их по клеткам.

- Показывать предметные картинки по вашему заданию.

- Попросить больного вставить пропущенные буквы а или о : д.м, р.к, м.к, к.м, р.т, с.м, c.д

- Показать, где нарисовано: почка-бочка, дочка-ночка, роза-роса, лук-люк, угол-уголь, крыса-крыша.

- Называть и показывать части тела.

- Перед больным положить предметные картинки: ложка, тарелка, утюг, стул, ручка, топор, лопата,.. Попросить больного показать ложку, утюг, попросить показать, чем гладят? Чем едят? Чем пишут? …

- Положить перед больным 4 картинки: ложка, вилка, ножик, карандаш, попросить показать какой предмет лишний? (карандаш). Или лиса, волк, заяц, воробей. Кто лишний? (воробей).

- Положить картинки: медведь, щука, сова, заяц, сом, лягушка,… Попросить назвать и показать: кто живет в лесу? (медведь,…) Кто живет в реке? ( щука,…)

- Назвать предметные картинки: дерево, самовар, ножницы, стул, батарея, стол,… Написать наименования предметов и распределить по группам: » железное», » деревянное».

- Определить по картинкам: колбаса, кольцо, пуговица, слива, книга, гвоздь, сахар, … Что съедобное? Что несъедобное?

- Показать картинки: слива, огурец, яблоко, перец, морковь, вишня, груша, капуста, … Что растет на грядке? Что растет на дереве?

- Устанавливать ассоциативные связи (что к чему относится, что с чем связано), объединив рисунки линиями: дворец-ключ, тарелка-ложка, дрова-топор, корзина-грибы, тетрадь-ручка, …

- Подобрать к данным словам предметы: красивые голубые…. (глаза), сладкий сочный… (арбуз), рыжая хитрая … (лиса), ясный солнечный … (день), махровое банное … (полотенце).

- Выполнить устные инструкции: положите ручку на тетрадь, положите ручку под тетрадь, положите ручку справа от тетради, положите ручку в тетрадь, возьмите желтый карандаш и нарисуйте солнце, откройте книгу на 14 странице.

- К существительным подобрать глаголы по смыслу: самолет-плывет, летит, гуляет; солнце-дует, светит, растет; трава-бежит, читает, растет; ученик-летает, пишет, распускается и т.д.

- Сравнить 2 картинки и найти их различия.

- Находить несоответствия в картинках.

- Подобрать существительное:

зеленая (что?) трава,
индийский (что?) …
стеклянный (что?) …
хвойное (что?) …
акварельные (что?) …
деревянный (что?) …
растворимый (что?) …
березовая (что?) …

Слова для справок: стакан, кофе, дерево, краски, стол, чай, роща.

- Подобрать определение: какой?, какая?, какое?, какие?

нож (какой?) острый
лес…
лодка…
небо…
чай…
хлеб…
молоко…

- Закончить фразы определением по смыслу:

лимон кислый, а варенье … / сладкое /
сажа черная, а снег … / белый /
отец пожилой, а сын … / молодой /
огонь горячий, а лед … / холодный /
тропинка узкая, а дорога … / широкая /
река мелкая, а море …. / глубокое /
зимой ночи длинные, а дни … / короткие /

- Закончить фразы наречиями по смыслу:

зимой холодно, а летом … / жарко /
днем светло, а ночью … / темно /
сумку нести легко, а чемодан … / тяжело /

- Подобрать существительные:

книжный ….
книжная …
книжное …
книжные …

Слова для справок: полка, магазин, шкафы, издательство.

мужской …
мужская….
мужское…
мужские …

Слова для справок: рубашка, носки, пальто, костюм.

липовый …
липовая …
липовое…
липовые …

Слова для справок: аллея, дерево, цвет, документы.

- Составить словосочетания из слов 1-го и 2-го столбиков:

узкая друг
верный тропинка
косолапый клумба
цветочная медведь
исторический роман

- К глаголам подобрать слова по смыслу (2-3 слова):

прочитать … / книгу, роман, повесть /
починить …
нарисовать …
испечь …
выучить …
поздравить ….
подарить …

- Подобрать к наречиям глаголы по смыслу (2-3 слова):

чисто … / писать, подметать, убирать /
вежливо ….
медленно …
высоко …
удачно …
весело …
аккуратно…
тихо …
красиво…
громко …
быстро …

- Подобрать слова, подходящие по смыслу (2-3 слова)

деревянный … /дом, забор, ящик /
вкусный …
золотая …
голубое …
темная …
высокое …
летний …

- Ответить на вопрос: что делает?

повар (что делает?) готовит
врач …
учитель …
художник …
продавец …
писатель …
сторож …
строитель …

Слова для справок: лечит, рисует, продает, сторожит, учит, пишет, строит.

- Вставить окончание:

высок… дом, высок… башня, высок… здание,
глубок… море, глубок… река, глубок… бассейн,
горяч… чай, топлен… молоко, ароматн… клубника, сочн… арбуз.

- Подобрать по три существительных к слову-действию:

поливать (что?) …, …., ….
варить …, …, ….
строить …, …, ….
петь …, …, ….
гладить …, …, ….

- Вставить подходящие по смыслу существительное в предложение:

Ветер унес грозовую ….
Почтальон принес заказное …
Я купил бисквитный ….
(торт, тучу, письмо)

- Закончить пословицы:

Делу время, а потехе …
Не имей сто рублей, а имей сто …
На всякого мудреца довольно …
Семь бед, один …
Тише едешь, дальше …
Клин клином …

- Составить предложение по опорным словам:

пирог — яблоки, машина — колесо, рыба — сеть, площадь — салют.

- Сопряженно с больным произносить тексты стихотворений и песен:

1) Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу — подымается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

2) Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

3) У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…

- Попросить больного прочитать рассказ, ответить на вопросы, пересказать:

«Друзья».

Была зима. Юра и Саша шли из школы домой. Они шли через реку по льду. Юра шел первый. Вдруг он услышал крик. Он оглянулся назад и увидел, что Саша провалился под лед. Юра подбежал к другу, лег на снег и бросил Саше шарф. Саша ухватился за шарф, а Юра стал осторожно вытаскивать друга из воды. Юра помог Саше выбраться из воды. Друзья быстро побежали домой.

Ответьте на вопросы:

1. Какое было время года?
2. Откуда шли Юра и Саша?
3. Что случилось с Сашей?
4. Как поступил Юра?
5. Чем все закончилось?

- Обязательно похвалить больного за каждый успех!

Гордяскина Ирина Викторовна,
логопед ГБУЗ ДЦ 5 ДЗМ,
кандидат философских наук,
город Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.