Развитие связной речи детей с ОНР дошкольного возраста с использованием картинно-графических планов и схем

От слова к предложению, от предложения к рассказу.

Методическая разработка: Развитие связной речи дошкольников с ОНР, используя схематические планы.

Из опыта работы учителя-логопеда НДОУ «Детский сад №140 ОАО «РЖД» — Покатиловой Елены Михайловны.

Основываясь на результатах логопедической диагностики, мной было выявлено, что дети мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций, отсутствует самостоятельность в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски.

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействие на окружающих.

Изучив работы А.К. Марковой, Воробьевой мной были выбраны схемы для структурирования простых предложений, которыми должны овладеть дети с ОНР на первых этапах работы при составлении повествовательных рассказов.

Детям предлагаются картинные изображения: объектов и субъектов (картинки, вырезанные по контуру). Вводятся схематические изображения глаголов (стрелочки), прилагательных (волнистая линия), предлогов (схемы, предложенные Ткаченко).

1 модель предложения. Субъект – предикат

Используя первую модель, дети называют слова — действия, выставляют схематическое изображение глагола (стрелочку).

1 модель предложения. Субъект – предикат

На данном этапе, необходимо научить ребенка составлять простое нераспространенное предложение по предложенной схеме. Подлежащее + глагол-сказуемое. Основное внимание на первом этапе уделяется словам-действиям. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении. (Сорока трещит. Сорока летит. Сорока озирается. Сорока сидит. Сорока выглядывает. Сорока прыгает).

2 модель. Субъект – предикат – объект действия

Детям предлагаются две предметные картинки. Например: сорока, браслет. Проводится анализ – сравнение, получилось предложение или нет. Для построения предложения, необходимо добавить слово-действие. На данном этапе учим детей, подбирать слова-действия близкие по значению или подбираем глаголы, развивая логическую цепочку действий. Например, сорока увидела (заметила, подметила, нашла, подобрала, унесла, обронила) браслет.

2 модель. Субъект – предикат – объект действия

3 модель. Субъект – предикат – объект действия

Следующий этап работы включает подбор имен-прилагательных к имени-существительному, обозначая его графической (волнистой) линией. Зоркая (белобокая, длиннохвостая, шустрая, хитрая, молодая…) сорока нашла кольцо. Ребенок подходит и заменяет карточку (графическое изображение) называет свое слово. Произносит предложение полностью с подобранным словом.

3 модель. Субъект – предикат – объект действия

4 Модель. Субъект – предикат – объект действия

При использовании четвертой модели, детям предлагается подобрать прилагательное к объекту действия.

Сорока украла красивый браслет.

Сорока украла новый браслет.

Сорока украла блестящий браслет.

Сорока украла сверкающий браслет.

4 Модель. Субъект – предикат – объект действия

5. Модель. Субъект – предикат – объект действия

(с использованием предлогов)

Используя пятую модель, дети подбирают слова-действия, проговаривая предложение по схеме.

Предложение с предлогом ПОД.

  • Резиновый мяч закатился под стол.
  • Резиновый мяч лежит под столом.
  • Резиновый мяч нашли под столом.

Предложение с предлогом НАД.

  • Красивая бабочка порхала над цветком.
  • Красивая бабочка кружилась над цветком.
  • Красивая бабочка летала над цветком.
  • Красивая бабочка пролетела (порхала, кружилась, летала) над цветком.

После того, как дети овладеют тренировочными упражнениями и научатся составлять предложения по моделям, можно переходить к связным повествовательным рассказам, состоящими из 6 – 7 предложений. Детей знакомят с картинно-графической схемой повествовательного рассказа. Обучают пересказывать небольшой текст, с использованием схемы цепного рассказа.

Детям читают небольшой текст, по данному произведению проводят беседу. Выбирают предметные картинки и выставляют их на панно, для составления рассказа цепной организации предложений. Просят пересказать текст, используя связывающие слова – действия.

Для усложнения рассказа распространенными предложениями, вводятся модели “красивые слова” (качественные прилагательные).

При работе текстом учим детей, заменять имена существительные местоимениями, подбирать синонимы.

Можно детям предложить самостоятельно разложить предметные картинки, в свободные «окошечки», после чтения рассказа. Пересказать текст с опорой на графическую схему.

Предметно-графическая схема помогает детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его.

Детям предлагается самостоятельно составить логическую цепочку по картинно-графической схеме, подбирая нужные слова-действия. Чтобы рассказ получился красивый, живой и красочный, ребенку предлагается подобрать имена-прилагательные, предварительно расположив графическое изображение прилагательного в картинно-графическую схему рассказа.

Рассмотрим этот этап на составлении рассказа «Как появляются лягушата».

«Как появляются лягушата»

Алла ловила в водоеме головастиков. Они были маленькие, с большой головой, большими глазами и длинным хвостом. Алла поместила их в неглубокую ванночку. Головастики плавали и виляли хвостиком. Алла долго наблюдала за головастиками.

Через две недели Алла увидела около ванночки маленьких темненьких лягушат. Они удалялись от Аллы вглубь леса к болоту. Алла узнала, что из головастиков появляются лягушки.

По картинно-графическому плану ребенок самостоятельно может составить небольшой рассказ.

Картинно-графический план

Диана (7 лет):

Алла играла в прудике. В водоеме плавали головастики. Головастиков Алла переносила в ванночку. В ванне появились лягушата. Лягушата выпрыгивали и перемещались к лесу. За лесом находится болото. В болоте живут лягушки. Лягушки появляются из головастиков.

Все повествовательные рассказы, которые дети составляли в рамках занятия, можно обыграть с детьми в свободной деятельности. Используя многочисленные наборы картинок, ребенок составляет рассказы собственного сочинения.

Этапы работы над составлением описательных рассказов и рассказов — сравнения.

Составление описательных рассказов более сложный процесс, чем составление повествовательного рассказа. При составлении описательных рассказов необходимо проводить предварительную работу по накоплению словаря ребенка.

Подготовительный этап. Обогащение словарного запаса детей.

Прежде чем начать работу по схеме, предложенной Т. А. Ткаченко, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. Воспитатель на занятиях учит группировать предметы по форме, цвету, размеру и т. д. При составлении рассказов о фруктах, овощах с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету»… При составлении рассказов о животных, воспитатель читает детям познавательные рассказы из детских энциклопедий.

В подготовительный этап входит работа по умению раскрыть план, понимание, что означает тот или иной символ.

1 этап. Коллективное составление описательного рассказа по схеме.

На первом этапе используется готовая схема. Рассказ составляем коллективно, каждый ребенок озвучивает только свою часть рассказа по картинно-графической схеме. Объясняем ребенку, что рассказ можно начать с любой схемы-картинки. Описывается внешний вид предмета. Рассмотрим на примере описания овощей-фруктов. На каждой карточке нарисован анализатор. Мы можем увидеть – размер, цвет, форму. На ощупь – твердый, мягкий; гладкий, шершавый; легкий, тяжелый. На вкус – кислый, сладкий…На запах – ароматный, душистый, пряный…

С детьми, которые испытывают трудность в запоминании высказывания, проводим игру «Расскажем вместе». Логопед и ребенок составляет рассказ по частям, называя одни и те же признаки.

2 этап. Составление описательных рассказов каждым ребенком.

Дети самостоятельно составляют рассказы – описания, используя схему.

Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания.

Последовательность рассказывания

Педагог должен показать, что в рассказе нет жесткой программы, начинаем рассказ с любой карты-схемы и рассказываем в любой последовательности.

Задачу можно разнообразить. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему.

Лера (6 лет):

У меня в коробке овощ. Он белого цвета, треугольной формы, небольшого размера. На ощупь он твердый. На вкус горький. Он очень резко пахнет. Он очень полезный. Его можно есть сырым, а еще его кладут к огурцам и помидорам в банки и салаты. Что это такое? (Чеснок).

Наборы данных картинок-схем прилагаются к каждой лексической теме. При описании игрушек и предметов быта добавляются характеристики действия с данным предметом, составляющие, материал. При описании животных, птиц добавляется карточка-схема со слуховым анализатором, по которой дети описывают, кто издает какие звуки.

3 этап. Коллективное составление схемы-плана к составлению описательного рассказа.

На следующем этапе обучения составлению описательного рассказа, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. И здесь мы видим, что важна не только схема, которая будет использоваться для составления описательного рассказа, но и сам процесс составления этой схемы имеет большое педагогическое значение:

Дети сами определяют последовательность изложения;

1. Подбирают и предлагают способы обозначения того или иного признака.

Таким образом, на этапе коллективного составления схем происходит дальнейшее развитие самостоятельности в составлении описательного рассказа.

4 этап. Самостоятельное составление плана и рассказа.

На этом этапе мы предлагаем детям дома самостоятельно составить описательный рассказ и его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и составляют по ним рассказы на заданную тему.

Это этап индивидуального составления схемы.

Таким образом, переход к каждому новому этапу выражается во все большей самостоятельности при составлении описательного рассказа, и вся проделанная работа подготавливает детей к составлению самостоятельного описательного рассказа, без опоры на схему. И на этом этапе отказ от схемы уже не оказывает большого влияния на качество описательного рассказа.

5 этап. Составление сравнительных рассказов.

Кроме схем для описания одного предмета, коллективно составляем схемы для последовательного сравнительного описания двух предметов, где дети сначала выделяют сходные признаки предмета и обговаривают, как их обозначить. Затем дети выделяют отличительные признаки.

Прежде чем приступить к сравнительному описанию двух предметов, проводим с детьми следующие игровые упражнения: «Подскажи слово», «Найди отличия», «Скажи наоборот», «Два предмета», «Чем похожи, чем отличаются»…

Учим детей определять общие признаки: обобщающие понятия, форма, цвет, вкусовые качества. Если рассказ о животном — среда обитания, питание, внешний вид и т. д. Затем рассказываем, чем отличаются эти предметы, объекты.

В результате работы с картинками-схемами дети могут самостоятельно составить собственный описательный рассказ о любом предмете. Ребенок может фантазировать вместе с мамой и папой. Зарисовывать свои собственные схемы и проявлять свое творчество в составлении рассказов.

Покатилова Елена Михайловна,
учитель-логопед,
НДОУ «Детский сад №140 ОАО РЖД»,
г.Пермь

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (8 понравилось, средний балл: 4,63 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.