Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии

Система работы логопеда с неговорящими детьмиАннотация:

Развитие активной речи до уровня звуков:

  • Обучение воспроизведению гласных звуков первого ряда А, О, У, Э, Ы ;
  • Выполнение дыхательных упражнений, не раздувая щеки, выполнение артикуляционных упражнения «улыбка», «трубочка», «орешки», растирание ладонями щек, прикусывание зубами широкого кончика языка, дутье на губы, вызывая их вибрацию, высовывание языка вперед и убирание его обратно;
  • Нахождение нужных картинок при воспроизведении звука логопедом;
  • Соотнесение картинки с предметом.

Расширение пассивного словарного запаса: слова — названия диких и домашних животных, игрушек, нахождение их по просьбе логопеда.

Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии в условиях реабилитационного центра.

Модуль № 1: Работа над звуком.

Занятие 1. Лексическая тема «Дикие животные».

1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Зайцы»:

Скачет зайка косой (правой рукой изобразить скачущего зайчика – покачивать рукой вверх-вниз).
Под высокою сосною (правой рукой изобразить дерево — растопырить пальцы).
Под другою сосной (левой рукой изобразить дерево).
Скачет зайка другой (левой рукой изобразить скачущего зайчика).

2. Развитие артикуляционной моторики.

Начал грызть зайчишка корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. Пощелкать зубами.)
А по веткам, скок-поскок,
Белка — рыженький зверек.
Угостим ее орешком.

Белка орешек кладет то за одну щеку, то за другую (кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку).

3. Развитие речевого дыхания.

Бумажное пособие (на картинке нарисован волк, рядом на ниточке прикреплен заяц). Помоги зайчику убежать от волка. (сдуть зайчика).

4. Развитие слухового восприятия.

Игра «Кто как играет».

Мишка играет на барабане «бом-бом», зайчик играет на дудочке «ду-ду», лисичка играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет «ля-ля», «ду-ду», «бом-бом».

5. Развитие понимания речи.

Отгадывание загадок (ребенок показывает картинку с отгадками).

В дупле на старом дубе
Живу в густом лесу.
Хожу в пушистой шубе.
Орешки я грызу. (Белка)

Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ежик)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)

Кто зимой холодной
Ходит злой — голодный,
Он по лесу рыщет
И добычу ищет. (Волк)

6. Развитие активной речи.

Игра «Айболит»: логопед создает игровую ситуацию – к Айболиту приходят в гости знакомые игрушки – зайка, белочка.

У зайки болят зубки. Зайка плачет: а-а-а. У белочки болит лапка. Белочка плачет: а-а-а.

7. Развитие неречевых психических процессов.

Сложить разрезную картинку «Зайчик».

8. Пескотерапия.

Игра в песочнице с фигурками диких животных.

Занятие 2. Лексическая тема «Дикие животные».

1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Медведь».

Он в лесу глухом живет (изобразить деревья обеими руками).
Неуклюжий косолапый (изобразить походку медведя-шагать по столу четырьмя пальцами).
Летом ест малину (пальчиковая игра «собираем ягоды»).
А зимой сосет он лапу (поднести руку ко рту и почмокать губами).

2. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение «Зайчик»: Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
Упражнение «Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Упражнение «Ежик фыркает» — вибрация губ.
Упражнение «Белочка собирает грибы»: язычок поднять вверх, открывать и закрывать рот, не отпуская язык.
Упражнение «Белочка цокает».

3. Развитие речевого дыхания.

Бумажное пособие (на цветной картон (изображения облаков на небе) за ниточку приклеен мишка с парашютом. Инструкция: помоги мишке спуститься с парашютом).

4. Развитие слухового восприятия.

Игра «Мишка и зайчик».

Логопед:

- Давай поиграем. Мишка ходит медленно, а зайчик прыгает быстро. Когда я постучу в бубен медленно — ходи, как мишка, когда постучу быстро — бегай, как зайчик.

5. Развитие понимания речи.

Нахождение из нескольких картинок всех изображений медведей, отличающихся по внешним признакам.

6. Развитие активной речи.

Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь: э-э-э. Как ревел медведь? И к тебе в гости пришел мишка. Он здоровается с тобой: о-о-о (предъявляется игрушка). Поздоровайся с ним так же.

7. Развитие неречевых психических процессов.

Логопед произносит названия нескольких игрушек, а ребенок их выбирает и ставит в заданной последовательности.

8. Крупотерапия.

На картоне изображение медведя (основа — пластилин). Посыпаем картон гречихой, придавливаем руками, лишнюю крупу удаляем.

Занятие 3. Лексическая тема: «Домашние животные».

1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Лошадки»:

По дороге белой-гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок-цок-цок, цок-цок-цок,
Скачет резвый табунок. (перебирать всеми пальцами по столу)

2. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед:

- Лошадь большая и сильная. Сейчас мы сядем на лошадку и поскачем (цокать языком в разном темпе). Лошадка устала и проголодалась. Нужно ее накормить. Дадим ей сено. Лошадка ест (пожевать кончик языка). Теперь надо лошадку напоить. Дадим ей воду. Лошадка пьет (вытянуть губы трубочкой и втянуть в себя воздух).

3. Развитие речевого дыхания.

Бумажное пособие (изображения собаки и щенка, возле щенка на ниточке прикреплено изображение мячика). Инструкция: поиграй в мячик со щенком.

4. Развитие слухового восприятия.

Игра «Три коровы»:

- Это коровы (игрушки или картинки): корова – бабушка, корова – мама и теленок- ребенок. Бабушка мычит вот так:
ММУ (произнести низким голосом), бабушка мычит вот так: ММУ (произнести средним голосом), а теленок мычит вот так: мму (произнести высоким голосом).

Игра «Кто позвал?»:

На столе игрушки домашних животных. Логопед произносит звукоподражания, а ребенок показывает игрушки.

5. Развитие понимания речи.

Рассматривание парных картинок: 2 разные коровы, поросенок, кукла; 2 разных лошадки, кошка, мяч и др.

6. Развитие активной речи.

«Покажи лошадку».

Лошадка, скачи: И-И-И,
Лошадка, кричи И-И-И.

7. Развитие неречевых психических процессов.

Игра «Кто убежал?» (с игрушками домашних животных).

8. Водная терапия.

«Животные пошли купаться» (игра с фигурками домашних животных в тазике с водой).

Занятие 4. Лексическая тема: «Игрушки».

1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Лодка»:

В лесу родиться (обеими руками изобразить деревья),
А в воде живет (изобразить руками волны),
Веслами машет (помахать руками как веслами),
По речке плывет (сложить ладони в виде лодочки).

2. Развитие артикуляционной моторики.

Цок-цок, цокают копытца.
По паркету всадник мчится (цокать языком в разном темпе).
Видишь рядом на полу музыкальную юлу?
Покажи-ка язычок,
Как кружится наш волчок. (Открыть рот и заостренным кончиком языка облизать несколько раз губы).

3. Развитие речевого дыхания.

Дутье на бумажный кораблик в тазике с водой.

4. Развитие слухового восприятия.

Игра «Покажи игрушку»: ребенку необходимо показать игрушку, которую назвал логопед (поезд, кораблик) из нескольких (транспортные средства).

5. Развитие понимания речи.

Нахождение парных игрушек, отличающихся по внешним признакам.

6. Развитие активной речи.

Послушай стихотворение про пароход.

Пароходик домой спешит по прямой!
На волнах качается, брызги разлетаются. (выставляем руки вперед и совершаем колебательные движения вверх-вниз, произнося звук: ы-ы-ы.

7. Развитие неречевых психических процессов.

Сенсорное развитие: покажи большую (маленькую) игрушку; покажи игрушку … цвета (назвать цвет).

На столе выставляются 3-4 знакомые игрушки. Ребенку дается время внимательно их рассмотреть. Ребенок отворачивается, а логопед добавляет еще одну игрушку. Ребенок должен показать, какая игрушка появилась.

8. Изотерапия.

Рисуем кораблик.

Занятие 5. Лексическая тема: «Игрушки».

1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Самолет».

На земле большой, как дом (сделать руками «крышу»).
В небо поднимается (поднять руки вверх и посмотреть на них),
В точку превращается («поставить» указательными пальцами точку в «небе»).

2. Развитие артикуляционной моторики.

Посмотрите, самолет
Отправляется в полет.
Самолет летит, гудит,
Смелый летчик в нем сидит. (прикусить кончик языка и произнести звук Ы несколько раз)

3. Развитие речевого дыхания.

Бумажное пособие (к картону ниткой прикреплен бумажный самолетик. Инструкция для ребенка: Помоги самолету взлететь).

4. Развитие слухового восприятия.

На столе разложены несколько картинок. Логопед называет (самолет, вертолет), ребенок показывает.

5. Развитие понимания речи.

Показать на картинке отдельные детали самолета (пропеллер, кабина, хвост, крылья).

6. Развитие активной речи.

Логопед: послушай стихотворение про самолет.

По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолет
Прямо вперед!

Давай поиграем с самолетом. Полетели самолеты, загудели: у-у-у. Как гудят самолеты?

7. Развитие неречевых психических процессов.

Логопед выкладывает ряд картинок, в котором картинки относятся к одной теме, а одна лишняя (лук, капуста, морковь и самолет). Ребенок убирает лишнюю.

8. Тестотерапия .

Лепка самолета из соленого теста.

Продолжение.

Шаньгина Вера Николаевна,
логопед,
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»,
г. Шелехов Иркутской области

Литература:

1. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова «Общение с неговорящим ребенком в семье». Москва, АНМЦ «Развитие и коррекция» 2008 г.
2. Датешидзе Т.А. «Альбом по звукопроизношению»- СПб.: Речь, 2004 г
3. Н.С. Жукова «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, «Просвещение», 1990 г.
4. О.А. Новиковская «Скороговорки, чистоговорки ,пальчиковые игры, стихи для развития речи», Москва «Астрель», Санкт- Петербург «Астрель-СПб», 2009 г.
5. Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», Москва, издательство «Теревинф», 2007 г.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.