Словарь по лексическим темам с упражнениями

Предлагаю вашему вниманию лексический материал по темам для закрепления на домашних занятиях с детьми 5-6 лет. Представлен словарь по лексическим темам с упражнениями.

Лексическая тема: Овощи

Словарь:

Существительные:

Морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель, редька, баклажан, хрен, патиссон, чеснок, пастернак, тмин, салат, ботва, стручок, урожай.

Глаголы:

Расти, проливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать, окапывать, подкапывать, вырастать, срезать, вырезать, рассаживать, пересаживать.

Прилагательные:

Зеленый, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, пупырчатый, толстокожий.

Упражнения:

Морковь — сочная, длинная, хрустящая, оранжевая, рыжая…
Огурец —
Помидор —
Лук —
Капуста —

Один огурец, два огурца…
Один помидор, два помидора…
Одна морковь, две моркови…
Одна тыква, две тыквы…

Сок из моркови — морковный, из огурца — …, из свеклы — …,

Назови 1 звук в словах : овощ, морковь, свекла, укроп, помидор.

Отгадай загадки: Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста) Красный нос в землю врос. (Морковь) или Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь).

Объясняем ребенку значение и помогаем отгадать загадку.

Лексическая тема: Фрукты

Словарь:

Существительные:

Апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, айва, авокадо, гранат, хурма, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.

Глаголы:

Расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть.

Прилагательные:

Красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, наливное, румяное (яблоко), лимонный, вишневый, малиновый (сок), абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).

Упражнения:

Назови ласково:

Яблоко — яблочко,
Лимон — …,
Мандарин — …,
Банан — ….

Какие фрукты имеют желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий цвет?

Сосчитай до пяти: одна вишня, две вишни, три вишни, четыре вишни, пять вишен.

Персик…
Яблоко…

Назови соки: из лимона —…, из апельсина …, из яблока — …, из сливы — ….

Что лишнее и почему:

Яблоко, груша, помидор, апельсин.
Слива, персик, абрикос, компот.

Лексическая тема: Дикие животные

Словарь:

Существительные:

Волк, заяц, еж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, рысь, енот, белка, бобр, олень, ласка, куница, ондатра, выдра, барсук, клыки, сохатый, плутовка.

Глаголы

Ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать.

Прилагательные

Колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.

Упражнения:

Кто как голос подает?

Медведь — рычит;
Кабан — …
Волк — …
Сова — …

Какое слово не подходит? (лишнее)

Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.
Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.

Сосчитай до пяти.

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Один волк, …
Один медведь,…
Одна лиса, …
Одна белка, …
Один серый волк….
Одна рыжая лиса…
Один полосатый барсук…

Что общего и чем отличаются?

Белка и кошка,
Лиса и волк,
Медведь и ёж.

Лексическая тема: Домашние животные

Словарь:

Существительные: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пес, бык, козел, конь, кабан, баран, табун, стадо, отара, свора.

Глаголы: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать.

Прилагательные: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые.

Упражнения:

Продолжи предложения.

Собака лает, грызет кости, сторожит…
Лошадь ржет, пасется…
Кошка мырлыкает, ловит мышей, умывается…

Сосчитай до пяти.

Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.
Одна кошка, …
Одна собака, …
Одна лошадь, …
Одна овца,…

Табун — много лошадей.
Стадо — …
Отара — …
Свора — …

Кошка лакает молоко.
Корова …(жует) траву.
Собака … (грызет) кость.

Кто как разговаривает?

Корова мычит.
Лошадь (ржет).
Овца (блеет).
Собака (лает, рычит).
Кошка (мяукает, мурлыкает).
Свинья (хрюкает).

Лексическая тема: Домашние животные и птицы и их детеныши

Словарь:

Существительные: котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята, индюк, индюшонок, буренка, хохлатка, квочка, наседка, выводок.

Глаголы: резвиться, играть, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить, разводить, нахохлиться, подковать, объездить.

Прилагательные: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, вороной, игривый, заботливый.

Упражнения:

Назови детенышей:

У кошки — котята,
У собаки — (щенки),
У свиньи — (поросята),
Коровы — (телята),
Лошади — (жеребята),
Овцы — (ягнята).

Назови «маму» и «папу»:

Теленка, жеребенка, поросенка, щенка, котенка.

Какая может буть:

Собака — лохматая, злая, верная, ласковая, кусачая, породистая, большая, охотничья, сторожевая, старая, веселая…
Кошка — ….
Лошадь — …

Догадайся, каким будет четвертое слово и объясни, почему, ты так думаешь.

Собака — щенок, кошка — котенок;
Рыба — чешуя, кошка — … (шерсть);
Лиса — лисий, кошка — … (кошачий);
Лиса — заяц, кошка — … (мышь);
Корова — бык, кошка — … (кот);
Конь — ноги, кошка — … (лапы).

Лексическая тема: Зима, Зимняя одежда

Словарь:

Существительные: мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, шуба, пальто, дубленка, пуховик, варежки, рукавицы, перчатки, сапоги, валенки, унты, шапка, ушанка, вьюга, узор, иней, поземка, метель, стужа, наст, оттепель. Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки (лыжные), ёлка, украшения (ёлочные), праздник, лопата, хоккей, ворота, вратарь, год, крепления (лыжные), полозья, трамплин, дом, прорубь, трасса, клюшка, шайба, карнавал.

Глаголы: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, зашнуровывать, раздевать, одевать, надевать. Ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, украшать, праздновать.

Прилагательные: стылый, ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жесткий, прозрачный, резкий, шерстяной, меховой, пуховый, трескучий, жестокий, суровый, студеный. Лыжный, быстрый, острый, зимний, скользкий, санный, искристый, липкий, новогодний, рождественский, крещенские (морозы), подледная (рыбалка).

Упражнения:

Скажи наоборот.

Темный — светлый,
Короткий — (длинный),
Черный — (белый),
Холодный — (теплый, горячий),
Пасмурный — (ясный, солнечный),
Мягкий — (твердый, жесткий),
Ветер — (безветрие, тихая погода),
Заморозки — (оттепель),
Зимний — (летний),
Легкий — (тяжелый).

Продолжи предложение.

Зимой люди ходят в …(шапках, шубах, пуховиках…)
Зима приносит …(снегопады, морозы…)
Вода замерзла на …(реках, озерах)
Я люблю кататься зимой на … (санках).

Назови ласково: елка — елочка, санки — …, палки — …, гора — ….

Какое слово не подходит.

Лыжи, лыжнику, булыжник, лыжня.
Снежок, подснежник, нежный, снеговик.

Лексическая тема: Человек, Части тела

Словарь:

Существительные: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, прическа, челка, пробор, усы, борода, ресницы, здоровье, закалка.

Глаголы: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести, гладить, бросить, согнуться, кивать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить.

Прилагательные: длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, плечистый, голенастый, лобный, глазной, одноглазый, лохматый, кудрявый.

Упражнения:

Какое слово не подходит?

Кость, окостенеть, кисточка, костлявый, костоправ.
Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.

Отгадай и объясни загадки.

Живет мой братец за горой —
Не может встреться со мной. (глаза)

Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

Четко укажи часть тела.

Есть на пальцах наших ногти,
На руках — запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голепостоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски,
И газа, что так близки.
Щеки, нос, и две ноздри,
Губы, зубы — посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

Лексическая тема: Материалы и инструменты

Словарь:

Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, тиски, рубанок, лопата, грабли, гвоздь, дрова, гайка, винт, железо, медь, золото, серебро, пух, вата, шерсть, ситец, капрон.

Глаголы: забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать.

Прилагательные: кожаный, металлический, серебряный, нейлоновый, дровяной, пуховый, стеклянный.

Упражнения:

1. Чем мы: рубим дрова — топором; Пилим дрова — …

2. Сосчитать до пяти.

Один острый нож, два острых ножа… пять острых ножей.
Одни длинные ножницы… пять длинных ножниц.

3. Назови ласково:

Молоток — молоточек;
Ключ — …
Нож — …
Гайка — …
Гвоздь — …
Топор — …
Грабли — …
Наперсток — …

4. Придумай предложения с парами слов:

Гвоздь — молоток;
Игла — ткань;
Пила — дрова;
Лопата — яма.

5. Что можно делать: лопатой — выкапывать яму (под-, за-, от-, пере-)

6. Вспомни 10 инструментов, и что можно делать:

Лопатой — …, молотком — …, топором — …, граблями — …, ножницы — ….

7. Из чего — какой?

Из дерева — …, из железа …, из стекла — …, из пластмассы — …, из кожи — …., из меха — …, из шерсти — ….

Лексическая тема: Транспорт

Словарь:

Существительные: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, кораблю, вертолет, лодка, грузовик, шофер, остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.

Глаголы: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить, выруливать, ремонтировать, буксировать, подлетать, отлетать, взлетать.

Прилагательные: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской, автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, надземный, речной.

Упражнения:

Назови 3-4 вида транспорта — наземного, водного, пассажирского, воздушного.

Сколько у машины колес? Крыш? Фар? Рулей?

Что лишнее и почему?

Самолет, вертолет, орел, ракета.
Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

Какое слово не подходит?

Машенька, машина, машинный, машинка.
Море, морской, юмор, заморский, моряк.

Что общего и чес отличаются: конь и велосипед.

ТРАМВАЙ ЕДЕТ ПО ГОРОДУ.

Раздели слова на слоги.

Сколько слов в этом предложении.

Назови 1-е слово, 2-е, 3-е, 4-е.

Убери букву из середины слова РУБЛЬ. Какое слово получилось?

Поставь ударение в словах: МОТОР, РАКЕТА, АВТОБУС.

Что может делать:

Автобус — ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться.
Корабль — ….
Самолет — ….

Лексическая тема: Профессии, Строительство

Словарь:

Существительные: стройка, каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, экскаваторщик, сварщик, плотник, стекольщик, мастер, архитектор, кладка, кирпич, стена, панель, блок., крыша, краска, кран, фундамент, цемент, трактор, бульдозер, свая, котлован, кровельщик, паркетчик, паркет, плиточник.

Глаголы: поднимать, класть, управлять, красить, собирать, монтировать, строить, разравнивать, возводить, устанавливать, строгать, склеивать, сваривать, благоустраивать.

Прилагательные: высокий, низкий, красный, блочный, кирпичный, деревянный, городской, деревенский, высотный, комфортабельный, железобетонный, многоэтажный.

Наречия: красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.

Упражнения:

1. Что делает:

грузчик — грузит разные грузы;
строитель — …;
бетонщик — …;
экскаваторщик — ….

2. Что лишнее и почему.

Маляр, кисть, молоток (маляр, так как это профессия, а кисть и молоток —инструменты),

Строитель, стройка, врач (стройка, так как два других слова — профессии).

3. Расскажи о том, что делают люди этих профессий:

Инженер, повьар, кондитер, музыкант, певец, артист, врач, педиатр, хирург, стоматолог, крановщик, сварщик, электрик, моряк, продавец, кассир, учитель, воспитатель, шофер, водитель, летчик, военный, парикмахер, портной.

4. Что лишнее и почему?

Повар, поварешка, поварить, повредить, варить.

Камень, каменщик, комета, камушки.

5. Раздели слова на слоги.

БОЛЬНОЙ ЖДЕТ ВРАЧА.

Лексическая тема: Защитники Отечества

Словарь:

Существительные: солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель.

Глаголы: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.

Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, доблестный, отважный, смелый, трусливый.

Упражнения:

1. Как называется человек, который:

Летает на вертолете – вертолетчик;
Ездит на танке — …(танкист);
Служит в пехоте — …(пехотинец);
Прыгает с парашютом — …(парашютист);
Служит в подводной лодке — …(подводник).

2. Какое слово не подходит:

Воин, воинский, воет, воевать, война.
Рана, ранить, охрана, раненный, ранение.

3. Что делают:

Летчик — …, вертолетчик — …, танкист — …, парашютист — …, подводник — …, снайпер — …, сапер — …, пограничник — …

4. Пилот Андрей Краснов прилетел в Тулу.

Сколько слов в предложении?
Назови 5-е слово. Что это?
Сколько звуков во 2-м слове?
Сколько слов написано с большой буквы? Почему?
Поставь ударение в 1-м слове.

Лексическая тема: Времена года, Календарь, Весна

Словарь:

Существительные: зима, весна, лето, осень, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, утро, день, вечер, ночь, сосулька, оттепель, проталина.

Глаголы: греть, мерзнуть, висеть, расти, удлиняться, укорачиваться, щебетать, чирикать, пригреваться, отступать, сверкать, звенеть.

Прилагательные: весенний, зимний, солнечный, теплый, прохладный, суровый, яркий, рыхлый.

Наречия: Тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.

Упражнения:

1. Скажи наоборот:

тепло – холодно,
светло – темно,
сыро — …(сухо),
день — …(ночь),
грязно — …(чисто),
утро — …(вечер).

2. Установи порядок

Утро – после ночи, перед днем,
День — …(после утра, перед вечером),
Вечер — …(после дня, перед ночью),
Ночь — …(после вечера, перед утром).

3. Чтение, ответы на вопросы, пересказ

4. Контрольные задания:

- Перечисли времена года. Назови все весенние месяцы.
- что лишнее и почему?
Зима, весна, март, лето.
Март, апрель, весна, май.
- сколько весенних месяцев? (3,4,7)
- сколько дней в неделе? (4,7,12)
- раздели слова на слоги:

ФЕВРАЛЬ – ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ.

Лексическая тема: Мамин день, Семья

Словарь:

Существительные: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, племянница, дядя, тетя, сирота.

Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, накрывать (на стол), мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить.

Прилагательные: родная , любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.

Упражнения:

1. Какое слово отличается?

Бабушка, бабочка, бабушка, бабушка.

2. Назови ласково:

Анна, Аня – Анечка, Анюта, Аннушка.
Мария, Маша — …
Татьяна, Таня — …
Александр, Саша – Сашенька, Сашок, Сашуля.
Алексей, Алеша — …
Сергей, Сережа — …

3. Определи на слух самое короткое слово.

Доченька, дочурка, дочь, дочка.

4. Контрольные задания:

- расскажи что обычно делает твоя мама.
- расскажи, как ты помогаешь своей любимой маме.
-какое слово лишнее:

Дочь, дочка, дочиста, дочурка.
Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.

5. Выбери правильный ответ:

- мама старше дочки? (иногда, всегда, никогда)
- бабушка –это (папаина жена, мамина мама, соседка, мамина подруга, мамина сестра).

Лексическая тема: Весна в природе

Словарь:

Существительные: март, апрель, май, месяц, солнце, небо, журчание, звон, капель, смола, волчонок, грач.

Глаголы: просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться, пробуждаться, вылезать, выводить, выкармливать, натаскивать.

Прилагательные: ранний, поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый, яркий.

Упражнения:

1. Сосчитай до пяти.

Один мохнатый медвежонок, два мохнатых медвежонка…три…четыре…пять.
Один пушистый зайчонок…
Один серый волчонок…

2. Что общего и чем отличаются?

Бельчонок и зайчонок, медвежонок и ребенок.

3. Мамы играют с детенышами – кто с кем?

Волчица с волчонком;
Медведица с … (медвежонком)
Лиса с …
Белка с …
Рысь с …

4. Кто лишний и почему?

Сова, дятел, белка (белка, так как она не птица)
Зайчиха, волчонок, бельчонок (зайчиха, так как это взрослое животное, а остальные – детеныши).

5. Контрольные вопросы:

Кто живет: в дупле — …, в гнезде — …, в норе — …, в логове — …

Назови детенышей : зайцев — …, волков — …, медведей — …, лис — …, белок — …, ежей — …, лосей — …, бобров — …

Что лишнее и почему?

Медвежий, лисий, заячий, холодный.

- Лисенок, бельчонок, утенок, рысенок.

Какое слово не подходит?

- лиса, лисий, листик, лисенок, лисонька.
- бобр, бобрята, бобы, бобовый.

Шамаева Мария Егоровна,
учитель-логопед Муниципального казенного учреждения
«Вилюйское улусное (районное) управление образованием»
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции,
Республика Саха (Якутия), город Вилюйск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект итогового логопедического подгруппового занятия во второй младшей логопедической группе «Путешествие к бабушке в деревню» Конспект итогового логопедического подгруппового занятия во второй младшей логопедической группе «Путешествие к бабушке в деревню»
Авторская игра «Занимательные клеточки» Авторская игра «Занимательные клеточки»
Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня
Логопедические игры своими руками Логопедические игры своими руками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.