Игры для обогащения словарного запаса
«ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!»
Игра для упражнения способности к синтезу и свободы речи
Играть можно как вдвоем с ребенком, так и большой группой. Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором было бы это слово.
Как приглашение к игре ему передается камешек.
Хорошо, если ребенок может вспомнить строчку из сказки или стихотворения, но можно ограничиться и собственным творчеством.
Например, ведущий называет слово «луна» и передает камешек ребенку. Тот отвечает: «Взошла луна на небосклон», — и называет свое слово: «ночь», одновременно передавая камешек по кругу.
Следующий игрок продолжает: «Ночь холодная настала» и т. д.
Не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались друг с другом, но можно ввести новое условие и составить всем вместе связный рассказ или сказку.
«ЖИВОПИСЕЦ»
Игра для развития памяти, внимания и свободы речи
В игре участвуют непосредственно 2 ребенка, остальные остаются зрителями. Один из выбранных назначается живописцем, художником, а другой «заказывает» ему свой портрет.
Заказчик подробно описывает свою внешность, а художник, повернувшись ко всем спиной, рисует по подробному словесному описанию.
«КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?»
Игра для изучения и обогащения словарного запаса ребенка
Ребенку показывают два женских портрета (например, из журнала) и спрашивают: «Покажи, кто красивее?»
Затем спрашивают: «Почему?»
Фиксируют признаки, которые ребенок перечисляет в подтверждение своего выбора. После этого предъявляют два мужских портрета и просят оценить их таким же образом.
Ответы удовлетворительны, если ребенок назвал не менее 5 признаков, описывающих изображение с эстетической стороны.
«СОЧИНИ ИСТОРИЮ!»
Игра-упражнение для развития речи и причинно-следственных связей
Покажите ребенку три картинки польского художника Ленгрена, повествующие о жизни профессора Филютека и его любимого песика.
Вы-то, конечно, поняли, что там изображено: встретив важного прохожего с собачкой на поводке, Филютек захотел поддержать достоинство собственного семейства, для чего — по рассеянности или из чувства юмора? — зашел в спортивный магазин, купил скакалку и дал ее конец в зубы песику. Теперь тоже можно гулять с важным видом!
Попросите ребенка расставить карточки по порядку и сочинить рассказ о том, что происходит. Если задание будет выполнено неправильно, обратите внимание ребенка на несуразицы.
»РАСКРАСЬ РАССКАЗ!»
Упражнение для развития свободы устной речи
Обратитесь к ребенку: «Сейчас я прочту тебе рассказ. Все самое главное в нем написано, но рассказано скучно и неинтересно.
Я буду задавать тебе вопрос, а ты своим ответом добавлять разные важные слова, которые сделают рассказ красочнее и интереснее. Сначала просто послушай, а когда я буду читать второй раз, ты будешь мне помогать»
Курица и лисица
(Какая?) курица (где?) гуляла со своими (какими?) цыплятами. Вдруг (откуда?) показалась (какая?) лисица. Она хотела (как?) схватить (какого?) цыпленка. (Какая?) курица увидела (какую?) лисицу. Она (как?) кинулась на нее и (как?) отбила (какого?) цыпленка.
Чем разнообразнее слова подберет малыш, тем интереснее. Вы можете изменить и вопросы, а содержание рассказа при помощи определений свести к противоположному.
«СЛОВО ЗА СЛОВО…»
Игра для развития воображения и речевой реакции
Эта игра, во взрослом варианте носящая название «Бег ассоциаций», заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы.
Играть можно и группой, вдвоем.
Водящий произносит вслух два случайных слова, например, «крыса» и «табуретка».
Следующий участник произносит: «Папа бросил табуреткой в крысу» и называет следующее слово: «Молоко».
Следующий участник связывает предложением второе и третье слова: «На табуретке было разлито молоко» и т. д.
Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение.
Однако если Ваш ребенок имеет замедленный темп деятельности, лучше обойтись без проигравших!