Игры со «звучащим» словом

В своей статье я привожу некоторые примеры игр со «звучащими» словами.

Игры со «звучащим» словом

«Заговори, чтобы я тебя увидел»
Сократ

Наша жизнь с каждым годом предъявляет все более высокие требования не только ко взрослым людям, но и к детям: увеличивается  объем знаний, который необходимо усвоить ребенку.

Для того, чтобы помочь ребенку справиться с возрастающим объемом необходимых умений и знаний, важно вовремя позаботиться о правильном формировании речи. Так как это послужит фундаментом для дальнейшего обучения.

Важно понимать, что грамотная, чистая и четкая речь — это не одаренность, а результат планомерной и комплексной работы.

Давно известно, что мышление и речь взаимосвязаны. Словами мы излагаем свои мысли. А для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, необходим большой словарный запас.

На первых этапах усвоения ребенком смысла слова, он пользуется чувственными образами, в дальнейшем переходя к мысленным обобщениям.

Например, когда ребенок видит розу, которую папа подарил маме, он понимает, воспринимает ее органами чувств: он видит, какая она красивая и нежная, он нюхает ее и ощущает ее аромат. Все эти ощущения связаны у него со словом «роза».

В дальнейшем ребенок узнает, что розу называют еще и цветком, а также этим словом «цветок» называется и ромашка, и кактус и т. д. И вот на этом этапе ребенок переходит от чувственных ощущений к мыслительным обобщениям. Это важно учитывать в процессе обучения детей.

Развитием речи занимается  логопед. Неотъемлемой частью в развитии речи является работа над словарным запасом ребенка. Логопеду, развивая речь, необходимо не просто дать ребенку определенный набор слов, но и помочь ему понять смысл этих слов.

Для более точного понимания значения слова недостаточно пользоваться только словесным описанием слова, необходима опора на картинку, объекты из повседневной жизни. Чем ярче будут ощущения, тем лучше ребенок поймет и запомнит значение данного слова.

Также в работе логопеду необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать различные направления над ним:

-  необходимо формировать предметную отнесенность слов (т.е. связь наименования с предметом);

- формировать обобщающую функцию слова (т. е. отнесенность слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов);

- формировать понятийно-обобщающую функцию слова ( т.е. отнесенность слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.)

Для формирования восприятия переносного смысла слова можно использовать загадки. Но глубина понимания переносного употребления слов зависит от жизненного опыта ребенка — запаса его предоставлений.

Загадки всегда радуют детей. Включая их в работу, они дают возможность детям свободнее и легче справиться с речевыми заданиями логопеда.

Поддержите интерес ребенка к слову,  это поможет ему сформировать полноценную речь и даст ему чувство уверенности в себе.

В своей работе я использую игры со словами - Словесные игры.

Применяя их в работе, дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над значениями слов.

Вот некоторые из них, которые можно использовать с детьми (1 класс):

1. «Что за словом?»

Цель: учить понимать значение слов; формировать у детей практическое представление о многозначных словах.

Игровой материал: большие картинки многозначных слов; маленькие картинки , обозначающими другие значения многозначных слов. Варианты
использования многозначных слов.

Ход игры:

Язык:

У колокола — язык. Колокол без языка нем.

Солдаты были в разведке. Они привели языка.

Вот ботинок. У ботинка — язык.

Ручка:

Маша аккуратная девочка. У нее чистые ручки.

Мы на уроке. У учеников ручки.

У двери две ручки.

Ключ:

Много разных есть ключей:
Ключ — родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный
Ключ дверной.

Баранка:

Вот шофер — какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому, что спозаранку
Он крутил-вертел баранку.
А зачем крутил-вертел?
Лучше взял бы да и съел!…
А. Шибаев

Можно продолжить игру, предложив вспомнить многозначные слова и составлять с ними предложениями. За каждое  правильное слово и удачно
составленное предложение с ним, ребенок получает фишку. В конце игры подсчитать фишки и выигрывает тот, у кого фишек больше.

2. «Сравни и опиши»

Цель: учить детей в рассказах использовать сравнительные слова и обороты.

Ход игры:

Послушайте стихотворение В. Лифшица. Расскажите, чем отличаются эти коты. Используйте слова — «в отличие от…, по сравнению с …»

Сиамский кот

Я шерстки не видывал
Тоньше и глаже, глаза же
И мордочка
Словно бы в саже.
Он гордый,
Он на руки к вам не пойдет,
Тот серо-жемчужный
Таинственный кот.

Сибирский кот
Кот сибирский,
Кот пушистый,
Нежен мех его душистый,
Сам он важен и спесив-
Видно знает, что красив.

Выигрывает тот, кто правильно построит свой рассказ.

3. «Слова родственники»

Цель : научить детей подбирать однокоренные слова; научить понимать смысл родственных слов.

Ход игры и задача:

К данным словам подбираются «родственники». У этих слов есть общая  часть (корень). Выигрывает тот, кто набирает наибольшее количество очков.

Лес ( лесной, лесок, лесник и т.д.)

Дерево (деревянный, деревце и т.д.)

Чувство (чувствовать, чувствительный, сочувствие и т.д.)

Учение (учитель, учить, учеба и др.)

Прочитайте детям стихотворение Э. Мошковской о прогульщике.

Попросить детей найти в нем все родственные слова к слову «прогульщик».

Шел прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел.
Захотел прогульщик булку
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов…
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов.
И гулял киномеханик -
Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли за одно…
И обиделся Прогульщик!
И прогульщик не смолчал!
И прогульщикам гуляка
«Вы — прогульщики»! — кричал.

4. «Волшебные слова»

Цель: развивать речевой слух ребенка, развивать представление о звуковом составе слова.

Игровой материал: карточки со словами, магнитная азбука и доска, разрезная азбука у детей.

Ход игры:

Ребята, послушайте стихотворение. Составьте из названия этого стихотворения  другие слова.

Гастроном

Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.

Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
Мост построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху летчику видна
Вся родная СТОРОНА.

Ребята, попробуйте составить из слова  ЗДОРОВЬЕ как можно больше слов.

ЗДОРОВЬЕ — зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред.

Выигрывает тот, кто быстрее и больше составит слов.

5. Слова — двойняшки

Цель: учить детей понятию «слова-синонимы»; формировать у детей практическое представление о синонимах; развитие словарного запаса.

Игровой материал: цветные карандаши, карточки со словами по числу детей.

Ход игры:

Предварительно рассказать детям, что в русском языке есть такие слова, которые звучат по-разному, но называют одно и то же. Например, «храбрый — смелый». Такие слова называются синонимами.

Логопед: «слова потеряли своих братьев. Помоги им найти друг друга, для этого на карточках, которые лежат перед вами разноцветными карандашами соедините слова, похожие по значению, одной линией.»

Карточка-задание:

Друг                            Красный
Путь                            Гигант
Алый                           Жадный
Смелый                       Приятель
Скупой                        Храбрый
Великан                      Дорога
Ограда                         Кидать
Размышлять            Думать

Козлова Марина Сергеевна,
учитель-логопед  МДОУ ЦРР д/с 34,
МО г. Серпухов

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.