Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантантом

Как известно, здоровые люди воспринимают окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

Степень выраженности того или иного чувства может довольно сильно отличаться. Например, у одного человека острое обоняние, позволяющее вычленять отдельные компоненты из большого количества ингредиентов, составляющих духи, а другой не слышит запаха испорченной пищи.

Среди пяти чувств для человека важнее всего зрение и слух: именно через них мы получаем максимальную информацию об окружающей обстановке. Если по какой-то причине человек, утрачивает какое-то из них, то у него появляется, особенно на первых порах, острое чувство нехватки информации.

Слух занимает особое место, при помощи которых человек воспринимает окружающий мир. Мы живем в мире звуков: природы, музыки, речи, всевозможных шумов. Посредством слухового восприятия человек улавливает звуки, распознает близость или дальность их источников, направление звуковой волны, а также различает звуки по силе и тону.

Ухо настолько чувствительно, что почти способно слышать беспорядочные удары молекул воздуха о барабанную перепонку. Кроме того, ухо обладает удивительной избирательностью. В комнате, полной разговаривающих людей, оно способно игнорировать большинство шумов и улавливать лишь речь одного человека.

Тренированное ухо способно на чудеса! В смешении звуков симфонического оркестра ухо дирижера может выделять отдельные инструменты.

Но бывают ситуации, когда по той или иной причине человек лишен полноценного восприятия мира уже с момента своего рождения или с раннего детства.

Сегодня в России более 13 миллионов людей страдают нарушениями слуха (глухих и слабослышащих). Из них более 1 миллиона – глухие дети.

По статистике, ежегодно один из тысячи младенцев появляется на свет глухим. Еще двое из этой тысячи теряют слух в течение первого года жизни. Причин много: недоношенность, родовая травма, инфекционные заболевания будущей матери и ребенка и т.д. При этом порядка 50% всех нарушений слуха носят наследственный характер.

В настоящие время в Архангельской области приблизительно 2 тысячи человек с нарушением слуха.

Наука доказала и практика подтвердила, что нарушение слуха у детей необходимо диагностировать в первые месяцы жизни, чтобы провести реабилитационно-восстановительные мероприятия в наиболее чувстви-тельные периоды развития слуха и речи.

В настоящее время единственным способом реабилитации больных с тотальной глухотой является кохлеарная имплантация. В мире насчитывается уже более 20 000 больных, использующих вживленные кохлеарные протезы.

В чём смысл кохлеарной имплантации?

Слово «кохлеарный» происходит от латинского слова «кохлеа» — улитка. Так называется орган слуха, в котором находятся специальные клетки – рецепторы слуха, воспринимающие звуки и передающие их в виде электрических импульсов в слуховой нерв и дальше в мозг, где возникают слуховые ощущения.

У глухого ребенка погибают эти рецепторы в улитке, и, в результате, информация не поступает в мозг. Поэтому ребёнок не слышит. В этом случае ему не помогают обычные слуховые аппараты, которые просто усиливают звук. Но ему может помочь кохлеарная имплантация – хирургическая операция, при которой во внутреннее ухо-улитку глухого ребёнка вводится система электродов. Они передают звуки в виде слабых электрических импульсов слуховому нерву, и благодаря этому ребёнок воспринимает окружающие звуки.

Кохлеарная имплантация
Как работает кохлеарный имплант

1 — звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора.

2 — речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.

3 — эти импульсы передатчик посылает через неповрежденную кожу к импланту.

4 — имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке.

5 — слуховой нерв воспринимает их и посылает в слуховые центры мозга.

6 — мозг распознает переданные сигналы как звук.

Всем пациентам после кохлеарной имплантации  требуется послеоперационная реабилитация.

Послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

1. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта.

2. Развитие слухового восприятия и речи.

3. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.).

4. Психологическая помощь ребенку и его близким.

Сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом — научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Слухоречевая реабилитация включает в себя:

1. Научить анализировать речь и другие звуки, а в памяти ребёнка должны накопиться образы различных звуков и слов.

2. Овладеть системой родного языка – знать значение слов, правила изменения и соединения слов в предложениях.

3. Научить произносить разные звуки речи и соединять их в слова и предложения.

4. Научить общаться с другими людьми с помощью речи. Это очень важно, потому что многие дети с нарушенным слухом часто не используют слова и фразы в жизни для общения, хотя знают и произносят их на занятии с педагогом.

Периоды слухоречевой реабилитации детей с кохлеарным имплантом:

1 период – Начальный период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

Этот период почти исключительно связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. За этот период должны быть достигнуты параметры  настройки процессора,  позволяющие ребенку воспринимать все звуки  речи, а усилия педагогов и близких должны быть направлены на развитие у ребенка  интереса к окружающим звукам.

2 период- Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

За этот период у ребёнка достигается оптимальные и стабильные параметры настройки процессора кохлеарного  импланта, а главное формируется способность анализировать окружающие звуки и речь как звуковые сигналы.

Ребёнок  научается обнаруживать разные звуки, у него формируется непроизвольное и произвольное слуховое внимание, он слышит различия между звуками, узнает и запоминает разные звуки и слова.

Дальнейшее слухоречевое развитие  и занятия с сурдопедагогом и логопедом связаны с развитием у ребёнка речевой системы – накопление пассивного и активного словаря, развитие и формирование грамматической системы языка.  В этот период ребёнок начинает понимать часто используемые слова и предложения.

3 период – Языковой период развития восприятия речи и собственной речи.

Главным в этот период является развитие у ребёнка системы родного языка он  всё время должен слышать родную речь, пользоваться ею , получать специальные занятия по родному языку.

Особое внимание необходимо уделять развитию у ребенка слухового восприятия грамматической стороны речи.

У ребенка продолжает улучшаться  восприятие звуков  и речи – он начинает понимать речь в шуме, речь разных людей, речь, не обращенную к нему.

4 период – Период развития связной речи и понимания сложных текстов.

Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической и общих представлении об окружающем мире.

Он отличается от предыдущего периода тем, что это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребёнка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать  о различных событиях и явлениях, умение обращаться с разными людьми с помощью речи.

В настоящие время у детей с нарушенным слухом есть возможность обучаться в разных учреждениях.

Существует два основных подхода к обучению детей с нарушенным слухом:

- обучение в специальных учреждениях для детей с нарушенным слухом;

- интегрированное  обучение вместе со слышащими детьми.

Родители имеют право выбирать тип образовательного учреждения, и ребенок с нарушенным слухом имеет право посещать массовый детский сад или школу.

Ребёнок с нарушенным слухом нуждается в систематических занятиях сурдопедагогом, а в массовом детском саду его нет. Кроме того, специалисты в таких садах обычно не знают, как обращаться с  неговорящим ребенком с потерей слуха. Поэтому в этих случаях родители должны много заниматься с ребёнком самостоятельно под руководством сурдопедагога из реабилитационного центра.

В наш детский сад был направлен неорганизованный ребёнок  (1год 5 мес) по заключению ПМПК с диагнозом «Двухсторонняя сенсоневральная глухота, состояние после кохлеарной имплантации», то мне пришлось изучить много  специальной литературы такой как: Королёва И. В. «Развитие слуха и речи у глухих детей раннего возраста после кохлеарной имплантации», «Дети с нарушением слуха», «Кохлеарная имплантация и дети», О. В. Зонтова « Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом» и некоторые источники в интернете.

С  первых занятиях  начала использовать игры, которые помогают различать и опознавать неречевые звуки, и привлекала внимание к звучащим предметам.

Для этого использовала такие игры «Кто в гости пришел?», «Где звенит?», «Тихо- громко», «Звенит не звенит», «Тук-тук», так же  включала в свою работу игры презентации цель которых — узнавать звуки окружающей среды с разной громкостью.

Перед предъявлением звука или слова привлекала слуховое, и зрительное внимание ребенка указывала на своё ухо и говорила  «Слушай».

Например, при проведении игры «Тук-тук» повторяла слова и стучала по столу, мама помогала привлечь внимание к моим действиям, повторяла «тук-тук» и показывала на ухо: «Ты слышишь?» я слышу «тук-тук».

Принципиально важным является повторение одних и тех же слов, действий, жестов, что помогает запоминать слова и действия.

Малыши любят открывать и закрывать разные коробочки, вынимать и убирать в них мелкие предметы. На этом основана игра «Шумящие коробочки», во время игры малыш слышит повторяющиеся звуки. Главное в таких играх вызвать интерес к звукам, развивать навык прислушиваться к звучанию разных предметов.

В каждое занятие включаю упражнения на развитие дыхания и мелкую моторику, это так же способствует развитию речи.

В дальнейшем планирую продолжать работу, т. к.  реабилитация маленьких детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов центра кохлеарной имплантации, специалистов на местах и близких ребенка.

Жукова Елена Ивановна,
учитель–логопед МДОУ Детский сад
общеразвивающего вида №12 «Голубок»
Архангельской области г. Коряжма

Список используемой литературы:

- Программа слухоречевой реабилитации «Я слышу мир» ФГУ «СПб НИИ уха, горла, носа и речи». 2009г.
- Зонтова О.В.  Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом. — Санкт-Петербург, КАРО, 2008г.
- Зонтова О.В.  Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом. -  Санкт-Петербург, КАРО, 2008г.
- Королева И.В.  Развитие слуха и речи у глухих детей раннего возраста после кохлеарной имплантации. — Санкт-Петербург, КАРО, 2009г.
- Королева  И.В., Янн П.-  Дети с нарушением слуха. — Санкт-Петербург, КАРО, 2009г.
- Королева  И.В.   Кохлеарная имплантация и дети. — Санкт-Петербург, КАРО, 2009 г.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.