В публикации представлен опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN в условиях ГОБУЗ «Областного специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики». Кроме того, дано краткое представление об учреждении, его основная задача, структура, оборудование, этапность работы специалистов учреждения в условиях сенсорной комнаты.
Данное сообщение было представлено в ходе международной открытой дискуссии на специализированном семинаре «Сенсорная стимуляция и Снузелен в реабилитации и специальном образовании детей со специальными потребностями», проводимого в г. Москве в декабре 2012 года. Выступление сопровождалось демонстрацией мультимедийной презентации и было положительно воспринято и оценено аудиторией и организаторами семинара.
Сообщение об опыте применения сенсорного оборудования SNOEZELEN в условиях специализированного Дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики
На Кольском полуострове в городе Апатиты Мурманской области находится Государственное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС, с нарушением психики».
Это уютное, просторное, светлое двухэтажное здание с хорошо оборудованными детскими участками и игровыми площадками.
Основной задачей учреждения является оказание специализированной помощи детям с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики и недостатками физического развития, детям, оставшихся без попечения родителей, детям-инвалидам, детям с профильной патологией, воспитывающихся в семьях по медицинским и социальным показаниям.
Структура учреждения
Учреждение включает в себя:
- лечебно-реабилитационное отделение с кабинетом функциональной диагностики и ультразвуковыми исследованиями,
- массажный зал,
- физиотерапевтический кабинет, куда входят кабинеты водолечения, светолечения,
- ингаляторий,
- тренажерный зал,
- бассейн,
- зал лечебной физкультуры, оборудованный ортопедическими укладками фирмы «Rehab and medical», балансировочными досками, рефлекторно – нагрузочным комбинезоном «Адели», петлей Гросса и пр.
И коррекционное отделение. Коррекционную работу с детьми осуществляют учителя-дефектологи, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Специалисты отделения коррекционной педагоги в ходе занятий активно используют современные прогрессивные методики и оборудование в том числе оборудование ведущих мировых фирм-производителей.
А именно:
- музыкотерапия,
- Монтессори – класс, оборудованный Монтессори материалом,
- кабинет педагога – психолога, работающего с детьми раннего возраста,
- компьютерная мультисенсорная система «PMD», специально разработанная для детей с тяжелыми физическими недостатками, имеющими ограниченные физические возможности,
- логотерапевтический аппарат биологической обратной связи (БОС),
- сенсорная комната SNOEZELEN.
В 1993 году наше учреждение включено в президентскую программу «Дети России», подпрограмма «Дети – инвалиды», в рамках которой осуществлялось финансирование внедрения новых технологий диагностики заболеваний и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 1996 году начались первые поставки выбранного нами оборудования для сенсорной комнаты.
В апреле 1997 года была смонтирована сенсорная комната. Каких-то специальных рекомендаций по ее использованию нам не предоставили и материал нарабатывался методом «проб и ошибок».
В середине 1998 года к нам поступили некоторые методические рекомендации по использованию сенсорной комнаты. К этому моменту нам стало понятно, что мы не только нашли правильный путь, но имеем несколько отличный и более широкий аспект применения сенсорной комнаты.
Задачи специалистов
Занятия в сенсорной комнате проводят специалисты разного профиля: педагог-психолог и учителя-дефектологи. Каждый специалист ставит перед собой и решает свои задачи:
1) Психолог, посредством оборудования СК формирует положительный эмоциональный фон настроения, снимает повышенный уровень тревожности и страхов, нормализует поведение.
2) Дефектологи, используя элементы сенсорной комнаты, в ходе комплексных занятий решают ряд специфических задач, таких, как:
- развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,
- формирование зрительно-моторной координации,
- развитие тонкой моторики,
- стимуляция речевой активности,
- нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата в условиях релаксации.
Этапы работы в сенсорной комнате
Работу в сенсорной комнате можно условно разделить на три этапа:
1. Знакомство с сенсорной комнатой.
Непривычная для детей обстановка может вызвать отрицательные эмоции, поэтому знакомство мы начинаем без включения сенсорных панелей, давая возможность привыкнуть к новым ощущениям. Необходима и предварительная подготовка посредством рассказа о сказочной, волшебной комнате. Для этапа ознакомления обычно бывает достаточно одного посещения.
2. Адаптация к условиям сенсорной комнаты.
Элементы вводим поэтапно. Занятия проводятся в виде игры, в которой «волшебная» комната дарит детям свои сюрпризы.
3. Коррекционная работа в условиях сенсорной комнаты.
Этот этап, непосредственного развития сенсорной чувствительности, начинается с наиболее сохранных видов – тактильной и кинестетической, постепенно переходит к более депривированным – зрительной и слуховой. Количество занятий определяется степенью развития сенсорных ощущений.
Оборудование сенсорной комнаты
Оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на два функциональных блока, в зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС – релаксация или активация.
К релаксационному блоку относятся:
1) «Светящийся» бассейн с прозрачными шариками,
2) Водная музыкальная кровать, «космическая» сетка и фонотека релаксационной музыки
3) Панели, создающие рассеянный свет:
- Световые трубки с пузырьками и цветными шарами
- Интерактивные трубки с пузырьками
- Зеркальная панель со светооптическими нитями
- Настенная панель с пузырьками
- Световая трубка «Фонтан»
- Каскад светооптических волокон
- Панель «Искрящийся ковер»
- Ковер «Млечный путь»
- Зеркальный шар с цветовым проектором.
Активационный блок включает в себя все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями:
1) Панель «Огненное колесо».
2) Интерактивная фиброоптическая панель «Фонтан».
По нашему мнению некоторые панели и оборудование можно отнести к «универсальным». Так, например, в «светящемся» бассейне можно просто полежать, наблюдая, как изменяется цвет шариков, или понаблюдать, как по стенам плавно плывут разноцветные «зайчики», образованных от вращения зеркального шара, слушая спокойную, релаксационную музыку. А можно провести подвижные игры с детьми, например, «Кто быстрее доплывет до берега» или «Прятки».
Детям нашего учреждения очень нравятся занятия в «волшебной» комнате. Всегда с удовольствием идут туда, в ожидании очередного чуда и волшебства.
Отслеживая динамику развития детей, мы с уверенностью можем отметить, что использование оборудования SNUZELIN в коррекционной работе является мощным стимулом эмоционального, речевого, физического и сенсорного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
1) Образцова Ольга Евгеньевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области;
2) Гутель Светлана Валерьевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области.